ИГРОВЫЕ
ПРОБЫ
Для диагностики
лидерских способностей школьников
В современной психологии отлично
разработаны и широко применяются многочисленные
методы диагностики интеллектуальных и
личностных характеристик человека. Специалисты
не перестают работать на этом поприще и
предлагают все более новые и совершенные
опросники, шкалы наблюдений и проективные
методики.
Гораздо хуже обстоит дело с методами
психологической диагностики в сфере общения.
Школьный психолог, желающий получить данные о
социальной компетентности того или иного
ученика, его статусе в классе и проблемах в
общении, вынужден ограничиваться информацией,
собранной при помощи наблюдения, бесед с
родителями и педагогами. Кроме того, очень часто
психологи применяют давно известный и всеми
любимый метод социометрии, выявляя с ее помощью
группировки детей, «отверженных» учеников и
«звезд» класса.
Однако социометрия не дает представления о том,
кто в группе является лидером, способным
управлять действиями товарищей. Конечно,
ученика, занимающего позицию лидера, каждый
психолог знает или может, что называется,
вычислить после длительного наблюдения за
детьми, из отзывов педагогов и самих учащихся. Но
есть способ получить и более точную информацию.
Для выявления лидера лучше всего применить
специальные пробы на взаимодействие.
Отечественный психолог Л.И. Уманский при
изучении организаторской деятельности и
выявлении способных руководителей применял
специальные организаторские задачи. Например,
группе из шести человек давалось задание: «Вы
должны изготовить четыре костюма космонавтов к
школьному вечеру, посвященному покорению
космоса. Вы можете получить необходимые
материалы и инструменты у учителя труда, работу
можете проводить в мастерских школы. Задание
выполняет вся группа в свободное от занятий
время и по согласованию с учителем труда. Срок
выполнения — одна неделя». Психолог наблюдал за
ходом выполнения задания, беседовал с
участниками и делал выводы относительно
организаторских способностей и умений того или
иного ученика.
Еще один остроумный способ изучения лидерских
возможностей личности разработан в
отечественной психологии Ф.Д. Горбовым. Он
предложил изучать особенности выделения лидера
в группе при помощи специального прибора —
гомеостата. Один из таких экспериментов
заключался в том, что испытуемые должны были
вывести стрелки пульта специальной
гомеостатической установки в заданное
экспериментатором положение, причем решение
могло быть принято испытуемыми только
коллективно.
Способы выявления лидера, приведенные выше, вряд
ли пригодятся в обычной практике школьного
психолога. Они слишком трудоемки и громоздки,
требуют специальной подготовки и технического
оснащения. Их использование возможно скорее в
научных исследованиях, чем в повседневной
работе. Но принципы, на которых они основываются,
могут быть применены психологом образования при
изучении лидеров в детских группах: задача,
поставленная перед группой, должна быть четко
сформулирована, для ее выполнения должны
требоваться одновременные и слаженные усилия
всех членов группы.
Ниже описаны две игровые пробы. При их выполнении
возникает групповое взаимодействие, и для
достижения общих целей один или несколько
человек обязательно должны взять на себя
управление действиями всех участников (другими
словами, должен возникнуть процесс лидерства).
Участвовать в этих упражнениях могут те дети,
которые знают русский алфавит и умеют писать
буквы и цифры. То есть эти пробы можно проводить с
учащимися от 1-го до 11-го классов. Желательно
провести их не подряд, а с промежутком во времени.
Учащимся не объявляется истинная цель заданий,
упражнения преподносятся как разминка или что-то
подобное.
Результаты упражнений нужно сопоставить с той
информацией, которую психолог получил при помощи
наблюдения за детьми от педагогов и родителей.
Возможно, кто-то из детей еще не стал лидером, но
проявил при выполнении заданий лидерские
способности, смог управлять своими
одноклассниками. Психолог может помочь
развиться лидерским качествам ребенка,
предложив учителям использовать в общих для
класса делах социальные способности того или
иного ученика, скрытые до сих пор.
Елена КРАВЦОВА,
научный сотрудник
Московского городского
психолого-педагогического института
ПРОБА № 1
Для нее понадобятся 33 небольшие картонные
карточки, на каждой из которых должно быть
написано по одной букве русского алфавита. Все
участники рассаживаются полукругом. Перед ними
стоит стол, на котором разложены тщательно
перемешанные карточки с буквами (пустой стороной
вверх).
Инструкция. Перед вами лежат карточки
с буквами русского алфавита. Сейчас каждый из вас
возьмет себе определенное количество карточек
(от 2 до 4, в зависимости от количества человек в
группе). Вы посмотрите, что за буквы вам
достались, когда на стуле ничего не останется.
Потом прозвучит команда: «Начали!» – и вы должны
будете как можно быстрее разложить русский
алфавит по порядку, от А до Я. Время выполнения
задания засекается.
Если невозможно, чтобы у всех участников было
одинаковое количество букв, психологу нужно
попросить нескольких детей взять на карточку
больше (желательно заранее подсчитать, сколько
человек в группе).
Психолог внимательно следит за тем, как учащиеся
выполняют задание.
В некоторых случаях дети делают это хаотично. Но,
как правило, выделяется один или два человека,
начинающих руководить процессом раскладывания
алфавита. Иногда это выражается в явных командах:
«А» будет вот здесь, у кого «Б»? Или один из
учеников может произносить по порядку буквы
алфавита и т.п.
Когда задание выполнено, психолог подводит его
итоги: исправляет ошибки, если есть, говорит,
сколько минут оно выполнялось, благодарит за
работу.
ПРОБА № 2
Для этого упражнения понадобится свободное
пространство. Учащиеся должны быстро принять
всей группой форму какой-либо цифры или буквы,
называемой психологом.
Инструкция. Сейчас я назову
какую-нибудь букву или цифру, например четыре.
Все должны как можно быстрее встать так, чтобы
ваша группа, если посмотреть сверху,
представляла собой цифру четыре, написанную на
полу. В выполнении задания должен участвовать
каждый человек из вашей группы.
Задание дается 4–5 раз. Лучше сначала называть
легкие цифры или буквы («7», «О», в младших классах
можно начать с «1»), постепенно усложняя задание
(«5», «Ю», «З»).
Внимательное наблюдение за процессом
выстраивания нужной фигуры даст психологу
представление о том, кто может эффективно
руководить действиями группы, кого слушают
одноклассники. Обычно выделяется один человек,
который показывает всем, где какая часть буквы
будет стоять, и вносит коррективы (как в устной
форме, так и при помощи физической перестановки
своих товарищей).
После выполнения задания психолог благодарит
учащихся. Можно попросить высказаться об
ощущениях, возникших в процессе выполнения
(возможно, дети сами отметят того из них, кто
помог эффективно решить поставленную задачу). |