Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ТРУДНЫЕ ЗАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

По мнению родителей и учащихся, классный руководитель — очень значимая для ребенка фигура в школе. От него в определенной степени зависит желание или нежелание детей учиться, их успехи в учебе, отношения с одноклассниками, учителями. Он создает условия защищенности, поддержки, нормальных взаимоотношений в коллективе. От него зависит, интересной или неинтересной будет жизнь класса.
И потому ученикам и родителям хочется, чтобы «классная» была «хорошая».

ИМИТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сами же учителя далеко не однозначно относятся к роли классного руководителя. Большой и очень непростой объем работы с детским коллективом несоизмерим, по их мнению, с оплатой этого труда. Педагог должен держать в поле зрения учебу, поведение, посещение уроков, взаимодействовать с родителями и еще проводить внеклассную воспитательную работу.
Этот последний аспект очень туманен, неуловим и потому вызывает неудовольствие и сопротивление. Часть педагогов, особенно не задумываясь над сущностью классного руководства, занимается имитацией деятельности: они проверяют дневники, проводят родительские собрания, классные часы — одним словом, делают то, что вменяется им в обязанность. Другие хотят, но не знают, что и как надо делать, чтобы построить взаимодействие с детьми. Посоветоваться с самими детьми им просто не приходит в голову. Третьи прекрасно исполняют роль классного руководителя, но дети живут по законам и правилам педагога, не проявляя своей инициативы. Можно сказать, что отношение к классному руководству зависит от сложившейся у педагога позиции и от его умения взаимодействовать с детьми.
В педагогической практике проявляется несколько позиционных подходов к классному руководству.

НА ПОЗИЦИИ

«Я — прежде всего учитель. Так и в дипломе записано. Мое дело учить. Воспитательной деятельностью должны заниматься такие педагоги, которым это по душе, которые хотят и умеют организовывать внеклассную работу. Но если вы настаиваете на том, чтобы я выполнял обязанности классного руководителя, я буду их делать, но без особого энтузиазма».
Такие учителя, как правило, не скрывают от детей своего отношения: «Хотите, чтобы в классе было интересно, вам и карты в руки. Я буду участвовать как смогу — помощью, советом». В том случае, когда учитель пользуется авторитетом у учеников и их родителей, ребята принимают условия игры. Им в первую очередь важно общение с интересным человеком, и они гордятся, что именно у них такой «классный». Они начинают организовываться для разных дел сами, привлекая классного руководителя в случае затруднений или необходимости получить его оценку.
Если же рейтинг учителя среди учеников не очень высок, в классе может воцариться атмосфера анархии либо появится собственный неформальный лидер, не слишком хорошо влияющий на ребят.
«Классная мама» — это учитель, для которого работа с детским коллективом выходит на первый план. Он деятелен, энергичен, класс всегда активно участвует во всех мероприятиях. Ему свойственно становиться в позицию опекающего, назидающего и организующего. Очень напоминает наседку с цыплятами: лучше детей знает, что хорошо и что плохо, как надо и как не надо. Далеко не все дети хорошо себя чувствуют под «маминым» крылом. Но зато все под контролем, все «охвачены» деятельностью, и класс на хорошем счету.
«Так называемый классный» — в эту группу входят те педагоги, для которых классное руководство не является большой проблемой. Они воспринимают эту деятельность как составляющую часть педагогической работы, особенно не задумываясь над ее глубинными смыслами. Контакт с детьми, как правило, строится по принципу формальных отношений: «должны прийти», «надо пригласить», «необходимо заполнить». Интересы детей, их индивидуальные особенности, взаимоотношения в классе не входят в поле зрения педагога. Внеклассные мероприятия проводятся по необходимости и нередко по заранее заготовленному сценарию. Отношение к ним детей и их родителей не очень заботит такого «классного».
«Наш классный» строит воспитательную деятельность на основе сотворческой позиции, то есть согласовывая и обсуждая мнения и точки зрения обеих сторон. Классный руководитель стремится узнать свой класс, его настроения, отношение к событиям школьной жизни и друг к другу. В его задачу входит выработать общие подходы. Педагог развивает у ребят культуру договорных отношений, умение анализировать, делать все дела творчески. Совместно вырабатывая нормы и принципы жизни в коллективе, он постепенно передает управление классом в руки самих ребят.

