Групповые методы
в работе школьного психолога
И.В. Вачков
М.: Ось-89, 2002
В прошлом году во время одной
психологической конференции я оказался
свидетелем того, как ее участники и участницы со
сдержанной деликатностью, однако весьма
настойчиво тянули из рук продавцов и друг у друга
заканчивающиеся экземпляры только вышедшей
тогда новой книги И.В.Вачкова «Групповые методы в
работе школьного психолога». В свою очередь, став
обладателем этой книги и прочитав ее, я понял
причину такого повышенного спроса. Автор
органично совместил теоретическую часть с
актуальными практическими примерами, что делает
пособие в прямом смысле настольной книгой
школьного психолога.
Книга состоит из двух частей, первая из которых
посвящена групповой психологической работе с
учителями и учащимися. Понятно, что педагог
является центральной фигурой в учебно-воспитательном
процессе и от успешности его деятельности
зависит качество этого процесса. Но нельзя
забывать также, что психическое здоровье
учащихся во многом зависит от психического
здоровья учителя. Тренинговая работа,
направленная на оказание помощи педагогу в
самораскрытии, предотвращении
профессионального сгорания, не может не оказать
положительного воздействия и на учащихся. При
этом автор описывает не только такой
распространенный прием в работе с педагогами,
как деловая игра, но и технику психодрамы. Кстати,
описание различных методов групповой
психологической работы, в том числе «сказочных»
психотехник, может оказаться полезным психологу
как при организации тренинговой работы с
педагогами, так и при организации системы
повышения психологической компетенции
педагогов, в частности классных руководителей.
Во второй части рассматриваются актуальные
проблемы школьного психолога в теории и на
практике. Поскольку И.В. Вачков не только ученый,
но и практик, эти проблемы ему знакомы не
понаслышке. Часть состоит из двух разделов,
первый из которых посвящен различным подходам к
взаимодействию психолога с учащимися. Известная
поговорка «как корабль назовешь, так он и
поплывет» — не только метафора. В последние годы
прозвучало немало названий научных подходов к
системе образования: личностно-ориентированный,
субъект-субъектный, педагогика сотрудничества и
т.д. Однако в реальности приходится учитывать
большое количество самых разнообразных факторов:
от особенностей образовательной среды и
ближайшего социума до политических и
экономических изменений в регионе и в стране.
Автор предлагает полисубъектный подход,
учитывающий множественные особенности
изменяющейся образовательной среды.
В следующих главах автор пишет о направлениях
работы психолога в школе, выделяя пять основных:
психопрофилактику, психодиагностику,
психологические коррекцию, консультирование и
психотерапию. И.В. Вачков обращает внимание, что
перечисленные направления расположены в порядке
возрастания степени ответственности психолога
за результаты своей профессиональной
деятельности и усложнения комплекса средств,
используемых в процессе работы.
Здесь, конечно, можно не со всем согласиться. Так,
по мнению рецензента, включение психотерапии в
круг должностных обязанностей школьного
психолога — вопрос спорный.
Безусловным достоинством книги видится большое
количество практико-ориентированных
рекомендаций, подробно описанных упражнений,
случаев из практики с последующим разбором.
Вадим РОДИОНОВ
|