ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
А.А. Урбанович
Минск: Харвест, 2003
Эффективность процесса управления
определяется тем, кто конкретно и как руководит.
Учебная литература по этой проблематике весьма
неоднородна. Автор данного учебного пособия
делает попытку объединить существующие теории и
практические разработки на тему
психологического подхода к управленческим
вопросам, но делает это на довольно
поверхностном уровне.
Это, впрочем, не значит, что книга не удалась. Не
искушенному в теории читателю она покажется
вполне увлекательной и, может быть, подтолкнет к
тому, чтобы обратиться к специальной литературе.
Материал книги включает в себя теоретический и
практический разделы.
В теоретическом разделе А.А. Урбанович касается
исторического аспекта названной проблемы. Далее
несколько глав посвящено краткому описанию
известных законов и теорий, имеющих отношение к
психологии управления. Это прежде всего теории
общения, конфликтов, мотивационные, ролевого
поведения. Автор обращает особое внимание
читателя на важность ритуалов и традиций в
коммуникации, ценностные ориентации и пр.
Одна из глав посвящена стрессовому состоянию,
самопомощи, позволяющей выйти из этого состояния,
сохранению адекватного уровня деятельности. Это,
безусловно, важно для руководителя, ведь его
работа, заключающаяся в необходимости быстро
реагировать при огромном количестве
воспринимаемой информации, может приводить к
психологическим срывам.
Половину пособия составляют тестовые методики,
которые, по словам автора, «позволяют глубже
понять себя и окружающих».
Книга изобилует эпиграфами и цитатами на тему
управления, подобранными автором с чувством
юмора. Например: «Кто умеет — работает, кто не
умеет — учит других, кто не может учить —
управляет, кто не может управлять — правит».
В целом пособие производит примерно такое же
впечатление, как известный многим бестселлер Д.Карнеги.
Это сходство особенно проявляется в главе, где
автор перечисляет «эффективные способы
управления», то бишь манипулирования людьми,
чтобы они беспрекословно подчинялись.
Называется эта глава «Психология
управленческого воздействия в деятельности
руководителя». Автор опирается здесь на теорию
когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
«Продвинутому» управленцу предлагаются две
последовательные операции:
— «сначала за счет внешних воздействий (вербальных
или невербальных) вызвать когнитивный диссонанс,
то есть нарушение единства элементов,
составляющих привычный образ «Я» человека, на
которого следует воздействовать;
— затем побудить его мотивировать
восстановление этого диссонанса, то есть
воссоздать душевное равновесие за счет
изменения его прежних социальных установок и,
естественно, поведенческих моделей».
С одной стороны, может, и хорошо, если все или
многие руководители постигнут подобные теории и
со знанием дела начнут нами руководить, но с
другой...
В любом случае, наверное, действительно неплохо,
если ваш руководитель, уважаемый читатель,
узнает о законах общения и саморегуляции. Так что
при случае подарите ему эту книгу, пусть
просвещается. Но не забудьте ненавязчиво
прокомментировать ее с классических научных
позиций.
Ирина КОНОВАЛОВА
|