О.В. Степаносова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНТУИЦИИ.
Вопросы психологии. 2003. № 4
В последнее время в западной
психологии наблюдается рост интереса к изучению
интуиции. Отчасти это обусловлено тем, что
появился запрос на людей, которые могут
принимать решения и действовать, полагаясь на
свою интуицию. Например, Т. Питерс и Дж. Ватермен в
1982 году отмечали, что десять лучших компаний в
Америке поощряют использование интуиции и
развитие интуиции в своей менеджерской среде.
Интуиция — это знание, возникающее в
неопределенной ситуации, субъективно
воспринимаемое как догадка, предчувствие,
внутреннее чутье, наличие которого осознается.
Процесс возникновения интуитивной догадки не
осознается, и причины получения или
доказательства ее правильности неверифицируемы.
В основе приведенного определения лежат
следующие базовые измерения.
1. Интуиция представляет собой знание,
возможными проявлениями которого являются
чувство и действие.
2. Интуиция представляет собой некоторое
ситуативно возникающее знание.
3. В интуиции присутствует аффективный
компонент, а именно субъективные указатели на
значимость интуитивного результата, его
«правильность», такие, как предчувствие, догадка,
чутье.
4. Интуитивное знание эксплицитно и
осознаваемо, в отличие от имплицитного
научения, таситного знания и экспертизы.
5. Основания интуиции неверифицируемы, в
отличие от инсайта.
6. Интуиция имеет дело с воспринимаемой неопределенностью,
неочевидностью, новизной ситуации, в отличие от
воспринимаемой определенности ситуации при
использовании ментальных упрощений.
В 1960-х гг. М. Бунге характеризовал
психологические представления об интуиции как
«коллекцию хлама», куда сваливаются те
интеллектуальные механизмы, о которых
неизвестно, как их анализировать. В связи с
растущим интересом к интуиции представляется
важным понять, насколько данная ситуация
изменилась.
Недавно появившаяся классификация видов
интуиции Г. Клэкстона выделяет следующие:
а) экспертиза (нерефлексивное выполнение сложных,
высококвалифицированных действий);
б) имплицитное научение (способ приобретения
знания с помощью неосознанных, неконцептуальных
средств); в) суждение (принятие точного решения и
осуществление категоризации при невозможности
объяснить или доказать их); г) чувствительность (повышенная
внимательность, как сознательная, так и
неосознаваемая, к деталям ситуации); д)
креативность, точнее, использование
инкубирования (фазы в решении проблемы, когда
сознательная, намеренная деятельность по
нахождению решения приостанавливается и человек
занимается не связанными с проблемой делами) и
воображения при продвижении в решении проблемы;
е) размышление (процесс «пережевывания» опыта
вновь и вновь для того, чтобы извлечь из него
значения).
Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА
|