Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Групповые методы
в работе школьного психолога

И.В. Вачков
М.: Ось-89, 2002

В прошлом году во время одной психологической конференции я оказался свидетелем того, как ее участники и участницы со сдержанной деликатностью, однако весьма настойчиво тянули из рук продавцов и друг у друга заканчивающиеся экземпляры только вышедшей тогда новой книги И.В.Вачкова «Групповые методы в работе школьного психолога». В свою очередь, став обладателем этой книги и прочитав ее, я понял причину такого повышенного спроса. Автор органично совместил теоретическую часть с актуальными практическими примерами, что делает пособие в прямом смысле настольной книгой школьного психолога.
Книга состоит из двух частей, первая из которых посвящена групповой психологической работе с учителями и учащимися. Понятно, что педагог является центральной фигурой в учебно-воспитательном процессе и от успешности его деятельности зависит качество этого процесса. Но нельзя забывать также, что психическое здоровье учащихся во многом зависит от психического здоровья учителя. Тренинговая работа, направленная на оказание помощи педагогу в самораскрытии, предотвращении профессионального сгорания, не может не оказать положительного воздействия и на учащихся. При этом автор описывает не только такой распространенный прием в работе с педагогами, как деловая игра, но и технику психодрамы. Кстати, описание различных методов групповой психологической работы, в том числе «сказочных» психотехник, может оказаться полезным психологу как при организации тренинговой работы с педагогами, так и при организации системы повышения психологической компетенции педагогов, в частности классных руководителей.
Во второй части рассматриваются актуальные проблемы школьного психолога в теории и на практике. Поскольку И.В. Вачков не только ученый, но и практик, эти проблемы ему знакомы не понаслышке. Часть состоит из двух разделов, первый из которых посвящен различным подходам к взаимодействию психолога с учащимися. Известная поговорка «как корабль назовешь, так он и поплывет» — не только метафора. В последние годы прозвучало немало названий научных подходов к системе образования: личностно-ориентированный, субъект-субъектный, педагогика сотрудничества и т.д. Однако в реальности приходится учитывать большое количество самых разнообразных факторов: от особенностей образовательной среды и ближайшего социума до политических и экономических изменений в регионе и в стране. Автор предлагает полисубъектный подход, учитывающий множественные особенности изменяющейся образовательной среды.
В следующих главах автор пишет о направлениях работы психолога в школе, выделяя пять основных: психопрофилактику, психодиагностику, психологические коррекцию, консультирование и психотерапию. И.В. Вачков обращает внимание, что перечисленные направления расположены в порядке возрастания степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы.
Здесь, конечно, можно не со всем согласиться. Так, по мнению рецензента, включение психотерапии в круг должностных обязанностей школьного психолога — вопрос спорный.
Безусловным достоинством книги видится большое количество практико-ориентированных рекомендаций, подробно описанных упражнений, случаев из практики с последующим разбором.

Вадим РОДИОНОВ