УРОДЛИВ
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
ДИСМОРФОФОБИЯ — болезненный
синдром, состоящий в обостренном переживании
человеком своего физического несовершенства,
навязчивых идеях собственного уродства,
основанных на реальных, а чаще — мнимых телесных
аномалиях.
Несмотря на то что данное явление, а также
обозначающий его термин относятся к сфере
психиатрии, для психолога, особенно школьного,
оно также представляется весьма важным ввиду
широкого распространения и значительного
влияния на поведение многих людей, прежде всего
— в подростковом и юношеском возрасте.
Согласно данным, опубликованным в современной
печати, до 80% подростков недовольны своей
внешностью, причем это недовольство окрашивает в
минорные тона все их мироощущение, препятствуя
полноценной жизни. Даже если учесть, что эти
данные могут быть преувеличены журналистами,
тенденция выявляется настораживающая.
В литературе, в том числе в газетных и журнальных
публикациях, данное явление нередко описывается
с помощью литературных образов. В прежние
времена разные авторы использовали такие
определения, как синдром Сирано де Бержерака,
синдром Терсита, синдром Ван Гога и т.п. В эпоху
Бивиса и Батхэда, когда нулевая эрудиция стала
нормой жизни, эти названия практически вышли из
употребления. В наши дни наиболее популярное
обиходное название — синдром Квазимодо. При том,
что последние читатели Гюго скоро вымрут как вид,
даже их не читающим внукам имя Квазимодо знакомо
благодаря создателям популярного мюзикла.
Однако и такое название нельзя признать удачным.
Как известно, Квазимодо — персонаж романа В.Гюго
«Собор Парижской Богоматери» — испытывал тяжкие
душевные страдания из-за своего уродства,
которое вызывало к нему недоброжелательное
отношение окружающих. Страдающие же
дисморфофобией подростки, как правило, не имеют
достаточных объективных оснований для своих
отрицательных переживаний.
Впервые явление дисморфофобии было описано
итальянским психиатром Э. Морселли в конце
ХIХ в.; им же был введен в научный обиход и
данный термин. В начале ХХ в. это явление в своих
работах довольно подробно описал П. Жане.
Отечественные авторы также не обошли его
вниманием — сходное с дисморфофобией состояние
(хотя и без употребления самого термина) описано
В.М.Бехтеревым в серии работ 1899–1905 гг., а также
С.А. Сухановым (1905).
Первой отечественной работой, посвященной
собственно дисморфофобии, является статья
Н.Е.Осипова, вышедшая в 1912 г. В ней автор, применяя
со ссылкой на Морселли термин «дисморфофобия»,
описывал больную, страдавшую из-за своего якобы
слишком высокого роста и уродливого лица;
последнее побуждало ее настойчиво добиваться
хирургического вмешательства. Страдания больной
доводили ее до мысли о самоубийстве — с целью
уморить себя голодом она однажды отказывалась от
пищи в течение 20 дней.
Данный случай Осипов, один из пионеров
российского психоанализа, попытался трактовать
с фрейдистских позиций, и лечение в его описании
носило психоаналитический характер. К сожалению,
о его эффективности можно судить только по
словам самого Осипова, а, как известно,
психоаналитики считают свой метод безупречным
(что, по мнению представителей других подходов,
далеко не бесспорно). Кроме того, в работе Осипова
синдром был описан на примере интересного
частного случая, насчет его распространения
никаких суждений не высказывалось. Это и понятно
— до недавних пор явление массового характера не
имело.
Специальная монография на эту тему, наиболее
полно анализирующая синдром с психиатрических
позиций, написана
М.В. Коркиной сравнительно недавно;
необходимость ее появления, по словам самого
автора, вызвана широким распространением
синдрома в последней трети ХХ века. В последние
годы к обсуждению проблемы активно подключились
психологи — главным образом в связи с тем, что в
большинстве наблюдаемых случаев явление не
носит характер острой патологии и требует
немедицинского вмешательства.
По мнению большинства авторов, широкое
распространение явлений, подобных
дисморфофобии, в подростковом и юношеском
возрасте определяется самой спецификой этого
возрастного этапа, когда обостряется внимание к
своим внешним данным (так же как и к мнению о них
окружающих). Примерно в возрасте 12–13 лет
происходит переход от индивидуального к
общественному самосознанию, что выражается в
более высоком уровне восприимчивости к
информации, касающейся самооценки, определения
своего места в социуме.
Еще основоположник эволюционной теории Ч. Дарвин
наглядно показал, что внимание к своей
наружности и главным образом к лицу, имеющее
наиболее важное значение в молодом возрасте,
является фактом, эволюционно обусловленным,
тесно связанным с особенностями
филогенетического развития.
В своем труде «О выражении ощущений у человека и
животных» при объяснении природы таких явлений,
как стыд, застенчивость, скромность, Дарвин
писал: «...Люди в течение бесчисленных поколений
обращали частое и серьезное внимание на свою
наружность, и в особенности на лицо», подчеркивая
в то же время, что эти особенности значительно
сильнее выражены у молодых. Кроме того, Дарвин
указывал и на чрезвычайное значение в оценке
собственной внешности мнения о ней других людей:
«...Мысль о том, что думают о нас другие, вызывает
краску на нашем лице».
