ПУТЕШЕСТВИЕ В ВООБРАЗИЛИЮ
Тренинговое занятие для школьников
по развитию воображения
Занятие, описанное ниже, интересно тем, что
оно актуально не только для старшеклассников, но
и для учащихся помладше. Важно раскрыть перед
учениками особую роль воображения в творчестве,
в решении научных проблем, в искусстве и в
повседневной жизни.
Очень хорошим результатом можно считать
осознание школьниками того факта, что
воображение, как и многие другие качества, надо
развивать, тренировать, продуктивно
использовать.
Каждый может заниматься этим самостоятельно или
с друзьями.
Воображение!
Без этого качества нельзя быть
ни поэтом, ни философом,
ни умным человеком,
ни просто человеком...
Д. Дидро
Тема занятия. «Воображение».
Цель занятия. Ознакомление учащихся с
теорией и методами развития воображения.
РАЗМИНКА
Игра 1. «Да»
Каждому участнику предлагается сказать «да» с
той интонацией, которую укажет преподаватель.
Произносят «да» все, сидящие в кругу, по очереди.
Интонации: тихо, громко, кратко, растянуто,
заикаясь, утвердительно, удивленно, восторженно,
задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически,
злобно, тоном ответственного работника,
истерически, застенчиво, разочарованно,
трогательно, как «нет».
Игра 2. «Сравни»
Каждому участнику предлагается закончить
предложение:
«Зеркало в темноте сверкало, как...»
«Стул скрипнул, как...»
«Смех малыша напоминал...»
По окончании игры постарайтесь выделить
наиболее оригинальные сравнения и похвалить
всех участников.
Игра 3. «Слышать—видеть—чувствовать»
Ведущий говорит, например: «Слышать шорох
листьев». Сидящий рядом повторяет и добавляет
свою ассоциацию: «Слышать шорох листьев, все
равно что видеть море». Следующий: «Видеть
море все равно что чувствовать теплый ветер».
Все участники по кругу продолжают предложения с
теми глаголами, которые достаются им по порядку.
Ведущий. Понравилась ли вам эта
игра? Легко ли придумывалось продолжение? Почему
возникали паузы?
Представляли ли вы себе то, о чем говорили.
Чувствовали ли свежий ветер, слышали ли шум
прибоя?
Возможно, кто-то ответит, что чувствовал, кто-то,
что нет.
Можно обобщить, что тому, кто чувствовал и
«воображал», вероятно, сравнения давались легче,
были более емкими.
После разминки, состоящей из трех
вышеприведенных заданий, ведущий может дать
определение воображения.
К примеру, ведущий раздает всем участникам
занятия листочки и предлагает в течение 3 минут
подумать и написать на них определение
воображения. (Оговаривается, что написанное
будет прочитано вслух.)
Затем он зачитывает эти определения или просит
каждого учащегося прочесть свое определение.
Задача — обобщить полученную информацию и
привести примеры научного определения
воображения.
Например: «Воображение — это способность
воображать, фантазировать, мысленно
представлять что-либо» (С.И. Ожегов. Толковый
словарь русского языка).
Или: «Воображение есть акт, предшествующий
деятельности человека, создающий образ, некий
идеал того, что будет воплощаться в жизнь»
(Краткий психологический словарь).
Или: «Воображение (фантазия) — психический
процесс, заключающийся в создании новых
представлений путем переработки материала
восприятий и представлений, полученных в
предшествующем опыте» (Интернет-справочник).
Затем можно остановиться на тезисе, что наличие
воображения считается одной из отличительных
черт человеческой психики по сравнению с
психикой животных. Предложите ребятам обсудить,
так ли это, нет ли и у животных похожих
психических процессов, придумать примеры.
РАБОТА ПО ТЕМЕ
Творческое и воссоздающее воображение
Для лучшего понимания различий между творческим
и воссоздающим воображением ученикам
предлагаются игры на соответствующие виды
воображения (4, 5 — творческое; 6, 7 — воссоздающее).
Затем они могут попытаться самостоятельно
сделать вывод о различиях между этими видами
воображения, сравнив выполнение заданий на
творческое и воссоздающее воображение.
Игра 4. «Закорючки»
Ведущий заготавливает листы с закорючками
сложной формы. Раздает участникам. (Всей группе
или только добровольцам, а остальные могут
выступать в качестве экспертов). Предлагает
дорисовать то, что напоминает эта закорючка.
Время выполнения задания — 3 минуты.
Затем предполагается провести обсуждение,
сравнение и выбор наиболее оригинальных решений.
Игра 5. Модификация кругов Торренса
Ведущий раздает участникам листы бумаги
формата А4, на которых расположено 20 небольших
окружностей, и предлагает всем дорисовать в
каждом кругу (или с включением круга в рисунок)
как можно больше картинок.
Время выполнения задания — 7 минут.
Затем все участники и ведущий вместе
рассматривают рисунки и отмечают самые
оригинальные решения.
Игра 6. «Расскажи или нарисуй»
Прочтите ученикам отрывок из какого-либо
художественного произведения, где есть герой,
интересный и понятный им. Предложите каждому
рассказать или нарисовать, как они представляют
себе этого героя.
Игра 7. «Придумай новое»
Процесс воображения как реализация форм
синтеза.
Все участники разбиваются на группы по 3–4
человека. Каждая группа вытягивает 2 карточки с
названиями предметов. На основе этих предметов
группа должна создать новый и определить
возможности его эксплуатации.
