МИРЫ ВООБРАЖЕНИЯ:
РУКОВОДСТВО ПО ИНТЕРАКТИВНОЙ
ИМАГОГИКЕ
В.Б. Лебедев, Н.В. Биньковская
М.: Изд-во Института психотерапии, 2002
Многие люди (и, наверное,
читатели «Школьного психолога») замечали, что
явно выраженная заинтересованность в каком-то
вопросе становится магнитом, притягивающим
самым удивительным образом информацию по этому
самому вопросу. В очередной раз действие
указанной закономерности автор этой рецензии
испытал на себе, когда буквально неисповедимыми
путями к нему в руки попала книжка В.Б. Лебедева и
Н.В. Биньковской. Влияние образов, возникающих в
воображении человека, на его поведение, на его
жизненные ситуации и обратное влияние
особенностей жизни человека на спонтанно
возникающие образы — тема чрезвычайно
увлекательная, порождающая массу образов и
ассоциаций.
И если читателя хотя бы чуть-чуть волнует и
привлекает своими загадками мир воображения (авторы
книжки называют его имагомиром), то эта книжка —
для него. И у меня есть серьезные подозрения, что
таких читателей очень и очень много. «Похоже, что
к концу XX столетия мировой ментальный маятник
опять качнулся в другую сторону, несколько
дискредитируя концепцию линейного биполярного
мышления и объективной реальности...» Тема
символического мира нашего воображения, тех сил,
которые скрываются за метафорическими
«видениями» наших фантазий, действительно
захватывает все больше и больше людей, как
далеких от психологии, так и занимающихся ею
профессионально.
Авторы — профессионалы-практики. И — что, к
сожалению, редкое явление у нас в стране —
блестяще умеющие рассказывать о технологиях
своей работы и о научных основах, на которых эти
технологии базируются. Технологии просты и
изящны, эмоционально заряжены и доступны, по
крайней мере для понимания (говорить о
возможности их использовать, опираясь только на
прочитанный текст, без личного проживания, не
берусь, поскольку сомневаюсь).
Что касается научных основ, то с первых же
страниц становятся понятными истоки —
психоанализ З.Фрейда, аналитическая психология К.Г.
Юнга, архетипическая психология Д. Хиллмана,
символ-драма Г.К. Лейнера, управляемые сновидения
Р. Дезуайе и другие. В общем — крепко замешанный
коктейль различных концепций, направленных на
взаимодействие с бессознательным через
воображение. Авторы книги в сути этих концепций
не просто разбираются, а очень даже
профессионально их модифицируют, «подгоняя» под
российские реалии и особенности российской
ментальности. Правда, «ушки» символ-драмы, на мой
взгляд, торчат слишком уж вызывающе, но ведь
авторы и не претендуют на создание собственной
научной школы, они умело прикладывают западные
разработки к проблемам обычных наших
соотечественников и, судя по описаниям, успешно
помогают им в решении психологических проблем.
Читается книжка с неослабевающим интересом. Это
увлекательный рассказ увлеченных людей о
взаимодействии с миром символических образов,
значение которых подробно описывается и
снабжается огромным количеством ярких примеров
из психотерапевтической практики. Мне кажется,
что трактовки и интерпретации образов порой
излишне прямолинейны и сужены — при том, что
авторы сами не раз говорят о вреде упрощенности и
тщете попыток вывести раз и навсегда данное
значение символов.
Однако прочесть книгу стоит.
Игорь ВАЧКОВ
|