П.Б. Ганнушкин, отмечая, что «жизнь есть
постоянное развитие» и что «преобразование
личности происходит большей частью не только
путем равномерной эволюции, но и как следствие
ряда сдвигов, прерывающих от времени до времени
спокойное и медленное ее развитие», указывал, что
эти сдвиги прежде всего соответствуют тем
возрастным периодам, которые характеризуются
значительными изменениями функций эндокринных
желез, — так называемым возрастным кризисам (в
медицине это понятие имеет иное значение, чем в
психологии); наиболее важным из них является
период полового созревания. Давая
характеристику этого периода, Ганнушкин писал:
«...Сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим и
создает у него одновременно ощущение растущей
силы и чувства острого недовольства собой».
Свойственное подростковому и юношескому
возрасту внимание к своей внешности, чувство
недовольства собственной наружностью очень ярко
описаны Л.Н. Толстым во второй и третьей книгах
его автобиографической трилогии («Отрочество» и
«Юность»). В частности, свое состояние в пору
отрочества Толстой описывает следующим образом:
«Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще
увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я
был убежден, что ничто не имеет такого
разительного влияния на направление человека,
как наружность его, и не только самая наружность,
сколько убеждение в привлекательности или
непривлекательности ее».
Надо отметить, что недовольство своей
внешностью, теми или иными чертами лица или
фигуры — явление довольно частое среди
психически здоровых подростков и юношей,
наблюдающееся иногда эпизодически, иногда более
или менее перманентно. Но у здоровых людей эти
мысли не занимают доминирующего положения в
иерархии жизненных ценностей и не определяют все
их поведение, весь их жизненный уклад.
В других же случаях убежденность в наличии
какого-то физического недостатка может носить
характер патологии, нередко очень тяжелой.
Данная патология, особенно на ранних стадиях
заболевания, вызывает большие диагностические
затруднения ввиду внешней схожести с обычными,
психологически понятными способами поведения.
Поэтому в вынесении суждения по данному вопросу
психологу следует быть особенно осторожным —
возможно, некоторые акцентуации самоощущения
подростка не выходят за рамки его компетенции и
поддаются коррекции психологическими методами,
но не исключено, что налицо и нарастание
болезненного синдрома, о чем квалифицированно
может судить лишь психиатр.
Нынешнее распространение «синдрома Квазимодо»
многие специалисты склонны объяснять навязчивым
влиянием массовой культуры, насаждающей
нереалистичные стандарты внешности в качестве
эталонов. Кроме того, усовершенствование
внешности всевозможными косметическими и даже
хирургическими средствами превратилось в
чрезвычайно прибыльную отрасль индустрии,
заправилы которой кровно заинтересованы в
насаждении синдрома в массах. В результате
самоопределение молодого человека опирается на
навязанные ему искусственные эталоны, сравнение
с которыми в большинстве случаев приводит к
занижению самооценки. Насаждение эталонов
начинается еще в детском возрасте посредством
соответствующих игрушек — в частности,
невероятно популярной во всем мире куклы Барби.
Американский психолог Келли Браунелл с помощью
компьютера придал фотографии девочки-подростка
пропорции, характерные для популярной куклы. На
полученном снимке оказалось хорошо видно, что
это совершенно ненатуральные и более того —
неэстетичные пропорции. Браунелл опасается, что
такие куклы способствуют распространению среди
подростков серьезного психического заболевания
— нервной анорексии, когда навязчивая страсть к
усовершенствованию фигуры приводит к полному
истощению.
Впрочем, у семилетней дочки психолога целых
шесть таких кукол...
В тех случаях, когда мания усовершенствования
внешности не обостряется до патологии, психологи
рекомендуют проводить с подростками
разъяснительную, консультативную и
психотерапевтическую работу, направленную на
формирование здоровой самооценки, в частности —
критичности к нереалистичным эталонам.
Похоже, умение правильно воспринимать увиденное
в глянцевых журналах пора преподавать в школах
как особый раздел основ безопасности
жизнедеятельности.
Кроме того, подростков необходимо готовить к
тому, что на определенном этапе их развития
перемены в их внешности могут носить не слишком
приятный характер. Соответствующие примеры
ярких и успешных личностей (той же Джулии
Робертс, пережившей в школьные годы немало
насмешек) помогут подросткам понять, что
перемены преходящи. К тому же окружающие
воспринимают нас в целом, а не по частям, и
производимое нами впечатление складывается
преимущественно из психологических
особенностей, а не только телесных.
Избыточная озабоченность своим несовершенством
нередко сопутствует жизненной ситуации, в
которой подросток не видит в окружающем мире
источников подтверждения своей высокой
самооценки. И здесь действенным средством
выступает переключение внимания на те виды
активности, в которых он или она могут реально
достичь ощутимых успехов и заслужить одобрение
окружающих.
Сергей СТЕПАНОВ
|