ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА
Под ред. А.А. Реана
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
Такое издание я, пожалуй, держу в руках
впервые. Дело в том, что авторский коллектив
уникален (об этом можно узнать из книжной
аннотации). Среди авторов — семь докторов и пять
кандидатов психологических наук, трое из них —
академики, а один — член-корреспондент РАО. Это
само по себе вызывает уважение и настраивает на
самое серьезное восприятие учебника.
Тем более что та же аннотация уверяет: «Этот
учебник дает полное представление о современных
знаниях в области психологии детства — от
младенчества до 11 лет». Согласитесь, такое
утверждение ко многому обязывает.
И действительно, знакомство даже с кратким
содержанием книги дает представление о ее
полноте и многообразии. Первая часть, на которую
ложится основная концептуальная нагрузка, не
только содержит обзор подходов к теории развития,
но и раскрывает основные положения этой отрасли
психологии.
Три остальные главы посвящены психологическим
закономерностям развития ребенка на трех
возрастных этапах: младенчество, раннее и
среднее детство. В каждом из этих периодов
отмечаются когнитивные ообенности ребенка, его
аффективная и мотивационно-личностная сфера, а
также особенности Я-концепции и поведенческое
своеобразие.
Сразу насторожило, что такой громадный материал
изложен в сравнительно небольшом по объему и
формату издании. Но, прочитав первую главу, я
поняла, что авторы не пошли по пути подробного
раскрытия каждой темы, а лишь схематически
обозначили основные понятия.
По лаконичности и емкости изложения издание
ближе к жанру энциклопедического словаря, в
котором основные понятия расположены в
определенной системе. По крайней мере,
большинству заявленных в содержании тем
посвящены не главы (как того требует жанр
учебника), а лишь краткая формулировка понятий,
перечень которых дается в конце каждой такой
«главы».
Правда, когда речь заходит об отдельных
возрастных периодах, появляется краткая
характеристика особенностей развития ребенка.
Основные понятия, встречающиеся в тексте,
расшифрованы, вынесены за его пределы и
заключены в рамочку. Каждая часть завершается
вопросами для повторения.
Подробное знакомство с учебником убеждает в том,
авторы провели серьезную работу, стараясь
отразить разнообразие подходов и авторских
теорий. Книга снабжена большим количеством
ссылок и списков использованной литературы.
Наверное, эта книга может стать хорошим
ориентиром в курсе детской психологии, поскольку
четко и системно отражает основные понятия этой
области психологического знания.
Но, к сожалению, за сухими определениями и
перечислением научных направлений и теорий как-то
незаметно потерялся сам ребенок, о котором,
собственно говоря, и должна идти речь. Создается
впечатление, что авторы пишут о предмете
неодушевленном, состоящем из сухого набора
качеств и характеристик.
Очевидно, учебник призван сопровождать яркий и
живой курс лекций и практических занятий по
возрастной психологии и психологии развития. Без
этого вряд ли можно познать такое сложное и
тонкое образование, как психика ребенка, не
говоря уже о его душе.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|