Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2003


ДАЙДЖЕСТ

О.В. Степаносова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНТУИЦИИ.
Вопросы психологии. 2003. № 4

В последнее время в западной психологии наблюдается рост интереса к изучению интуиции. Отчасти это обусловлено тем, что появился запрос на людей, которые могут принимать решения и действовать, полагаясь на свою интуицию. Например, Т. Питерс и Дж. Ватермен в 1982 году отмечали, что десять лучших компаний в Америке поощряют использование интуиции и развитие интуиции в своей менеджерской среде.

Интуиция — это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается. Процесс возникновения интуитивной догадки не осознается, и причины получения или доказательства ее правильности неверифицируемы.
В основе приведенного определения лежат следующие базовые измерения.
1. Интуиция представляет собой знание, возможными проявлениями которого являются чувство и действие.
2. Интуиция представляет собой некоторое ситуативно возникающее знание.
3. В интуиции присутствует аффективный компонент, а именно субъективные указатели на значимость интуитивного результата, его «правильность», такие, как предчувствие, догадка, чутье.
4. Интуитивное знание эксплицитно и осознаваемо, в отличие от имплицитного научения, таситного знания и экспертизы.
5. Основания интуиции неверифицируемы, в отличие от инсайта.
6. Интуиция имеет дело с воспринимаемой неопределенностью, неочевидностью, новизной ситуации, в отличие от воспринимаемой определенности ситуации при использовании ментальных упрощений.
В 1960-х гг. М. Бунге характеризовал психологические представления об интуиции как «коллекцию хлама», куда сваливаются те интеллектуальные механизмы, о которых неизвестно, как их анализировать. В связи с растущим интересом к интуиции представляется важным понять, насколько данная ситуация изменилась.
Недавно появившаяся классификация видов интуиции Г. Клэкстона выделяет следующие:
а) экспертиза (нерефлексивное выполнение сложных, высококвалифицированных действий);
б) имплицитное научение (способ приобретения знания с помощью неосознанных, неконцептуальных средств); в) суждение (принятие точного решения и осуществление категоризации при невозможности объяснить или доказать их); г) чувствительность (повышенная внимательность, как сознательная, так и неосознаваемая, к деталям ситуации); д) креативность, точнее, использование инкубирования (фазы в решении проблемы, когда сознательная, намеренная деятельность по нахождению решения приостанавливается и человек занимается не связанными с проблемой делами) и воображения при продвижении в решении проблемы; е) размышление (процесс «пережевывания» опыта вновь и вновь для того, чтобы извлечь из него значения).

Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА