Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

НЕ ДОВОДИ МЕНЯ
ДО СОВЕРШЕНСТВА!

Работа с педагогами, по моим наблюдениям, для большинства психологов не является любимым видом деятельности. Но к пониманию того, что это необходимо, наверное, постепенно приходят все.
Данное занятие с педагогами было разработано для выездного семинара учителей зеленоградского округа под предложенным девизом: «Совершенство — есть знание человека о своем несовершенстве» (Августин), затем проведено в нескольких коллективах. Опыт показал, что предложенная разработка вызывает интерес педагогов и может быть использована как самостоятельно, так и в цикле тренинговых занятий по личностному росту.
Число участников не должно превышать 14–16 человек.

Цели занятия. Активизация процесса самопознания у педагогов; формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний; развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности.
Оборудование. Доска, мел; мячик; бланки со шкалами для самооценивания (шкалы не подписаны); лист ватмана; восковые мелки, толстые фломастеры или маркеры.
План занятия
1. Приветствие. Постановка проблемы.
2. Разминка.
3. Упражнение «Имя—качество».
4. Работа в подгруппах по выявлению качеств совершенного педагога с различных точек зрения.
5. Работа в объединенной группе.
6. Самооценивание по выбранным критериям и определение уровня притязаний каждого участника.
7. Обсуждение полученных результатов.
8. Арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по очереди».
9. Анализ полученного изображения, вербализация чувств.
10. Упражнение «Комплимент».
11. Завершение занятия, прощание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, дорогие коллеги! Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Что же такое совершенство? На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. Давайте для разминки назовем по кругу ассоциации со словом «совершенство».
Участники называют: идеал, пример, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далекое и т.д.
Ведущий. По определению Ожегова, совершенство — это полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства). Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть не совершенные, но ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту своего характера, которая помогает в работе.
Можно предложить другой вариант: каждый по очереди называет свое имя и 1–3 присущих ему положительных качества на ту же букву, что и имя (1).
Ведущий. Услышали ли мы друг друга? Давайте вспомним, что сказал каждый участник.
Участники повторяют имена и высказывания коллег.
Продолжаем нашу работу. Первые черты совершенного педагога у нас уже есть, раскрываем тему дальше. Давайте посмотрим на себя глазами наших учеников. Для этого нам нужно разделиться на две подгруппы.
Можно воспользоваться вариантами, предложенными И.В. Вачковым (2).
Первая группа — это ученики начальной школы, вторая — старшеклассники. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, руки свободно лежат на коленях, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, представьте себя ребенком в соответствующем возрасте. Какой бы вам хотелось видеть свою учительницу?
Теперь в течение 5 минут обсуждаем свои мысли с коллегами. Затем каждая подгруппа формулирует и записывает на листочке 4 качества идеального, с их точки зрения, педагога.

В качестве примера можно привести результаты работы подгруппы «младших школьников»: учительница должна быть добрая, красивая, веселая, справедливая. Подгруппа «старшеклассников» назвала такие качества, как профессионализм (знание предмета, доступность изложения), организованность, современность, строгость.
Ведущий. На следующем этапе вы уже не дети, вы снова стали собой, взрослыми людьми, опытными педагогами. Сейчас вы объединяетесь в одну группу и уже с вашей позиции предлагаете 4 качества совершенного педагога.
Ведущий записывает их на доске. В нашем примере это были следующие качества: справедливость, профессионализм, энергичность, чуткость.
Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным критериям.
Самооценивание проводится анонимно. Участники подписывают только шкалы на бланках.
Ведущий. Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую степень развития, а верхняя — наивысшую.
На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным (3).

Участники выполняют это задание. Ведущий обращает внимание на соотношение местонахождения точек самооценки и уровня притязаний.
Ведущий. Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга (я вас поздравляю!), вам удалось приблизиться к вашему идеалу.
Если же между ними есть расстояние (замечательно!), вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. И чем больше расхождение, тем интереснее задача!

Результаты остаются у участников для самоанализа. Часто учителя после занятия подходят к психологу для индивидуальной беседы по результатам.
Ведущий. А теперь мы в буквальном смысле сделаем штрихи к портрету нашего замечательного педагога.
Участники выполняют арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по кругу». Каждый подходит к листу ватмана, закрепленному на доске, и делает несколько штрихов. И так до тех пор, пока у участников не появится ощущение завершенности портрета. Далее следует обсуждение полученного результата. Можно оценить новоявленного «педагога» по приведенным выше критериям, можно с осторожностью и юмором применить принципы оценки рисуночных тестов.
И в заключение — обмен впечатлениями и чувствами по поводу процесса и результата совместного творчества. Обычно эта часть проходит очень весело и живо. Вот некоторые высказывания участников: «Рисовали идеального педагога, а получилось... как всегда», «Посмотрите, как она губки поджала и ручки сложила, прямо как я у доски!», «Разве в таком виде можно на урок идти — только на дискотеку» и др.
Как тут не вспомнить афоризм Д. Леонтьева: «Не доводи меня до совершенства!»
Ведущий. Наша встреча постепенно подходит к концу. Давайте сейчас добавим к нашему обобщенному портрету еще несколько словесных штрихов. Назовите, пожалуйста, друг другу те сильные стороны и достоинства личности педагога, которые проявились сегодня.
Участники выполняют упражнение «Комплимент» в любой модификации. Например, тот, кто захочет начать, бросит мяч выбранному им участнику и скажет человеку о его сильных сторонах. Тот, кому предназначен мяч, бросит его следующему и произнесет свой комплимент, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого.
Ведущий. Наше занятие завершается. Если вернуться к теме, то ведь и понятие «совершенство» — это тоже что-то завершенное, свершившееся, законченное. Но ведь наш путь не завершен, мы-то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела.
Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути!

Ирина ЖУКОВА,
педагог-психолог школы № 1702,
г. Зеленоград

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Каталог «Психогимнастика в тренинге»/ Под ред. Хрящевой Н.Ю. СПб., 2000.
2. Вачков И.В. Мы выбираем, нас выбирают. «Школьный психолог», № 36, 2001.
3. Ратанова Г.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.