Предметы: люстра, вешалка, пылесос, мясорубка,
фонтан, миксер, ковер, магнитофон, вентилятор,
качели и т.д.
Список можно изменить или дополнить.
Ведущий. Какие игры были направлены
на творческое воображение, то есть на создание
совершенно нового «продукта»? А в каких ваше
воображение лишь помогало воспроизвести по
памяти уже существующие «продукты» и их
свойства?
Здесь, вполне вероятно, возникнут разночтения, но
это нормальное явление. Нужно объяснить
учащимся, что подобное деление достаточно
условно и во многом зависит от точки зрения
«эксперта».
Произвольное и непроизвольное воображение
Для лучшего понимания непроизвольного
воображения предложите детям рассказать о том,
как они фантазируют, мечтают, о случаях, когда это
происходит как бы само собой, например во сне.
Для лучшего понимания произвольного воображения
преподавателю предлагается обратиться к методу
синектики.
Синектика — метод групповой дискуссии,
разработанный У. Гордоном, буквально означает
«соединение разнородного». Его цель —
выработать на первом, «некритическом» этапе как
можно больше разнородных, иногда прямо
противоположных предложений, которые будут
разработаны на втором этапе.
Для иллюстрации последующих упражнений можно
рассказать случай о том, как одна из технических
лабораторий не могла решить проблему
амортизатора. В конце концов один из сотрудников
встал на четвереньки, а все остальные стали его
пинать, толкать, трясти, а он рассказывал о своих
ощущениях и попытках избежать этих нападений.
Его отчет получил техническое воплощение, и
лаборатория в результате непосредственного
проникновения в суть проблемы решила сложную
задачу.
В синектике рассматриваются три метода работы с
проблемой. Эти методы можно проработать с
помощью упражнений.
Упражнение 1. Метод «Название книги»
Этот метод помогает точно сформулировать
проблему. Ведущий предлагает рассмотреть
какую-либо нечетко поставленную проблему. Каждый
из участников должен ответить на вопрос: «Если бы
вы об этом написали книгу, как бы она точно
называлась?» Участники предлагают свои варианты
названий, стараясь в них установить границы
данной проблемы.
Обращаясь к этому методу, ведущий может
столкнуться с тем, что практика называния книг в
современном мире претерпела изменения. Если еще
не так давно название книги непременно отражало
ее суть, то сейчас обложки пестрят «рекламными»
названиями и такими, чтобы «позаверченнее,
поприкольнее».
Упражнение 2. Метод идентификации
Ведущий предлагает участникам представить
себя проблемой. Например, пробкой для термоса,
которую надо усовершенствовать для наиболее
продолжительного сохранения тепла. Каждый
участник должен вообразить себя данной пробкой и
предположить, какие изменения с ним, как с
пробкой, могут производиться, чтобы его работа
стала более эффективной.
Участники делятся в кругу своими соображениями.
Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы в
результате рассмотрения данной проблемы изнутри
был найден остроумный и практичный выход из
создавшейся ситуации.
Упражнение можно применять не только для решения
производственных задач, но и для тех случаев,
когда необходимо усовершенствовать какой-нибудь
«психологический механизм» (например, отношения
между людьми). Всегда полезно суметь поставить
себя на место другого человека, взглянуть на
проблему под разными углами зрения.
Упражнение 3. Метод аналогии
Этот метод рассматривает проблему с точки
зрения ее решения в природе. Например, при
строительстве высотных зданий архитекторы
использовали способ крепления большого тяжелого
колоса к тонкому стебельку пшеницы. Благодаря
тому что один сегмент вставляется в другой и на
месте соединений существуют плотные узлы,
стебель под тяжелым колосом не переламывается.
Примеры из живой природы очень часто помогают
при решении различных проблем. Учащимся можно
предложить вспомнить или придумать примеры,
иллюстрирующие данный метод.
На следующем этапе предполагается провести
несколько игр, предложенных Е.В. Заикой в
«Вопросах психологии» (статья «Игры для развития
воображения», № 2, 1993). Эти игры включают в себя
манипулирование с характеристиками и свойствами
предметов; поиск ассоциаций и прогнозирование
логического развития ситуаций; толкование
значений слов; формирование
причинно-следственных, эмоциональных отношений
и т.д.
Один из вариантов проведения занятия: ведущий
называет основные принципы работы воображения и
иллюстрирует их с помощью игр.
Например, такой принцип: соединение
несоединимых в действительности качеств,
свойств, частей предметов.
Игра 8. «Добавь детали»
Участникам предлагается добавлять к предмету
новые функциональные части. Например, если к
дивану добавить педали, то можно лежа ездить,
если клавиши, то можно лежа играть.
Игра 9. «Отгадай предмет»
Участникам предлагается отгадать предмет,
составленный с помощью пары других предметов.
Например, дерево + ливень = фонтан.
Ведущий должен предупредить, что отгаданных
вариантов может быть множество. Важно, чтобы
учащиеся точно улавливали признаки,
составляющие основание для задуманного слова.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Все участники урока отвечают по очереди на
вопрос:
Что мне показалось наиболее интересным на
сегодняшнем занятии?
Приведу несколько вопросов, которые могут быть
использованы для дискуссии на уроке или заданы
на дом (вариант письменного ответа).
Кем вы собираетесь стать и как в вашей будущей
профессии может пригодиться развитое
воображение?
Какого человека принято называть «воображалой»
и о каком виде воображения в этом случае идет
речь?
Чем отличается воображение ребенка от
воображения взрослого человека?
Ольга ШЕВНИНА
|