ПСИХОЛОГ КАК ЛИДЕР
Возможно, кому-то из читателей
данная тема покажется искусственной и
надуманной: мол, если психолог не способен быть
лидером, то он им и не станет, а если способен, то
станет и будет вести себя так, как положено
лидеру. Правда в таком утверждении, несомненно,
есть. Стать лидером по разнарядке или на одном
голом энтузиазме невозможно. Об этом говорится в
других статьях этого тематического номера. Но
что может (и даже, по-видимому, должен) сделать
школьный психолог — так это встать в
рефлексивную позицию по отношению к
собственному лидерству или его отсутствию.
Могу я стать лидером, есть ли у меня опыт
лидирования в стабильной, долгосрочно
существующей группе? Если да, то какие
преимущества мне это даст? Какие ограничения
наложит на мою профессиональную деятельность?
Вот вопросы, которые может задать себе психолог.
Лидерство во многом привлекательно и дает
специалисту, взявшему на себя эту роль в трудовом
коллективе, определенные возможности,
привилегии, придает дополнительные краски его
отношениям с другими. Но вместе с тем и
ограничивает в немалой степени! Можно
проанализировать все достоинства и недостатки
лидерского положения и сознательно сделать
выбор.
Повторю еще раз: стать лидером по желанию
невозможно, но сознательно отказаться от этой
роли — вполне. О плюсах и минусах лидерской
позиции психолога в педагогическом коллективе и
ее отсутствия — в этой таблице.
|
Психолог в роли
инструментального лидера |
Психолог в роли
экспрессивного
лидера |
Психолог
вне
лидерской позиции |
Положение в
коллективе, образцы лидерского поведения |
Лидер –
мотиватор: Психолог активно заявляет и
отстаивает определенные идеи, которые, с его
точки зрения должны быть положены в основу
деятельности школы. Выступает в роли идеолога
школы и проводимых инноваций; Лидер-
организатор: выступает инициатором различных
программ и проектов, организует ту или иную
работу пед.коллектива, проведение семинаров,
методических встреч и т.д.;
Лидер-эрудит: выступает в
качестве эксперта, знатока тех или иных
актуальных педагогических вопросов.
Предоставляет информацию, служит источником
новых знаний;
Лидер-мастер: проводит
тренинги, семинары и другие мероприятия, задавая
собственным поведением определенную модель
общения, решения конфликтов, реализации той или
иной образовательной технологии. Показывает
“как надо” |
Собственным
поведением, отношением к другим людям задает
определенную модель взаимоотношений.
Активно пропагандирует определенный тип
отношений, помогает педагогам овладеть новыми
моделями межличностных отношений.
Оказывает поддержку тем, кто оказывается в
положении изолированных или отверженных,
психологически поощряет тех членов коллектива,
которые демонстрируют образцы
доброжелательного, уважительного отношения.
Внимательно следит за эмоциональным климатом в
коллективе, своевременно вмешивается в
конфликты, создает условия для доверительного
общения и т.д. |
Эмоционально
поддерживает лидерское поведение других членов
группы.
Сознательно подчиняется реально действующим
лидерам, собственным поведением задает другим
членам коллектива модель конструктивного
поведения исполнителя.
Создает условия для появления и активного
проявления педагогов-лидеров, учитывая
необходимость такой работы при сценировании тех
или иных психологических и других мероприятий. |
Профессиональные
возможности |
Оказание
реального влияния на процессы функционирования
и развития образовательной среды школы. |
Оказание
реального влияния на социально-психологический
климат в учительском коллективе |
Построение
поведения, независимого от группы; возможность
противостоять группе, опосредованное влияние на
развитие отношений в школе. |
Адекватные
профессиональные позиции |
“Просветитель”,
“Эксперт”, “Менеджер”, “Тренер” |
“Просветитель”,
“Тренер”,
“Консультант”, “Фасилитатор” |
“Консультант”,
“Соавтор” “Фасилитатор” |
Трудности
и ограничения |
В своем
поведении, принятии решений, выборе средств
влияния психолог становится зависимым от
собственного статуса и, соответственно,
коллектива педагогов. Лидер – далеко не самый
свободный человек в группе.
