КАРТА СКАЗОЧНОЙ СТРАНЫ
Рисунок в психодиагностике.
Работа с индивидуальным образом цели
Статья из цикла «Психодиагностика и
коррекция в сказкотерапии»
Характер и успех социальной
самореализации человека зависит от его системы
ценностей и особенностей процесса
целеполагания. Поэтому мы разработали методику,
позволяющую определить образ цели клиента, —
«Карта сказочной страны».
ОБРАЗ ЦЕЛИ
Что это такое? Некий ориентир, результат, к
которому осознанно и неосознанно стремится
человек? Ощущение предназначения и
представление о его реализации? Образ света, к
которому стремится душа?
Наверное, сколько людей, столько и ассоциаций с
образом цели. Высокая вариативность образов цели
затрудняет изучение этого явления и вытесняет
его из сферы интересов современных
исследователей. Однако именно образ цели
является важнейшим условием социальной
самореализации человека. «Чего ты хочешь в жизни
добиться?» — спрашивают молодого человека
родители, не подозревая, что этим вопросом
косвенно помогают ему создавать собственный
образ цели.
В советские времена феномен «образа цели» не
требовал специальных исследований, ибо он был
продуман, определен и обоснован адептами
коммунистического мировоззрения. Несколько
десятилетий мы имели коллективный образ цели,
что освобождало многих граждан от поиска своего
собственного.
Сегодня все по-другому. Поэтому на современном
этапе создание индивидуального образа цели
становится актуальнейшей задачей каждого
человека. Без собственного образа цели человек
не может построить программу конструктивной
самореализации.
«Создать свой собственный образ цели» — звучит
красиво, но как это сделать, какие основания
нужны для этого? Главное условие формирования
образа цели — это философское понимание смысла
жизни. Но словосочетание «смысл жизни» звучит
для многих еще более непонятно, нежели «образ
цели».
Современная психология пока не может дать
человеку внятной формулировки понятия «смысл
жизни». Поэтому люди интуитивно ищут ответ в
оккультизме и художественной литературе. Этим, в
частности, можно объяснять особую популярность
Пауло Коэльо. Ключевая идея его произведений —
идея Своей Судьбы, Предназначения, реализация
которого и является смыслом жизни. Согласно
Пауло Коэльо, образ цели обусловлен ощущением
Своей Судьбы, следование которой позволяет
человеку максимально использовать собственные
таланты и способности в поступательном движении.
Интересно, что такой подход к образу цели
перекликается с концепцией самоактуализации
Абрахама Маслоу. Под самоактуализацией, как
известно, А. Маслоу, понимал полное использование
человеком собственных талантов, возможностей,
способностей. Потребность в самоактуализации, в
личностном совершенствовании занимает высшую
ступень в иерархии потребностей и всегда связана
с системой ценностей человека.
Можно предположить, что потребность в
самоактуализации, личностном совершенствовании
и система ценностей являются системообразующими
факторами процесса формирования образа цели. При
этом возможности, таланты, способности человека
становятся инструментами для достижения цели; а
ценности — нравственными ориентирами,
позволяющими «не сбиться с пути».
Можно ли самоактуализироваться без наличия
образа цели? По-видимому, нет. Действительно, ради
чего использовать свои таланты и возможности?
Нередко это становится проблемой у одаренных
людей: куда приложить свои способности? Поэтому
подлинная самоактуализация начинается с
создания образа цели.
Итак, сделав круг, мы снова пришли к вопросу о том,
с чего начинается процесс формирования образа
цели. По-видимому, до подросткового возраста он
протекает неосознанно, иррационально и связан с
накоплением ребенком знаний о своих
способностях и предпочтениях. Образ цели ребенка
нереалистичен. Например, родители спрашивают
8-летнего мальчика: «Скажи, кем ты станешь, когда
вырастешь?» А мальчик отвечает: «Я буду
космонавтом!» или «Я буду бизнесменом и стану
зарабатывать много денег!» И это прекрасно — у
ребенка есть образ цели, пусть он недостаточно
реалистичен, не продуман, не соотнесен с его
возможностями, но он ЕСТЬ. Гораздо страшнее,
когда ребенок на вопрос о том, кем он станет,
когда вырастет, отвечает: «Не знаю...»
Нередко в детских мечтах содержится уникальная
информация о пути человека, о его предназначении.
Жизнь всегда дает шанс еще раз вернуться к мечтам
и попробовать воплотить те из них, которые
актуальны и сегодня.
