Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

А.А. Урбанович
Минск: Харвест, 2003

Эффективность процесса управления определяется тем, кто конкретно и как руководит. Учебная литература по этой проблематике весьма неоднородна. Автор данного учебного пособия делает попытку объединить существующие теории и практические разработки на тему психологического подхода к управленческим вопросам, но делает это на довольно поверхностном уровне.
Это, впрочем, не значит, что книга не удалась. Не искушенному в теории читателю она покажется вполне увлекательной и, может быть, подтолкнет к тому, чтобы обратиться к специальной литературе.
Материал книги включает в себя теоретический и практический разделы.
В теоретическом разделе А.А. Урбанович касается исторического аспекта названной проблемы. Далее несколько глав посвящено краткому описанию известных законов и теорий, имеющих отношение к психологии управления. Это прежде всего теории общения, конфликтов, мотивационные, ролевого поведения. Автор обращает особое внимание читателя на важность ритуалов и традиций в коммуникации, ценностные ориентации и пр.
Одна из глав посвящена стрессовому состоянию, самопомощи, позволяющей выйти из этого состояния, сохранению адекватного уровня деятельности. Это, безусловно, важно для руководителя, ведь его работа, заключающаяся в необходимости быстро реагировать при огромном количестве воспринимаемой информации, может приводить к психологическим срывам.
Половину пособия составляют тестовые методики, которые, по словам автора, «позволяют глубже понять себя и окружающих».
Книга изобилует эпиграфами и цитатами на тему управления, подобранными автором с чувством юмора. Например: «Кто умеет — работает, кто не умеет — учит других, кто не может учить — управляет, кто не может управлять — правит».
В целом пособие производит примерно такое же впечатление, как известный многим бестселлер Д.Карнеги. Это сходство особенно проявляется в главе, где автор перечисляет «эффективные способы управления», то бишь манипулирования людьми, чтобы они беспрекословно подчинялись. Называется эта глава «Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя». Автор опирается здесь на теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. «Продвинутому» управленцу предлагаются две последовательные операции:
— «сначала за счет внешних воздействий (вербальных или невербальных) вызвать когнитивный диссонанс, то есть нарушение единства элементов, составляющих привычный образ «Я» человека, на которого следует воздействовать;
— затем побудить его мотивировать восстановление этого диссонанса, то есть воссоздать душевное равновесие за счет изменения его прежних социальных установок и, естественно, поведенческих моделей».
С одной стороны, может, и хорошо, если все или многие руководители постигнут подобные теории и со знанием дела начнут нами руководить, но с другой...
В любом случае, наверное, действительно неплохо, если ваш руководитель, уважаемый читатель, узнает о законах общения и саморегуляции. Так что при случае подарите ему эту книгу, пусть просвещается. Но не забудьте ненавязчиво прокомментировать ее с классических научных позиций.

Ирина КОНОВАЛОВА