Позиция лидера обязывает ей соответствовать
(“держать марку”).
Психолог вступает в явный или скрытый конфликт с
педагогами, претендующими на лидерскую позицию.
Психолог своим поведением тормозит
социально-психологическое развитие других
членов группы ,у которых может не хватить
психологической грамотности для того, чтобы
самим занять место лидера. |
У
психолога недостаточно влияния для пропаганды
своих мировоззренческих установок, внедрения их
в реальную практику жизни школы.
Ценности педагогов-лидеров могут приходить в
противоречие с профессиональными ценностями
психолога. В этом случае он либо столкнется с
трудностями в отстаивании своей позиции, либо
будет вынужден вступать в противостояние с
лидерами. А для этого нужна психологическая
сила… |
В позиции
инструментального лидера психолог рискует
потерять эмоциональный контакт с членами
коллектива. |
В позиции
экспрессивного лидера психолог не имеет
возможности принимать решения или осуществлять
шаги, эмоционально задевающие членов коллектива,
так как от него ждут поддержки. |
Особенности
взаимодействия с руководителем |
Возможны
конфликты с руководителем, который сам
претендует на позицию инструментального лидера.
Такие конфликты достаточно распространены. |
Возможны
конфликты с руководителем, претендующим на роль
эмоционального лидера в коллективе. Более редкая
ситуация. |
Отношения
укладываются в рамки отношений
“руководитель-подчиненный” |
Пояснения к таблице
Принято выделять два вида внутригруппового
лидерства: инструментальное и экспрессивное.
Инструментальное лидерство призвано управлять
активностью группы в отношении достижения
стоящей перед группой цели: к какой именно цели
идет группа, какими темпами, какие пути для этого
используются, как включены в этот процесс
отдельные члены группы, кто нуждается в
поддержке, а кто — в негативных санкциях и т.д.
Соответственно, лидер, ориентированный на
решение стоящих перед группой задач, называется инструментальным.
Среди инструментальных лидеров принято
различать лидеров-организаторов,
лидеров-мотиваторов, лидеров-эрудитов,
лидеров-мастеров.
Лидер-мотиватор нацеливает группу на достижение
тех или иных целей, воодушевляет, убеждает,
заражает личным примером. После общения с ним
хочется действовать, появляются дополнительные
силы и стимулы к изменению и развитию.
Лидер-организатор — это тот член группы, который
способен взять на себя ответственность за
процесс достижения поставленной цели: продумать
план действий, распределить обязанности,
осуществить контроль, поощрить старающихся и
пожурить недостаточно активных.
Задача лидера-эрудита специфична и не так часто
востребована в группе: он способен в нужный час и
в нужном месте предоставить информацию,
чрезвычайно важную для достижения цели. Может
быть, он ею владеет, может быть, умеет
своевременно добывать. Главное — он умеет так
делиться ею с окружающими, что информация
оказывается востребованной.
Лидер-мастер — воплощенный в живом человеке
ответ на вопрос: «А как надо?» Он способен
научить, объяснить, послужить примером
правильного выполнения того или иного дела. И это
очень важно: он не просто умелец, но может
грамотно передать свое умение другим.
Экспрессивное лидерство направлено на
регулирование межличностных, прежде всего
эмоциональных отношений, существующих между
членами группы. Его цель — сплочение,
поддержание внутренней целостности и единства
группы. Лидер, ориентированный на решение задач
сплочения, называется экспрессивным,
или эмоциональным. Психолог в
роли инструментального лидера чаще всего
выступает как официально признанный или
«подпольный» идеолог процессов развития школы. В
роли экспрессивного лидера его заботой
становится эмоциональный климат в школе, который
он и поддерживает на нужном уровне всеми
доступными ему средствами. В том числе — личным
обаянием, поддержкой других, собственным
оптимизмом, которым он заражает окружающих.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|