Итак, первые знания об образе цели дают нам наши
детские или юношеские мечты.
В подростковый период актуализируется
экзистенциальная проблематика. Молодой человек
ищет ответ на вопрос: ради чего я живу? То есть
подросток осознанно или интуитивно начинает
искать смысл своей уникальной жизни. Процесс
этот может быть как болезненным, так и
гармоничным. Многое зависит от условий развития
и воспитания, а также индивидуальных
особенностей.
Параллельно с поиском ответа на вопрос о смысле
жизни, активизируются все группы потребностей, и
каждая из них начинает формировать определенную
цель.
Представим варианты образов цели, формируемых
различными группами потребностей, в таблице.
Группа потребностей |
Образ цели |
Психофизиологические
потребности |
Приобретение чувства
сытости, ощущений телесного комфортаи
сексуального удовлетворения |
Потребность в безопасности и
защите |
Достижение чувства комфорта
и защищенности. Отдых, спокойствие |
Потребность в принадлежности
и любви |
Достижение ситуаций, в
которых можно испытать ощущения, что ты принят,
понят, любим, почитаем |
Потребность
в самоуважении |
Приобретение ощущений
собственной силы, уверенности,
ума, способностей, возможностей.
Переживание чувства нужности, востребованности |
Потребность в знаниях |
Переживание ощущения
постижения нового, важного; приобретение чувства
ясности, понятности, объяснимости явлений;
проживание ощущения соприкосновения с Истиной |
Эстетические потребности |
Переживание ощущения
красотыи гармонии |
Потребность в
самоактуализации, личностном совершенствовании |
Переживание чувства
внутренней гармонии, выполненного долга,
реализованности собственных талантов и
возможностей |
Из таблицы видно, что все потребности
продуцируют образ цели, связанный с переживанием
определенного состояния — состояния
удовлетворенности. Именно оно является
показателем того, что цель достигнута. Для каждой
группы потребностей — свое состояние
удовлетворенности.
Понятно, для того чтобы прийти к цели, необходимо
построить программу ее достижения. При этом чем
ниже стоит определенная потребность в иерархии,
тем легче построить программу. Поэтому многие
люди ограничивают себя реализацией образов цели,
сформированных первыми тремя группами
потребностей.
Действительно, что нужно для счастья? Быть
удовлетворенным психофизиологически, ощущать
комфорт и безопасность, быть любимым и понятым. И
все было бы хорошо, если бы... не вопрос о смысле
жизни! Он вносит существенный дискомфорт в
пространство внутреннего мира, провоцируя
человека формировать образ цели более высокого
порядка.
Образ цели можно представить в виде айсберга. Его
видимая часть — это осознаваемый образ цели.
Невидимая часть айсберга — неосознаваемый образ
цели и связанный с ним способ ее достижения.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В возрастном промежутке от 10 до 15 лет с помощью
данной методики можно решить следующие задачи.
- Накопить данные об
индивидуальной динамике процесса формирования
образа цели. Обследуя подростка многократно,
можно увидеть, изменяется у него образ цели или
является устойчивым. На основании этих данных
можно составить прогноз относительно перспектив
его психологической коррекции, сформулировать
задачи психологической работы с ним.
- Оценить эффективность
психологической и воспитательной работы в
учебном или коррекционном учреждении. Например,
при «первом срезе», до проведения планируемых
воспитательных или психологических мероприятий,
было установлено, что у большинства подростков
образ цели относился к первым трем группам
потребностей (психофизиологические потребности,
потребность в безопасности, потребности в
принадлежности и любви). При «втором срезе»,
после проведения психологических или
воспитательных мероприятий (спустя год-два),
оказалось, что у большинства подростков образ
цели связан с более высокими потребностями
(например, потребностью в знаниях). Это является
важным показателем эффективности используемых
воспитательных или психологических программ.
В выпускных классах использование данной
методики эффективно для сбора текущей
информации о состоянии образа цели. Эта
информация необходима для того, чтобы составить
прогноз относительно социальной адаптации по
окончании школы и при необходимости, в случае
неблагоприятного прогноза, составить программу
психологической коррекции образа цели.
ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ
Материалы: лист белой бумаги А4,
цветные карандаши.
Инструкция
Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие
в собственный внутренний мир — в сказочную,
фантастическую страну.
Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда
невозможно прийти, где нельзя все рассмотреть,
потрогать руками?» И будете правы: этой страны
нет на карте мира. Правда, в сказках есть указание
на то, что некоторые герои там побывали и в
дальнейшем добились успеха. Помните задание:
«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю
что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит
подготовиться к подобному путешествию. Итак...
