Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА

Под ред. А.А. Реана
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003

Такое издание я, пожалуй, держу в руках впервые. Дело в том, что авторский коллектив уникален (об этом можно узнать из книжной аннотации). Среди авторов — семь докторов и пять кандидатов психологических наук, трое из них — академики, а один — член-корреспондент РАО. Это само по себе вызывает уважение и настраивает на самое серьезное восприятие учебника.
Тем более что та же аннотация уверяет: «Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии детства — от младенчества до 11 лет». Согласитесь, такое утверждение ко многому обязывает.
И действительно, знакомство даже с кратким содержанием книги дает представление о ее полноте и многообразии. Первая часть, на которую ложится основная концептуальная нагрузка, не только содержит обзор подходов к теории развития, но и раскрывает основные положения этой отрасли психологии.
Три остальные главы посвящены психологическим закономерностям развития ребенка на трех возрастных этапах: младенчество, раннее и среднее детство. В каждом из этих периодов отмечаются когнитивные ообенности ребенка, его аффективная и мотивационно-личностная сфера, а также особенности Я-концепции и поведенческое своеобразие.
Сразу насторожило, что такой громадный материал изложен в сравнительно небольшом по объему и формату издании. Но, прочитав первую главу, я поняла, что авторы не пошли по пути подробного раскрытия каждой темы, а лишь схематически обозначили основные понятия.
По лаконичности и емкости изложения издание ближе к жанру энциклопедического словаря, в котором основные понятия расположены в определенной системе. По крайней мере, большинству заявленных в содержании тем посвящены не главы (как того требует жанр учебника), а лишь краткая формулировка понятий, перечень которых дается в конце каждой такой «главы».
Правда, когда речь заходит об отдельных возрастных периодах, появляется краткая характеристика особенностей развития ребенка. Основные понятия, встречающиеся в тексте, расшифрованы, вынесены за его пределы и заключены в рамочку. Каждая часть завершается вопросами для повторения.
Подробное знакомство с учебником убеждает в том, авторы провели серьезную работу, стараясь отразить разнообразие подходов и авторских теорий. Книга снабжена большим количеством ссылок и списков использованной литературы. Наверное, эта книга может стать хорошим ориентиром в курсе детской психологии, поскольку четко и системно отражает основные понятия этой области психологического знания.
Но, к сожалению, за сухими определениями и перечислением научных направлений и теорий как-то незаметно потерялся сам ребенок, о котором, собственно говоря, и должна идти речь. Создается впечатление, что авторы пишут о предмете неодушевленном, состоящем из сухого набора качеств и характеристик.
Очевидно, учебник призван сопровождать яркий и живой курс лекций и практических занятий по возрастной психологии и психологии развития. Без этого вряд ли можно познать такое сложное и тонкое образование, как психика ребенка, не говоря уже о его душе.

Ольга РЕШЕТНИКОВА