ОПЫТ ПЛЮС ПРИЗВАНИЕ
Школа № 1205 — одна из самых
престижных в Москве. Желающих учиться здесь в
несколько раз больше, чем может поместиться в
далеко не новом пятиэтажном школьном здании. Но
так было не всегда. Были времена, когда сюда не
очень-то стремились дети и не задерживались
учителя, а директоров в течение трех лет
сменилось целых пять. И наконец эта должность
досталась шестому — молодому учителю
английского языка. Случилось это 18 лет назад...
Говорят, что обучение в вузе позволяет получить
любую профессию. Любую, кроме профессии
руководителя, потому что руководитель — это опыт
плюс призвание. В полной мере эти слова можно
отнести к директору школы Андрею
Николаевичу БАСКАКОВУ, который поделился
своими взглядами на проблему руководства
современной школой.
Как это произошло
Директором я стал, можно сказать, случайно. Я
вел урок английского в четвертом классе, когда в
класс вошла начальник окружного управления
образования. Удивилась, что необычно веду
занятия, что мебель в классе не такая, как везде (я
ее сам переделал). Предложила выступить на
очередной конференции и отправила на курсы
директоров. Потом вызвала к себе: «Есть одна
школа с очень сложным контингентом, не хотите
попробовать?»
Было трудно, но думаю, что помогла моя
амбициозность. Я все время хочу подтвердить свою
состоятельность. Болезненно реагирую, если что-то
не получается, если нет продуктивной идеи. Может
быть, это мой комплекс, но я должен все время
доказывать себе, что еще не выработался, что еще
многое впереди.
Я безумно счастлив, что судьба распорядилась
именно так — привела меня в эту школу. Здесь я
могу реализовать себя в полной мере, во всех
желаемых ролях. Директор школы — он и педагог, и
психолог, и актер, и режиссер, и дизайнер, и
хозяйственник, и экономист.
Понимание того, что это мое призвание, что школа
— мое детище, пришло не сразу. Потребовалось 12–13
лет и колоссальные усилия. Теперь я уверен, что не
пользуюсь результатами чужого труда, а пожинаю
плоды собственных усилий.
Может быть, я часто поддаюсь чувству взамен
рационального решения, далеко не всегда удается
свои действия научно обосновать и
сформулировать. Думаю, что основной метод моей
работы — интуитивный.
О коллегах
Мои заместители — настоящие ангелы. Правая и
левая рука, ноги и голова. Без них я совершенно не
знаю, что делать и как управлять. Они ведут всю
организационную работу и работу с документами.
В учителе ценю желание учиться. Тревожно, если
учитель узурпирует некое право «вещать истину» и
диктовать свою волю. Сомневающийся учитель, как
мне кажется, более профессионален, нежели
учитель, укоренившийся во взглядах. Я и сам
всегда сомневаюсь, то ли и так ли делаю. Учитель
должен постоянно повышать свой уровень знаний не
только о предмете, но и о жизни. Тогда он будет
действовать более деликатно, принимать
неординарные решения и при этом сам для себя
раскрываться по-другому. Считаю, что учитель
ничем, кроме как собой, научить не может: ни
учебником, ни компьютером — только личным
примером.
Одно из важных качеств, которое ценю в коллегах,
— преданность школе. За это можно многое
простить. Сейчас масса частных школ, где выше
оплата труда, но многие очень квалифицированные
люди работают здесь, у нас, никуда не уходят. Для
них также важны традиции и идеи нашей школы.
Текучесть кадров у нас небольшая. Если и уходят,
то на пенсию или из-за смены места жительства.
Крайне редко бывает так, что учитель уходит,
потому что не сработался с коллективом. В этом
случае я переживаю болезненно.
Многие учителя — выпускники нашей школы. Я рад
этому, так как они знают школу и как ученики, и как
учителя.
О психологе школы
Помощь школьного психолога, Ольги Анатольевны,
я чувствую в любом школьном деле. Она
профессионал и удивительно доброжелательный,
уравновешенный человек. Неважно, какой сложности
я ставлю перед ней проблему, она всегда умеет ее
разрешить.
За время 14-летнего сотрудничества не было таких
разногласий, которые бы заставили меня
усомниться в том, что она понимает и чувствует
политику школы. Скорее я поменяю свое мнение,
нежели буду настаивать на нем вопреки мнению
психолога — профессионала в области
человеческой души. Часто я обращаюсь к ней за
помощью и принимаю обстоятельные объяснения по
поводу мотивов поведения в различных ситуациях,
многообразных аспектов человеческих
взаимоотношений.
О родителях учеников
Родители, когда выбирают школу, ищут в ней
стабильность, традиционность и некоторую
консервативность. Они ориентируются на свой
ученический опыт, помнят школу ту, советскую,
классическую, со строгой дисциплиной. При
возникновении каких-то проблем говорят: «Строже
надо!»
У нас в школе все по-другому, хотя традиций очень
много. Правда, традиции эти не «вековые», а 10–15-летней
давности. Это тот каркас, те основы, свято нами
хранимые, которые и создают в школе стабильность.
Инновации накладываются на этот каркас, не
нарушая стабильности. К новациям я отношусь
очень осторожно. Хотя, конечно, всегда хочется
попробовать изменить что-то к лучшему. Одна из
задач школы — научить выпускника быть успешным в
жизни. Эта ценность поддерживается родителями.
Об учениках
Мы хотим научить детей быть достойными и
терпимыми в жизни — это качества лидера. В школе
сильно лидерское движение. Одна из наших
традиций — загородный лагерь. Ежегодно 100
учеников разного возраста со специально
подготовленной командой юношеских лидеров едут
за город на несколько дней. Там они имеют
возможность обсудить свои самые насущные
проблемы — от общественных до личных,
сокровенных.