Без чего опытный путешественник не отправится в
путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в
продаже «Карту сказочной страны»? Действительно,
такие карты не продаются. Что же делать? Придется
рисовать карту самостоятельно.
Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь
подумайте о контуре, который определяет границы
страны. Контур образует как бы силуэт страны.
Одни путешественники считают, что контур
внутренней страны должен напоминать силуэт
человека, другие рисуют символ сердца, третьи
обводят свою ладонь, четвертые изображают
фантастический контур... Разум здесь не поможет,
только сердце и рука путешественника знают
силуэт его внутренней страны. Пожалуйста,
возьмите карандаш и дайте возможность своей руке
нарисовать замкнутый контур страны.
Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо
раскрасить внутреннее пространство страны,
ограниченное контуром. Главное — не думать
долго, а просто дать своей руке возможность легко
выбирать карандаши и раскрашивать карту.
Вероятно, там появятся горы и долины, низменности
и возвышенности, реки, моря, озера, леса, пустыни,
болота...
Итак, карта внутренней страны готова. Это
прекрасно. Но скажите, можно ли пользоваться этой
картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Возможно,
чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать
карту», нужны условные обозначения! Обычно
условные обозначения помещаются внизу страницы.
Или, если ваша карта заняла весь лист, вы можете
поместить их на обороте листа.
Пожалуйста, сделайте надпись «Условные
обозначения». Теперь нам предстоит составить
список использованных вами условных
обозначений. Для этого каждый цвет, который вы
использовали при раскрашивании карты, внесите в
условные обозначения в виде небольшого цветного
прямоугольника. Если вы использовали красный
цвет, в списке обозначений появится красный
прямоугольник; если при раскрашивании карты вы
использовали зеленый цвет, появится зеленый
прямоугольник, и так далее.
Расположите цветные прямоугольники друг под
другом, как это обычно делают картографы. Если вы
использовали специальные значки для обозначения
рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также
необходимо представить в списке условных
обозначений.
Теперь необходимо дать свое название каждому
цветному прямоугольнику, каждому значку.
Поскольку это карта внутренней страны, то и ее
ландшафт будет связан с вашими внутренними
процессами: мыслями, чувствами, желаниями,
состояниями. Могут появиться поляны раздумий,
леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки
мудрости, болота непонимания, пики достижений и
прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль,
желание будет обозначать каждый цветной
прямоугольник, — решать только вам. Это ваша
страна, это ваша карта. Не стоит долго думать,
первое, что приходит в голову, может оказаться
самым правильным...
Итак, карта готова. Теперь по ней легко
ориентироваться, особенно если знать
направление.
Что делают путешественники, собираясь в путь?
Изучают карту и прокладывают маршрут своего
путешествия. В первую очередь они намечают цель.
Иначе зачем отправляться в путь?
Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку,
внимательно рассмотрите карту и отметьте
флажком цель предполагаемого путешествия. То
есть место на карте, в котором вы хотите
оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».
Теперь рассмотрите границы страны и отметьте
особым флажком место, в котором вы планируете
войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок
входа».
Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели»,
обозначающий место, являющееся целью вашего
пути, и «флажок входа», обозначающий место, с
которого начнется ваш путь.
Теперь нужно проложить маршрут до цели.
Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к
нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка
входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте
свой маршрут пунктиром или небольшими
стрелочками.
Путешествие всегда предполагает возвращение
домой. Проложив маршрут к цели своего пути,
опытный путешественник рассматривает варианты
возвращения домой, выхода из страны. Пожалуйста,
рассмотрите внимательно свою карту и отметьте
особым флажком место, в котором вы планируете
выйти из страны. Этот значок назовем «флажок
выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа»,
иногда — нет. Проложите маршрут от «флажка цели»
до «флажка выхода».
Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А
значит, есть готовность к путешествию по
собственной внутренней стране.
Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут
своего путешествия, то как будто бы совершишь
его. Представьте себе, что вы возвратились из
путешествия, положили перед собой лист бумаги и
написали: «Это путешествие научило меня...»
Пожалуйста, закончите фразу.
А теперь взгляните на весь свой маршрут и
отметьте каким-либо значком ту точку, в которой,
как вам кажется, вы находитесь сейчас. Спасибо!
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
СЕМЬ КЛЮЧЕЙ ОТ «КАРТЫ СКАЗОЧНОЙ СТРАНЫ»
1. Энергия рисунка
Энергия рисунка — это особое ощущение от
рисунка; чувства, которые вызывает карта.