ГАММА ОТНОШЕНИЙ

Приведенная классификация отражает далеко не всю гамму отношений педагогов к своей «классной» деятельности. Выделены лишь наиболее часто встречающиеся типы.
Оказывается, что с представителями первой группы («Я — прежде всего учитель») могут сотрудничать чаще всего старшеклассники. Они принимают позицию классного руководителя, если ему не безразличны его ученики и он готов делиться с ними своим интеллектуальным и нравственным багажом.
«Классную маму» выбирают и ценят, главным образом, младшие подростки. Им важно быть в активной позиции, участвовать в различных делах. Важно быть вместе, если в классе присутствует благоприятный эмоциональный и нравственный климат.
«Так называемый классный» не нравится никому. На его равнодушие и формальное отношение к классу дети отвечают тем же. Ведь взаимодействие возможно, если обе стороны стремятся понять и услышать друг друга.
«Наш классный» интересен школьникам самых разного возраста. Они относятся к такому руководителю с уважением и доверием. Именно здесь наблюдается процесс объединения целей и ценностей взрослого и детского мира, выработка общих норм и принципов жизнедеятельности в коллективе и поддержка индивидуальности.
Статистика показывает, что данная группа классных руководителей довольно малочисленна. Это педагоги от бога, и они могут быть в любой школе. Но чаще настоящие классные встречаются там, где проблемы воспитания ставятся в число приоритетных задач образования.

ВЫРАБОТАТЬ ПОДХОД

В одной из московских школ мне довелось присутствовать на педсовете, который был посвящен проблемам воспитания и, в частности, классного руководства.
Его цель заключалась в том, чтобы выработать общие подходы к воспитанию и профессиональное отношение к воспитательной деятельности. Члены административной команды видели важнейшую задачу в том, чтобы поднять статус классного руководителя. Ответственным за подготовку и проведение педсовета был назначен школьный психолог. Под его руководством была организована «позиционная дискуссия», в ходе которой представлены разные точки зрения. Были созданы группы «защитников», «оппонентов», «аналитиков» и «компромиссная группа». Участникам предлагалось побывать в разных ролевых позициях и изнутри почувствовать все их плюсы и минусы.
Какие позиции воспитательной деятельности обсуждались?
1. Классный руководитель имеет дело с несформировавшимися детьми. Его задача — наставить ребенка на путь истинный, передать культурные нормы, нравственные образцы.
2. В ребенке с рождения заложены все способности. Главная задача классного руководителя — создать условия для их реализации.
3. Ребенок должен приобретать свой социальный опыт. Нельзя его пасти и опекать. Опыт предшествующих поколений важно знать, но не воспроизводить.
Обсуждение было бурным, но единая точка зрения по вопросам воспитания и классного руководства не была выработана.
Однако были и те, кто признал, что надо менять отношение к работе с детским коллективом, чтобы легче было решать воспитательные задачи.
Когда спрашиваешь о приемах и способах взаимодействия с детьми хороших «классных», они отвечают немногословно: «общаюсь как с равными», «снимаю маску учителя», «постоянно сверяю с ребятами свои позиции», «работаю с классом как с живым организмом — он растет и развивается, я тоже расту и развиваюсь».
В этих высказываниях можно найти и ответы на вопрос: «Как?»
С.Д. Поляков (Деятельность классного руководителя: Памятки, упражнения, опыт. — Ульяновск, 1996) называет педагогику общения «воспитатель — школьник» «педагогикой установления контакта и взаимного доверия» и выделяет в ней 4 стадии.
1. Стадия установления контакта. Нахождение нужной тональности, подчеркнуто вежливого и доброжелательного обращения. Обращение за советом. Использование нейтральных высказываний по поводу класса и учеников.
2. Стадия поиска общих интересов. Важно выяснить круг интересов школьников, спокойно относиться к таким, которые вызывают у самого педагога неоднозначную реакцию (к примеру, компьютерные игры, увлечение телевизионными передачами). Можно поделиться своими увлечениями, интересами.
3. Стадия создания открытости в общении. Педагог показывает жестами, взглядом, репликами свое принятие и понимание школьника («Да-да, я тебя понимаю. Мне это тоже нравится»), демонстрирует свою открытость, рассказывает и о своих прошлых или теперешних проблемах, чувствах («Это чувство мне знакомо. Со мной такое было. Мне тоже не все понятно»), подчеркивает интерес к мнениям и взглядам ребят.
В этот период важно стремиться уменьшить психологическую дистанцию (интонацией, обращением по имени — в варианте, который привычен и желателен для школьника; обсуждением лишь тех проблем, которые заявляются самими учащимися). В ходе общения происходит переход на обсуждение более глубоких проблем, если это не вызывает сопротивления. Юмор является хорошим подспорьем в установлении контакта. Только важно не переходить границы дозволенного, не допускать панибратства.
4. Стадия откровенной беседы. На этом этапе можно обращаться к важным и сложным для школьника ситуациям, высказывать свое мнение не только о позитивных, но и негативных его поступках. Важно оценивать поступки, а не личность, использовать предположительный характер высказывания («Мне кажется, что ты можешь по-другому»; «Я уверена, ты справишься с этой ситуацией»). Следует создавать условия для получения обратной связи от учащихся по поводу успешности собственной педагогической деятельности.