Ребята разбиваются на так называемые «семьи». В
составе семьи два лидера, кто-то из учителей и
семь-восемь «детей» разного возраста, начиная с
седьмого класса. Сессии по обсуждению проблем
чередуются со спортивными, игровыми,
развлекательными занятиями. В результате
достигается эффект необыкновенного единения и
доверия, когда люди понимают, что говорить можно
обо всем, что волнует. И проблемы решаются, если
человеческое начинает доминировать над
должностным, если нет противопоставления
«учитель—ученик», «старший и младший школьник»,
а есть просто люди.
Такой лагерь существует 12 лет. Те, кто входил в
состав лидерских групп, считают этот опыт
незабываемым. Выпускники школы, имеющие такой
опыт, успешны в жизни. Они уже однажды поднялись
на определенную высоту и спускаться с нее не
хотят. В них зародилась искра лидерства, когда
они смогли достойно справиться с ситуацией,
когда им поверили. Опускаться ниже — недостойно.
Соотношение достоинства и терпимости формирует
современную личность.
Не так часто можно услышать от директора
школы не просто слова признания в адрес
школьного психолога, но и заверение в его полной
поддержке. Хотелось бы верить, что именно такое
отношение к психологии помогает эффективному
руководству. Поэтому просто необходимо
познакомить читателей с психологом школы № 1205 Ольгой
Анатольевной МАТВЕЕВОЙ.
О директоре
Наш директор — человек особенный. Он
несомненный лидер. Особый дар, помогающий ему
быть лидером, — это интуиция. Он чувствует что-то
самое главное, умеет выделять то, что позволяет
школе всегда быть на высоте. Наша школа постоянно
находится в поисках нового. Отдельные виды
деятельности мы начинаем разрабатывать, когда об
этом никто даже и не думает, например
безоценочное обучение в начальной школе. Нельзя
сказать, что это легко и просто, но все учителя
знают, насколько это важно.
Или моя программа «Солнышко» по адаптации детей
к школе, которой уже 13 лет. В свое время именно
директор подсказал мне, что необходима такая
программа, помогающая маленьким ученикам с
наименьшими проблемами вступать в пространство
школы. Директор изначально уделял особое
внимание социально-психологическим вопросам,
взаимоотношениям учеников и учителей. Всегда
чувствую его понимание и внимательное отношение
к себе как к профессионалу, что и позволяет
успешно работать.
Андрей Николаевич умеет очень четко
формулировать задачу. Немаловажно, что он хорошо
представляет себе, каковы задачи психолога в
школе. Хотя в начале нашей совместной
деятельности было несколько случаев, когда между
нами возникали противоречия по поводу того или
иного ребенка. Сейчас такие противоречия
отсутствуют, и мне очень дорого то
взаимопонимание, которое позволяет нам
дополнять друг друга при разборе жестких,
конфликтных ситуаций. Я как психолог чувствую
психологическую поддержку директора.
О наших учениках и выпускниках
Основная задача школы — работа с детьми. Но
ведь дети существуют не сами по себе, вокруг них
учителя, родители. Мы создаем вокруг детей такое
пространство, которое помогает им чувствовать
себя уверенными.
Одно из направлений нашей работы — воспитание
современного лидера. И опять-таки это директор
первым понял — как важно обучить подрастающего
человека проявлять себя в жизни, чтобы в ней не
потеряться.
В нашем «Лагере доверия» работа организована
таким образом, что каждый ребенок может
попробовать себя в роли лидера. Конечно,
получается не у всех. Но попробовать может каждый.
Такой шанс предоставляется уже с седьмого класса.
Целый год мы готовим ребят к этому
Интересно, как сами дети потом оценивают себя.
Они говорят, с одной стороны, эмоционально, с
другой — пытаясь логически выстроить проблемы
самореализации.
Ребята сами выделили пять самых важных качеств
лидера: ответственность, доброжелательность,
справедливость, общительность, организаторские
способности. Учителя полностью приняли суждения
учеников.
Ежегодно после лагеря школа пополняется 20–25
учениками, которых с полной уверенностью можно
назвать лидерами. Несмотря на большую учебную
загруженность, эти ребята принимают активное
участие в общественной жизни школы. Они
составляют Совет школы, являются лидерами у себя
в классе, могут успешно работать с более младшими.
Эта работа очень значима. Найдена, на мой взгляд,
оптимальная форма организации. Потеряв ранее
существовавшие формы комсомольской и пионерской
работы, современная школа нуждается в какой-то
замене. Мне кажется, что мы нашли ее. «Лагерь
доверия» — это самое дорогое, о чем вспоминают
наши дети, закончив школу. Многие выпускники
говорят об этом, поддерживая в нас, педагогах,
уверенность в необходимости этого дела.
Часть наших выпускников настолько прониклась
идеями школы, что возвращается к нам после
окончания вуза. Этим они приносят школе
неоценимую пользу. Недавно очередной наш
выпускник, приглашенный в Америку работать по
своей основной специальности — юристом,
согласился поработать и у нас. Приезжая в Россию
на небольшой срок (один-два месяца), он приходит в
школу вести седьмой класс как один из классных
руководителей. Ребята принимают это на ура.
Как психолог, я уверена, что необходимо дать
возможность каждому ребенку, независимо от его
возраста и личностных особенностей, проявить
лидерские качества. Их трудно увидеть, если
возможность проявить себя не реализована. Эти
качества в современной насыщенной и
непредсказуемой жизни столь необходимы, что
любой родитель желает видеть их в своем ребенке.
Если мы сможем их заложить, развить, поддержать,
— значит, решим главную задачу школы.
Записала Ирина КОНОВАЛОВА
|