2. Местоположение «флажка цели»
Название территории, на которой расположен
«флажок цели», — это метафора неосознанного,
интуитивного стремления автора карты. В данном
случае неосознанной цели. Допустим, «флажок
цели» находится на Возвышенности достижений. Это
означает, что автор рисунка активно стремится к
определенным социальным достижениям, так как
горы, возвышенности символизируют социальный
рост, развитие.
Другой пример — «флажок цели» находится на
Поляне раздумий. Это означает, что в данный
момент для автора актуален процесс размышлений,
но, вероятно, он пока не может посвятить этому
столько времени, сколько необходимо. Может, он
колеблется с принятием решения, или занят
решением некоторой задачи, или ощущает, что нужно
остановиться и подумать, все взвесить и сделать
важный выбор, который может стать судьбоносным.
Еще пример — «флажок цели» находится в Море
желаний на Острове любви. Это означает, что в
данный момент для автора наиболее важными
являются романтические взаимоотношения, поиск
партнера или совершенствование отношений с ним.
Вода (озера, моря, реки) символизирует
чувственность, эмоциональность,
чувствительность, женственность, эротизм.
Поэтому, если «флажки целей» попадают на водную
территорию, это часто свидетельствует о том, что
создатель карты чувствителен, интуитивен,
эмоциональная жизнь для него имеет большое
значение.
«Флажок цели» может находиться на пересечении
двух или трех территорий. Это означает, что образ
цели объединяет несколько процессов. Каких — об
этом расскажут названия территорий. Для того
чтобы автор чувствовал себя удовлетворенным, ему
необходимо гармоничное сочетание, объединение
этих процессов.
Итак, местоположение «флажка цели» расскажет о
том, к какому состоянию неосознанно стремится
автор карты (гармонии, отдыха, ясности,
удовлетворенности, успеха и пр.). Это состояние
будет относиться к определенной группе
потребностей (таблицу потребностей и
соответствующий образ цели можно еще раз
посмотреть в начале этой статьи).
3. Расположение «флажка цели» относительно
центра карты
Если «флажок цели» расположен в центре карты, это
означает, что образ цели является интегрирующим
для личности автора. То есть достижение данной
цели позволит гармонизировать его состояние,
мироощущение, обрести покой и стабильность. С
другой стороны, центральное положение «флажка
цели» указывает на способность автора находить
общее в различных точках зрения, координировать,
балансировать, уравновешивать разнообразные
процессы в команде.
Всю карту можно условно разделить на три равные
части по вертикали и три равные части по
горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь
имеют определенное символическое значение.
По горизонтали1
Левая, «женская» часть — символизирует прошлое,
то, что человек уже имеет, на что может опираться.
Левая часть также может символизировать
внутренний мир человека; отражать его глубинные
личностные процессы. Интроверсия.
Центральная часть — символизирует настоящее,
актуальные для человека процессы, то, о чем он
думает, к чему стремится, что является для него
значимым. Правая, «мужская» часть —
символизирует будущее, социальные процессы,
взаимоотношения в социуме, устремленность в
будущее. Экстраверсия.
По вертикали
Верхняя часть символизирует ментальные
процессы: мысли, идеи, фантазии, планы,
воспоминания.
Центральная часть символизирует эмоциональные
процессы.
Нижняя часть символизирует сферу реальных
действий. Реализацию планов. Землю, почву под
ногами.
Если «флажок цели» находится в верхней части
карты, можно говорить о склонности автора
рисунка к ментальным построениям. Если «флажок
цели» расположен в правой верхней части, — перед
нами «генератор идей», человек, устремленный в
будущее. Ему нетрудно искать и находить новые,
нестандартные решения.
Смещение «флажка цели» в правую часть
свойственно людям, ориентированным в будущее,
стремящимся к социальным достижениям,
инновациям.
1 Справедливо для правшей. У леворуких
символическое значение определяется
«зеркально».
4. Характер маршрута
Теперь область наших исследований — маршрут от
«флажка входа» до «флажка цели». Линия маршрута и
его характер расскажут о том, каким образом и по
какому сценарию человек склонен добиваться
желаемого, идти к своей цели.
Вопросы для анализа пути к цели:
— Через какие территории пролегает маршрут к
цели?