«ВАМ НЕ ПОНЯТЬ»

Для установления контакта с детьми важно понимать, что ты как педагог одновременно принадлежишь «миру детства» и «миру взрослых» и находишься на границе этих двух миров, иначе происходит потеря «социальной сензитивности». Ты постоянно изучаешь реальность детского мира: знаешь, что они читают, какую слушают музыку, какие смотрят фильмы и в какие играют игры. И совсем не обязательно, чтобы педагог разделял их интересы и чувства. Важно, чтобы он пытался их узнать и не отвергал изначально.
Одна из классных руководителей рассказала, как ей удалось «раскрутить» ребят на проведение классного часа, посвященного современной эстрадной музыке. Она их спросила, какую музыку они слушают. И в ответ получила: «Это не для ваших ушей. Вам не понять. Вы из другого поколения». Когда она заметила, что хотела бы с помощью ребят понять современные тенденции в музыке, ребята предложили принести свои записи.
Вместе решили, что лучше сделать небольшие сообщения с демонстрацией выступлений представителей разных музыкальных направлений. Выяснилось, что в классе мало кто может рассказать о современных музыкальных течениях и имеет любимые группы. Многие стали искать нужную литературу, делать вырезки из газет и журналов. На завершающий вечер были даже приглашены родители.
Вообще детский коллектив должен быть предельно открыт для вхождения новых людей, взаимодействия с другими коллективами. В этом случае происходит процесс обмена ценностями и нормами жизни, общения, расширяется собственный социальный опыт.
Классный руководитель постоянно находится в позиции исследователя. Он изучает ребят в самых разных их проявлениях: на уроках, перемене, в общении с педагогами и одноклассниками. Зачем он это делает? Во-первых, для того, чтобы успешнее строить взаимодействие с ними. Во-вторых, чтобы уметь поддержать в них положительные тенденции. И наконец, для того, чтобы уметь, в случае необходимости, защитить их от нападок учителей и родителей.
Наряду с наблюдением, которое является наиболее доступным и естественным способом изучения школьника, существует довольно много разных методик, направленных на выявление различных сторон личности ребенка, его отношения к окружающему миру, одноклассникам и пр. И педагог самостоятельно или с помощью психолога может выбрать нужную ему методику. Вопрос заключается, прежде всего, в умении интерпретировать полученные данные и сохранить их конфиденциальность.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

Еще несколько слов о том, чем и как может увлечь ребят в эпоху столь бурного развития технических средств, видов массовой информации классный руководитель. Педагог вместе с ребятами ищет те сферы, которые в данный момент наиболее актуальны для данного коллектива. Идеи очень часто подсказывают сами ребята. Важно так организовать деятельность, чтобы в ней участвовало большинство учащихся.
Наиболее эффективной, по моему мнению, является методика под условным названием КТД — коллективное творческое дело. Ее автором является И.П.Иванов, очень талантливый ленинградский педагог. Его методика широко используется в самых разных коллективах (в том числе и в детских колониях). Ее преимущество состоит в том, что ребята активно участвуют в выборе дел, определении целей, разработке проекта их реализации, выборе своего места в этой работе. Одна из задач состоит в том, чтобы большинство ребят побывали в различных ролях: лидера, исполнителя, консультанта, оформителя и т.п. По окончании КТД каждый высказывает свое отношение к прошедшему событию, степень удовлетворенности своей деятельностью и деятельностью одноклассников.
Взрослый на первом этапе является эмоциональным лидером, организатором процесса. Он заряжает ребят своей верой в успех предстоящего дела, опирается на наиболее заинтересованных. Его задачей является также поддержка неуверенных, застенчивых детей, работа с теми, кто «выпадает из контекста». В дальнейшем он может быть рядовым участником дела или консультантом. Есть прецеденты проведения совместных дел «педагоги — дети», «родители — дети».
В случае, когда детский коллектив еще не готов к собственному творческому делу, можно предложить воспроизвести увиденное ребятами по телевизору — игру, соревнование и т.п. У них все равно получится свой неповторимый вариант. Когда учащиеся попробуют свои силы, оценят возможности, разработка собственного проекта будет проходить без напряжения, с большим удовольствием.

