Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

НЛП: НАВЫКИ
ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА

Роберт Дилтс
СПб.: Питер, 2003

Можно по-разному относиться к НЛП, но книга классика этого направления Роберта Дилтса покажется интересной всем, кто хочет совершенствовать свои лидерские качества.
Читатели не найдут здесь практических рекомендаций и указаний на то, как надо действовать в той или иной ситуации, поскольку речь идет прежде всего о ценностях высшего порядка — осознании и принятии «целей и духа лидерства». Материал, изложенный в книге, дает возможность заняться осмыслением своих целей и жизненного предназначения.
Поскольку лидер, по мнению Р. Дилтса, это человек, ориентированный на то, чтобы «создавать мир, к которому хотят принадлежать люди», ему необходимо иметь четкое видение своих целей и задач.
Анализируя деятельность наиболее успешных лидеров и менеджеров, Дилтс выделяет их наиболее значимые качества: развитое стратегическое и системное мышление, умение оптимально выстраивать взаимоотношения с людьми. В качестве наглядного примера автор приводит знаменитую стратегию планирования Уолта Диснея, который создал компанию, основанную на сочетании новаторского видения, успешной деловой стратегии и запросов людей. Созданная им империя развлечений продолжает существовать спустя десятилетия после смерти ее основателя.
В отличие от многих исследователей, которые считают, что лидером нужно родиться, Роберт Дилтс (как и все НЛПисты) полагает, что практически все нужные качества человек может сформировать благодаря регулярной работе над собой. Было бы желание и эффективное руководство.
В качестве последнего предлагается специальная тренинговая программа, предусматривающая как индивидуальную, так и групповую работу. Для того чтобы стать эффективным лидером, считает автор, необходимо, прежде всего, провести самоанализ и изменения на уровне личностных ценностей. И уже осознав свою роль и миссию в достижении поставленной цели, можно начинать работу по совершенствованию на других уровнях — мотивационном, личностном, поведенческом. Особо выделяется сфера взаимоотношений с окружающими, где рассматриваются не только возможные ресурсы, но и ограничения.
Занятия по предлагаемой схеме подразумевают наличие у читателей базовых знаний и умений в области НЛП. Автор не только оперирует специфическими понятиями — «видение», «миссия», «логические уровни», но и дает для самостоятельной работы такие сложные упражнения, как «Приведение в состояние соответствия по уровням». Правда, каждое упражнение сопровождается четкими пошаговыми инструкциями и описанием их выполнения на конкретных примерах.
Уже во второй главе автор предлагает переходить «от видения к действию», поэтому большая ее часть посвящена рассмотрению стратегий успешного лидерства на каждом из перечисленных уровней.
Значительный теоретический и практический материал книги может быть полезен тем, кто заинтересован в своем личностном развитии.

Ольга РЕШЕТНИКОВА