Например, маршрут к цели пролегает сначала через
Горы препятствий, потом через Долину
разочарований, затем через Пустыню поиска, к
Озеру надежды на Вершину успеха. Это означает,
что в начале пути автор склонен рисовать себе
препятствия, ограничения (Горы препятствий). Это
приводит его к разочарованию, он может потерять
веру в свои силы (Долина разочарований). Но потом
он берет себя в руки и начинает искать выход из
создавшегося положения (Пустыня поиска).
Благодаря этому у него появляется надежда и
энергия для достижения цели (Озеро надежды). И при
условии, что он будет верить в победу, он
достигнет цели (Вершина успеха).
Анализ маршрута позволит понять, склонен ли
автор неосознанно придумывать препятствия на
пути к достижению цели? Чаще всего человек сам
себе изобретает ограничения и ловушки. Как
говорил известный сатирик: «Мы сами себе
придумываем трудности, а потом мужественно их
преодолеваем».
— Маршрут проложен по прямой или петляет по всей
стране?
Это наблюдение позволит определить стратегию
движения к цели. Есть люди, которые идут прямо, не
сворачивая, не отвлекаясь. Помните, в фильме
«Чародеи» Ивана учили проходить сквозь стену?
Для этого было необходимо: видеть цель и верить в
себя. Оба этих условия есть у тех, чей путь
проложен по прямой. Правда, у таких людей есть
одна особенность: они могут быть одержимы целью.
С одной стороны, это прекрасно. Но с другой — это
может мешать им видеть маленькие чудеса
повседневности.
Если путь петляет по стране, это означает, что
автор карты человек творческий, увлекающийся,
любознательный. Ему хочется везде побывать, все
посмотреть. Это прекрасно.
— Есть ли на маршруте территории, где происходит
«хождение по кругу»?
Территория, на которой приходится ходить по
кругу, либо является камнем преткновения,
нерешенной проблемой, либо значимым для человека
ресурсным состоянием.
5. Расположение «флажка входа» и «флажка
выхода»
«Флажок входа» и «флажок выхода» задают начало и
конец пути. Они могут быть расположены в пяти
основных комбинациях.
1. «Флажок входа» и «флажок выхода» совпадают (или
находятся в одной части карты).
Человек приходит к тому, с чего начал, но на новом
уровне, с новыми знаниями. Символизирует
завершение цикла «спирали жизни» и переход на
следующий уровень. Человек умеет учиться на
собственном опыте, гармонично доводить дело до
конца.
2. «Флажок входа» находится в нижней части,
«флажок выхода» — в верхней.
Человек склонен идти от практики — к теории.
Сначала действует, пробует, потом осмысляет.
Исследователь, идущий эмпирическим путем.
Человек дела.
3. «Флажок входа» находится в верхней части,
«флажок выхода» — в нижней.
Человек склонен идти от теории — к практике. Он
умеет сначала все обдумать, взвесить, потом
перейти к делу.
4. «Флажок входа» находится в левой части, «флажок
выхода» — в правой.
Прежде чем принять решение, начать какое-либо
дело, человек может переживать, обдумывать
стратегию, тревожиться. Но, начав движение,
обретает чувство перспективы. Умеет
использовать прежние наработки команды в новых
делах.
5. «Флажок входа» находится в правой части,
«флажок выхода» — в левой.
Человек умеет тонко чувствовать различные новые
веяния, имеет нюх, чутье на нечто выгодное и
перспективное. Умеет «встраивать» инновационное
в традиционное.
6. Урок путешествия
Здесь центром внимания становится продолжение
фразы: «Это путешествие научило меня, прежде
всего...» Высказывание, которым автор продолжил
эту фразу, расскажет о том, над чем в данный
момент «работает» его внутренний мир, над чем он
размышляет, какие вопросы неосознанно решает, в
каком направлении развивается.
Фактически, продолжая заданную фразу, автор
находит смысл текущего жизненного момента,
урока.
7. Точка актуального состояния
Это самое последнее задание «Карты внутренней
страны». Точка актуального состояния покажет, на
какой территории автор находится сейчас. Точка
актуального состояния располагается до или
после «флажка цели».
«Ключи» помогут провести психологической анализ
карты и сформулировать перспективные задачи
психологической работы с автором.
Безусловно, для определения таких задач
требуются опыт и навыки психологического
анализа рисунков. Этому можно научиться на
специальном семинаре авторской подготовки
сказкотерапевтов.
Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
доктор психологических наук,
ректор Санкт-Петербургского института
сказкотерапии,
Дмитрий КУДЗИЛОВ,
проректор по научно-методической работе СПбИС
|