НЕМНОГО О САМОУПРАВЛЕНИИ

Так называемые дни самоуправления, основой которых все-таки является игра, проводятся чуть ли не в каждой школе. Причем часто все самоуправление ограничивается выборами ответственных за определенные участки работы, а дальше следует контроль за исполнением со стороны учителей и педагогов.
Другое дело — совместная деятельность, в ходе которой вырабатываются особые правила отношений между «классным» и его воспитанниками, основанные на уважении и доверии, умении соблюдать договорные отношения.
Развитие системы договорных отношений между классным руководителем и учащимися является эффективным средством формирования личной и коллективной ответственности. Договариваясь по определенным вопросам, обе стороны объединяют интересы и вырабатывают взаимные обязательства по их исполнению.
На разных этапах классный руководитель может использовать разные виды договора:
а) договор на условиях ребенка, когда необходимо прояснить его интересы и ожидания, выработать план совместных действий;
б) договор на условиях педагога, когда ребенок затрудняется самостоятельно выбрать вариант. Педагог предлагает выбрать один из вариантов, обозначив определенные условия («Вы хотите провести дискотеку, обеспечьте порядок во время и после нее»);
в) договор-компромисс выбирается в случае, когда обе стороны хотят разрешить какую-то проблему («Я обещаю поговорить с учителем истории, а вы извинитесь за свое поведение и будете налаживать с ним отношения сами»);
г) договор-сотрудничество заключается при наличии доверительных, открытых отношений, когда согласовываются варианты творческого взаимодействия. (Использована классификация С.М.Юсфина.)
Важным элементом деятельности педагога является проведение рефлексии, благодаря которой происходит «разбор полетов», осмысление ребятами своих действий и поступков, а также проблем взаимодействия в коллективе. Это особая техника, позволяющая шаг за шагом провести качественный анализ того или иного действия. Педагог в ходе этого действия также может рассказать учащимся о своих состоявшихся и несостоявшихся ожиданиях, открыто проанализировать собственные просчеты и ошибки. В результате происходит выработка принципов взаимодействия, совместное движение по созданию благоприятного климата в коллективе.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

  • Педагог (на первых ступенях обучения) выступает инициатором совместных действий. Он предлагает что-то, что может объединить усилия всех, затем получает обратную связь от детей об их желании участвовать в этом. Задача педагога в том, чтобы постепенно передать инициативу в вопросах организации жизни коллектива в руки самих детей при сохранении за собой права быть консультантом по основополагающим позициям.
  • Педагог способствует созданию благоприятных условий для участия каждого ученика в общих делах. Стимулирует, помогает найти посильное и интересное дело для каждого.
  • В коллективе вырабатываются законы и нормы взаимодействия. На каждом этапе жизнедеятельности они могут обогащаться и обновляться.
  • Педагог стремится к расширению круга лиц, которые могут участвовать в совместной деятельности, а также к нахождению новых сфер деятельности. Коллектив должен быть предельно открыт для новых людей.
  • На протяжении существования коллектива важно, чтобы каждый смог побывать в роли лидера и рядового, ответственного и исполнителя.
  • Большое количество мероприятий не означает их качества и достижения воспитательного эффекта.
    Смысл той или иной деятельности должен быть понятен детям. Каждый имеет право не участвовать в коллективной деятельности без объяснения причин. Задача педагога состоит в том, чтобы найти такую деятельность, которая будет интересна и важна всем или большей части детей.

 

Татьяна ФРОЛОВА,
кандидат педагогических наук