Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2003


ГИЛЬДИЯ

ПСИХОЛОГ КАК ЛИДЕР

Возможно, кому-то из читателей данная тема покажется искусственной и надуманной: мол, если психолог не способен быть лидером, то он им и не станет, а если способен, то станет и будет вести себя так, как положено лидеру. Правда в таком утверждении, несомненно, есть. Стать лидером по разнарядке или на одном голом энтузиазме невозможно. Об этом говорится в других статьях этого тематического номера. Но что может (и даже, по-видимому, должен) сделать школьный психолог — так это встать в рефлексивную позицию по отношению к собственному лидерству или его отсутствию.
Могу я стать лидером, есть ли у меня опыт лидирования в стабильной, долгосрочно существующей группе? Если да, то какие преимущества мне это даст? Какие ограничения наложит на мою профессиональную деятельность? Вот вопросы, которые может задать себе психолог.
Лидерство во многом привлекательно и дает специалисту, взявшему на себя эту роль в трудовом коллективе, определенные возможности, привилегии, придает дополнительные краски его отношениям с другими. Но вместе с тем и ограничивает в немалой степени! Можно проанализировать все достоинства и недостатки лидерского положения и сознательно сделать выбор.
Повторю еще раз: стать лидером по желанию невозможно, но сознательно отказаться от этой роли — вполне. О плюсах и минусах лидерской позиции психолога в педагогическом коллективе и ее отсутствия — в этой таблице.

  Психолог в роли инструментального лидера Психолог в роли экспрессивного
лидера
Психолог
вне
лидерской позиции
Положение в коллективе, образцы лидерского поведения Лидер – мотиватор: Психолог активно заявляет и отстаивает определенные идеи, которые, с его точки зрения должны быть положены в основу деятельности школы. Выступает в роли идеолога школы и проводимых инноваций;

Лидер-
организатор:
выступает инициатором различных программ и проектов, организует ту или иную работу пед.коллектива, проведение семинаров, методических встреч и т.д.;

Лидер-эрудит: выступает в качестве эксперта, знатока тех или иных актуальных педагогических вопросов. Предоставляет информацию, служит источником новых знаний;

Лидер-мастер: проводит тренинги, семинары и другие мероприятия, задавая собственным поведением определенную модель общения, решения конфликтов, реализации той или иной образовательной технологии. Показывает “как надо”

Собственным поведением, отношением к другим людям задает определенную модель взаимоотношений.
Активно пропагандирует определенный тип отношений, помогает педагогам овладеть новыми моделями межличностных отношений.
Оказывает поддержку тем, кто оказывается в положении изолированных или отверженных, психологически поощряет тех членов коллектива, которые демонстрируют образцы доброжелательного, уважительного отношения.
Внимательно следит за эмоциональным климатом в коллективе, своевременно вмешивается в конфликты, создает условия для доверительного общения и т.д.
Эмоционально поддерживает лидерское поведение других членов группы.
Сознательно подчиняется реально действующим лидерам, собственным поведением задает другим членам коллектива модель конструктивного поведения исполнителя.
Создает условия для появления и активного проявления педагогов-лидеров, учитывая необходимость такой работы при сценировании тех или иных психологических и других мероприятий.
Профессиональные возможности Оказание реального влияния на процессы функционирования и развития образовательной среды школы. Оказание реального влияния на социально-психологический климат в учительском коллективе Построение поведения, независимого от группы; возможность противостоять группе, опосредованное влияние на развитие отношений в школе.
Адекватные профессиональные позиции “Просветитель”, “Эксперт”, “Менеджер”, “Тренер” “Просветитель”,
“Тренер”,
“Консультант”, “Фасилитатор”
“Консультант”, “Соавтор” “Фасилитатор”
Трудности и ограничения В своем поведении, принятии решений, выборе средств влияния психолог становится зависимым от собственного статуса и, соответственно, коллектива педагогов. Лидер – далеко не самый свободный человек в группе.
Позиция лидера обязывает ей соответствовать (“держать марку”).
Психолог вступает в явный или скрытый конфликт с педагогами, претендующими на лидерскую позицию.
Психолог своим поведением тормозит социально-психологическое развитие других членов группы ,у которых может не хватить психологической грамотности для того, чтобы самим занять место лидера.
У психолога недостаточно влияния для пропаганды своих мировоззренческих установок, внедрения их в реальную практику жизни школы.
Ценности педагогов-лидеров могут приходить в противоречие с профессиональными ценностями психолога. В этом случае он либо столкнется с трудностями в отстаивании своей позиции, либо будет вынужден вступать в противостояние с лидерами. А для этого нужна психологическая сила…
В позиции инструментального лидера психолог рискует потерять эмоциональный контакт с членами коллектива. В позиции экспрессивного лидера психолог не имеет возможности принимать решения или осуществлять шаги, эмоционально задевающие членов коллектива, так как от него ждут поддержки.
Особенности взаимодействия с руководителем Возможны конфликты с руководителем, который сам претендует на позицию инструментального лидера. Такие конфликты достаточно распространены. Возможны конфликты с руководителем, претендующим на роль эмоционального лидера в коллективе. Более редкая ситуация. Отношения укладываются в рамки отношений “руководитель-подчиненный”

Пояснения к таблице
Принято выделять два вида внутригруппового лидерства: инструментальное и экспрессивное. Инструментальное лидерство призвано управлять активностью группы в отношении достижения стоящей перед группой цели: к какой именно цели идет группа, какими темпами, какие пути для этого используются, как включены в этот процесс отдельные члены группы, кто нуждается в поддержке, а кто — в негативных санкциях и т.д. Соответственно, лидер, ориентированный на решение стоящих перед группой задач, называется инструментальным. Среди инструментальных лидеров принято различать лидеров-организаторов, лидеров-мотиваторов, лидеров-эрудитов, лидеров-мастеров.
Лидер-мотиватор нацеливает группу на достижение тех или иных целей, воодушевляет, убеждает, заражает личным примером. После общения с ним хочется действовать, появляются дополнительные силы и стимулы к изменению и развитию.
Лидер-организатор — это тот член группы, который способен взять на себя ответственность за процесс достижения поставленной цели: продумать план действий, распределить обязанности, осуществить контроль, поощрить старающихся и пожурить недостаточно активных.
Задача лидера-эрудита специфична и не так часто востребована в группе: он способен в нужный час и в нужном месте предоставить информацию, чрезвычайно важную для достижения цели. Может быть, он ею владеет, может быть, умеет своевременно добывать. Главное — он умеет так делиться ею с окружающими, что информация оказывается востребованной.
Лидер-мастер — воплощенный в живом человеке ответ на вопрос: «А как надо?» Он способен научить, объяснить, послужить примером правильного выполнения того или иного дела. И это очень важно: он не просто умелец, но может грамотно передать свое умение другим.
Экспрессивное лидерство направлено на регулирование межличностных, прежде всего эмоциональных отношений, существующих между членами группы. Его цель — сплочение, поддержание внутренней целостности и единства группы. Лидер, ориентированный на решение задач сплочения, называется экспрессивным, или эмоциональным. Психолог в роли инструментального лидера чаще всего выступает как официально признанный или «подпольный» идеолог процессов развития школы. В роли экспрессивного лидера его заботой становится эмоциональный климат в школе, который он и поддерживает на нужном уровне всеми доступными ему средствами. В том числе — личным обаянием, поддержкой других, собственным оптимизмом, которым он заражает окружающих.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук