Принципы в ассортименте
Профессиональное сообщество
психологов образования все еще обсуждает вопрос,
который можно считать главным: зачем в школе
психолог? Года полтора назад я уже приводил
список вариантов ответа на этот вопрос. С тех пор
принципиально новых версий не появилось, но и
прежних не поубавилось.
Рассмотрим их еще раз в том же порядке. Вернее,
наоборот, в том же беспорядке, поскольку
никакой строгой последовательности здесь быть
не может.
Итак.
Обеспечение психологического здоровья и
психологического комфорта ребенка и всех
участников образовательного процесса —
вариации на тему подхода Ирины Дубровиной и
возглавляемой ею лаборатории. Безусловно,
красивая идея, но само понятие «психологическое
здоровье» пока еще обсуждается, что затрудняет
практическую реализацию.
Мониторинг образовательного процесса с целью
обеспечения грамотных управленческих решений
— распространенный взгляд управленцев, во всей
своей полноте реализованный, например, в
Самарской области. Принцип хорош четкостью
разделения обязанностей и логичностью
встраивания психологической службы в систему
образования. Но его оборотной стороной является
отстранение психологов от принятия решений. А
это создает опасность «омертвления» данных
мониторинга. Грубо говоря, легко скатиться в
ситуацию: «мерим-мерим, а ничего не меняется».
Помощь ребенку в принятии самостоятельных
ответственных решений при выборе собственного
жизненного пути — идеология психологического
сопровождения. Эта позиция предполагает, что у
психолога есть миссия (помочь ребенку обрести
себя), а потому легко разделяется истинными
энтузиастами. Разрабатывается прежде всего
Мариной Битяновой и ее коллегами, а научными
коллективами институтов и университетов скорее
игнорируется или разделяется лишь декларативно,
на уровне заимствования терминологии. Поэтому
идея превращается в методы не очень быстро.
Содействие образовательному учреждению в
создании социальной ситуации развития —
официальная формулировка из Положения о службе
практической психологии образования. За
несколько лет так и не встретил человека, который
бы ее понимал, а тем более ею руководствовался.
Комплексная помощь различных специалистов в
профилактике и преодолении трудностей —
питерская модель сопровождения. Мучительно
пытается перерасти рамки метода
организационного построения и стать именно
идеологией, осознающей не только свои цели, но и
свое назначение.
Защита интересов ребенка, его уникальности и
индивидуальности — воплощение тезиса
Александра Асмолова о психологе как специалисте
по неодинаковости. Здесь обратная ситуация:
миссия заявлена, но организационные приемы,
позволяющие ее выполнить на практике, пока не
разработаны.
Возврат в школу воспитательного процесса —
ностальгический реликт, озвучиваемый самыми
разными специалистами — от Льва Фридмана до
Вячеслава Иванникова. Принцип, предполагающий:
школа «лучше знает», что нужно ребенку. Как и
следовало ожидать, плохо приживается на
практике, поскольку вступает в противоречие с
задачей гуманизации образования. Кроме того,
интересы школы, государства, общества, семьи и
самого ребенка часто сильно различаются, и
потому воспитательный процесс становится
противоречив. А это, согласитесь, разрушает саму
идею воспитания как трансляции единых ценностей
и норм поведения.
Достаточно? И так слишком много получилось. Но
вот парадокс! На самом деле такое многообразие
подходов имеет и положительные стороны. Главное
— психолог пока еще может выбирать, что ему
ближе. И хорошо, если у него получится сделать
этот выбор вместе со школой, ее директором и
педагогическим коллективом!
Да, работа в каждой школе тогда будет строиться
по-своему. Но кто сказал, что все школы должны
быть одинаковы?
Марк САРТАН
|