Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2003


КОЛЛЕГИ

ОПЫТ ПЛЮС ПРИЗВАНИЕ

Школа № 1205 — одна из самых престижных в Москве. Желающих учиться здесь в несколько раз больше, чем может поместиться в далеко не новом пятиэтажном школьном здании. Но так было не всегда. Были времена, когда сюда не очень-то стремились дети и не задерживались учителя, а директоров в течение трех лет сменилось целых пять. И наконец эта должность досталась шестому — молодому учителю английского языка. Случилось это 18 лет назад...
Говорят, что обучение в вузе позволяет получить любую профессию. Любую, кроме профессии руководителя, потому что руководитель — это опыт плюс призвание. В полной мере эти слова можно отнести к директору школы Андрею Николаевичу БАСКАКОВУ, который поделился своими взглядами на проблему руководства современной школой.

 

Как это произошло

Директором я стал, можно сказать, случайно. Я вел урок английского в четвертом классе, когда в класс вошла начальник окружного управления образования. Удивилась, что необычно веду занятия, что мебель в классе не такая, как везде (я ее сам переделал). Предложила выступить на очередной конференции и отправила на курсы директоров. Потом вызвала к себе: «Есть одна школа с очень сложным контингентом, не хотите попробовать?»
Было трудно, но думаю, что помогла моя амбициозность. Я все время хочу подтвердить свою состоятельность. Болезненно реагирую, если что-то не получается, если нет продуктивной идеи. Может быть, это мой комплекс, но я должен все время доказывать себе, что еще не выработался, что еще многое впереди.
Я безумно счастлив, что судьба распорядилась именно так — привела меня в эту школу. Здесь я могу реализовать себя в полной мере, во всех желаемых ролях. Директор школы — он и педагог, и психолог, и актер, и режиссер, и дизайнер, и хозяйственник, и экономист.
Понимание того, что это мое призвание, что школа — мое детище, пришло не сразу. Потребовалось 12–13 лет и колоссальные усилия. Теперь я уверен, что не пользуюсь результатами чужого труда, а пожинаю плоды собственных усилий.
Может быть, я часто поддаюсь чувству взамен рационального решения, далеко не всегда удается свои действия научно обосновать и сформулировать. Думаю, что основной метод моей работы — интуитивный.

О коллегах

Мои заместители — настоящие ангелы. Правая и левая рука, ноги и голова. Без них я совершенно не знаю, что делать и как управлять. Они ведут всю организационную работу и работу с документами.
В учителе ценю желание учиться. Тревожно, если учитель узурпирует некое право «вещать истину» и диктовать свою волю. Сомневающийся учитель, как мне кажется, более профессионален, нежели учитель, укоренившийся во взглядах. Я и сам всегда сомневаюсь, то ли и так ли делаю. Учитель должен постоянно повышать свой уровень знаний не только о предмете, но и о жизни. Тогда он будет действовать более деликатно, принимать неординарные решения и при этом сам для себя раскрываться по-другому. Считаю, что учитель ничем, кроме как собой, научить не может: ни учебником, ни компьютером — только личным примером.
Одно из важных качеств, которое ценю в коллегах, — преданность школе. За это можно многое простить. Сейчас масса частных школ, где выше оплата труда, но многие очень квалифицированные люди работают здесь, у нас, никуда не уходят. Для них также важны традиции и идеи нашей школы. Текучесть кадров у нас небольшая. Если и уходят, то на пенсию или из-за смены места жительства. Крайне редко бывает так, что учитель уходит, потому что не сработался с коллективом. В этом случае я переживаю болезненно.
Многие учителя — выпускники нашей школы. Я рад этому, так как они знают школу и как ученики, и как учителя.

О психологе школы

Помощь школьного психолога, Ольги Анатольевны, я чувствую в любом школьном деле. Она профессионал и удивительно доброжелательный, уравновешенный человек. Неважно, какой сложности я ставлю перед ней проблему, она всегда умеет ее разрешить.
За время 14-летнего сотрудничества не было таких разногласий, которые бы заставили меня усомниться в том, что она понимает и чувствует политику школы. Скорее я поменяю свое мнение, нежели буду настаивать на нем вопреки мнению психолога — профессионала в области человеческой души. Часто я обращаюсь к ней за помощью и принимаю обстоятельные объяснения по поводу мотивов поведения в различных ситуациях, многообразных аспектов человеческих взаимоотношений.

О родителях учеников

Родители, когда выбирают школу, ищут в ней стабильность, традиционность и некоторую консервативность. Они ориентируются на свой ученический опыт, помнят школу ту, советскую, классическую, со строгой дисциплиной. При возникновении каких-то проблем говорят: «Строже надо!»
У нас в школе все по-другому, хотя традиций очень много. Правда, традиции эти не «вековые», а 10–15-летней давности. Это тот каркас, те основы, свято нами хранимые, которые и создают в школе стабильность. Инновации накладываются на этот каркас, не нарушая стабильности. К новациям я отношусь очень осторожно. Хотя, конечно, всегда хочется попробовать изменить что-то к лучшему. Одна из задач школы — научить выпускника быть успешным в жизни. Эта ценность поддерживается родителями.

Об учениках

Мы хотим научить детей быть достойными и терпимыми в жизни — это качества лидера. В школе сильно лидерское движение. Одна из наших традиций — загородный лагерь. Ежегодно 100 учеников разного возраста со специально подготовленной командой юношеских лидеров едут за город на несколько дней. Там они имеют возможность обсудить свои самые насущные проблемы — от общественных до личных, сокровенных.
Ребята разбиваются на так называемые «семьи». В составе семьи два лидера, кто-то из учителей и семь-восемь «детей» разного возраста, начиная с седьмого класса. Сессии по обсуждению проблем чередуются со спортивными, игровыми, развлекательными занятиями. В результате достигается эффект необыкновенного единения и доверия, когда люди понимают, что говорить можно обо всем, что волнует. И проблемы решаются, если человеческое начинает доминировать над должностным, если нет противопоставления «учитель—ученик», «старший и младший школьник», а есть просто люди.
Такой лагерь существует 12 лет. Те, кто входил в состав лидерских групп, считают этот опыт незабываемым. Выпускники школы, имеющие такой опыт, успешны в жизни. Они уже однажды поднялись на определенную высоту и спускаться с нее не хотят. В них зародилась искра лидерства, когда они смогли достойно справиться с ситуацией, когда им поверили. Опускаться ниже — недостойно. Соотношение достоинства и терпимости формирует современную личность.

Не так часто можно услышать от директора школы не просто слова признания в адрес школьного психолога, но и заверение в его полной поддержке. Хотелось бы верить, что именно такое отношение к психологии помогает эффективному руководству. Поэтому просто необходимо познакомить читателей с психологом школы № 1205 Ольгой Анатольевной МАТВЕЕВОЙ.

 

О директоре

Наш директор — человек особенный. Он несомненный лидер. Особый дар, помогающий ему быть лидером, — это интуиция. Он чувствует что-то самое главное, умеет выделять то, что позволяет школе всегда быть на высоте. Наша школа постоянно находится в поисках нового. Отдельные виды деятельности мы начинаем разрабатывать, когда об этом никто даже и не думает, например безоценочное обучение в начальной школе. Нельзя сказать, что это легко и просто, но все учителя знают, насколько это важно.
Или моя программа «Солнышко» по адаптации детей к школе, которой уже 13 лет. В свое время именно директор подсказал мне, что необходима такая программа, помогающая маленьким ученикам с наименьшими проблемами вступать в пространство школы. Директор изначально уделял особое внимание социально-психологическим вопросам, взаимоотношениям учеников и учителей. Всегда чувствую его понимание и внимательное отношение к себе как к профессионалу, что и позволяет успешно работать.
Андрей Николаевич умеет очень четко формулировать задачу. Немаловажно, что он хорошо представляет себе, каковы задачи психолога в школе. Хотя в начале нашей совместной деятельности было несколько случаев, когда между нами возникали противоречия по поводу того или иного ребенка. Сейчас такие противоречия отсутствуют, и мне очень дорого то взаимопонимание, которое позволяет нам дополнять друг друга при разборе жестких, конфликтных ситуаций. Я как психолог чувствую психологическую поддержку директора.

О наших учениках и выпускниках

Основная задача школы — работа с детьми. Но ведь дети существуют не сами по себе, вокруг них учителя, родители. Мы создаем вокруг детей такое пространство, которое помогает им чувствовать себя уверенными.
Одно из направлений нашей работы — воспитание современного лидера. И опять-таки это директор первым понял — как важно обучить подрастающего человека проявлять себя в жизни, чтобы в ней не потеряться.
В нашем «Лагере доверия» работа организована таким образом, что каждый ребенок может попробовать себя в роли лидера. Конечно, получается не у всех. Но попробовать может каждый. Такой шанс предоставляется уже с седьмого класса. Целый год мы готовим ребят к этому
Интересно, как сами дети потом оценивают себя. Они говорят, с одной стороны, эмоционально, с другой — пытаясь логически выстроить проблемы самореализации.
Ребята сами выделили пять самых важных качеств лидера: ответственность, доброжелательность, справедливость, общительность, организаторские способности. Учителя полностью приняли суждения учеников.
Ежегодно после лагеря школа пополняется 20–25 учениками, которых с полной уверенностью можно назвать лидерами. Несмотря на большую учебную загруженность, эти ребята принимают активное участие в общественной жизни школы. Они составляют Совет школы, являются лидерами у себя в классе, могут успешно работать с более младшими.
Эта работа очень значима. Найдена, на мой взгляд, оптимальная форма организации. Потеряв ранее существовавшие формы комсомольской и пионерской работы, современная школа нуждается в какой-то замене. Мне кажется, что мы нашли ее. «Лагерь доверия» — это самое дорогое, о чем вспоминают наши дети, закончив школу. Многие выпускники говорят об этом, поддерживая в нас, педагогах, уверенность в необходимости этого дела.
Часть наших выпускников настолько прониклась идеями школы, что возвращается к нам после окончания вуза. Этим они приносят школе неоценимую пользу. Недавно очередной наш выпускник, приглашенный в Америку работать по своей основной специальности — юристом, согласился поработать и у нас. Приезжая в Россию на небольшой срок (один-два месяца), он приходит в школу вести седьмой класс как один из классных руководителей. Ребята принимают это на ура.
Как психолог, я уверена, что необходимо дать возможность каждому ребенку, независимо от его возраста и личностных особенностей, проявить лидерские качества. Их трудно увидеть, если возможность проявить себя не реализована. Эти качества в современной насыщенной и непредсказуемой жизни столь необходимы, что любой родитель желает видеть их в своем ребенке. Если мы сможем их заложить, развить, поддержать, — значит, решим главную задачу школы.

Записала Ирина КОНОВАЛОВА