НА УРОКЕ С ГАРРИ ПОТТЕРОМ
Cегодня Гарри Поттер — один из
самых популярных персонажей детской
субкультуры. Познакомившись с книгами Джоан
Роулинг, мы сочли, что в них содержится богатый
психологический потенциал, который можно
использовать при групповой работе с детьми.
Нами были разработаны упражнения, опирающиеся на
содержание книги. Эти упражнения, вызвавшие
горячий отклик у учащихся (с пятого по восьмой
класс) и пользующиеся огромным успехом в нашей
школе, мы предлагаем вашему вниманию.
УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ ШЛЯПА»
Цели. Получить обратную связь от
участников группы, соотнести представления о
себе с тем, каким тебя видят в группе.
Оборудование. Карточки со списком
участников в количестве, на один превышающем
число игроков, доска и мел.
Описание игры. Игра имеет три
этапа. На первом дети распределяют всех
участников игры (в том числе и себя) по
факультетам школы чародейства Хогвартс. На
втором каждый игрок получает информацию о том, на
какой факультет его распределили другие
участники игры. Большинством голосов
определяется, на какой факультет попадает игрок.
На третьем этапе происходит рефлексия
результатов игры.
Первый этап
Учащиеся рассаживаются в произвольном порядке,
можно посадить их за парты, так, чтобы было удобно
писать и чтобы они могли скрыть свой листок от
других участников.
Инструкция. Как известно, в школе
волшебства Хогвартс было четыре факультета:
Слизерин, Гриффиндор, Когтевран и Пуффендуй.
Распределение по факультетам происходило в
зависимости от особенностей характера учеников.
В Гриффиндоре учились самые смелые, отважные,
благородные, великодушные, в Слизерине — самые
хитрые, умеющие любой ценой добиваться своих
целей, любящие командовать, в Пуффендуе — самые
трудолюбивые, усердные, старательные, прилежные,
аккуратные, в Когтевране — самые умные, с хорошим
чувством юмора, любящие учиться, заниматься,
узнавать новое. Конечно, это не значит, что
ученики из Гриффиндора не были умными, а из
Когтеврана — прилежными. У каждого человека есть
все эти качества. Но некоторые из качеств
проявляются сильнее.
Когда будущие волшебники прибывали в Хогвартс
первый раз, их распределяли по факультетам. Этой
цели служила волшебная шляпа. Ее надевали на
голову ученику, и шляпа громко выкрикивала
название того факультета, на котором ему
предстояло учиться.
А теперь представьте, что каждому участнику
нашей группы сова принесла конверт, подписанный
зелеными чернилами. Вы открыли его и обнаружили,
что вас приглашают на учебу в Хогвартс.
Естественно, каждый из нас попадет на один из
факультетов.
К сожалению, у нас нет волшебной шляпы, мы не
знаем, кто из нас на какой факультет попадет. Но
мы можем попробовать обойтись без нее.
Возьмите список участников. А теперь представьте
себя на месте волшебной шляпы: на какой факультет
вы бы распределили каждого игрока? Запишите
название факультета напротив имени игрока.
Каждый участник получает карточку со списком и
выполняет задание.
Второй этап
Участники садятся в круг.
Инструкция. Теперь давайте узнаем,
кто на какой факультет попал. Сейчас каждый по
очереди скажет, на какой факультет он определил
себя, а затем все остальные назовут, на какой
факультет они отправили этого игрока. При этом
необходимо объяснить, почему был сделан именно
такой выбор, то есть на основании каких черт
характера вы распределяли по факультетам себя
самого и других игроков. Затем каждому игроку
нужно будет подсчитать, на какой факультет его
распределяли чаще всего. Это и будет тот
факультет, на который вы отправитесь.
При проведении этого этапа игры используется
последняя оставшаяся карточка со списком.
Ведущий может сам записывать, на какие
факультеты отправляют участников, и сам
подсчитывать результат. Если игра проводится в
нескольких мини-группах, нужно определить, как
фиксировать результаты: каждый участник может
записывать их самостоятельно или может быть
выбран один участник, который будет фиксировать
все выборы, и т.д.
В конце второго этапа игры необходимо подвести
окончательный итог и определить, кто из
участников на какой факультет попал.
Третий этап
Вопросы для рефлексии
Кто попал на тот же факультет, на который
распределил себя сам? А кто не согласен с
полученным результатом? Как вы думаете, почему
так получается: человек считает, что его место в
Гриффиндоре, а все остальные отправляют его в
Слизерин?
Есть ли среди нас такие участники, которых все
отправляли на один и тот же факультет (например,
все считают, что этот человек должен учиться в
Когтевране)? Как вы думаете, о чем это говорит? А
есть такие, которых отправляли на разные
факультеты?
Рекомендации ведущему
Если дети хорошо знакомы с содержанием книги, то
объяснение правил игры лучше построить в форме
диалога: дети сами назовут и школу, и факультеты и
расскажут про ритуал распределения. Названия
факультетов можно написать на доске и напротив
каждого записать черты характера тех, кто там
учится.
При проведении этого упражнения следует
обратить внимание на то, чтобы ни один из
названных факультетов не воспринимался детьми
как «плохой», куда можно отправить тех игроков,
которые вызывают антипатию. Обычно таким
факультетом становится Слизерин («там учатся
злые волшебники») или Пуффендуй («туда
отправляют всех тупых»). Поэтому необходимо
подчеркнуть важность и значимость всех качеств,
акцентировать их положительную сторону.
При проведении второго этапа игры следует
обратить особое внимание на мотивацию выборов:
на основании чего игроки распределяют
участников на тот или иной факультет? Некоторые
дети, объясняя свой выбор, склонны просто
дублировать инструкцию: «Я отправляю Женю в
Пуффендуй, потому что она трудолюбивая». Очень
важно получить от детей развернутые ответы,
уточнить, как проявляются называемые ими
качества: «А почему ты решил, что Женя
трудолюбивая? В чем проявляется ее трудолюбие?»
Некоторые дети при распределении на факультеты
ориентируются не столько на черты характера
участников, сколько на дружеские связи («Петю и
Сашу я отправлю на один факультет, потому что они
дружат», «Я хотела отправить Аню в Гриффиндор, но
она не захочет учиться вместе с Васей»). В этом
случае важно подчеркнуть, что факультеты — не то
же самое, что классы, все ученики учатся в одной
школе и могут дружить вне зависимости от того,
кто где учится.
Обычно в процессе игры обнаруживается участник,
представления которого о себе в большей или
меньшей степени расходятся с мнением группы. При
проведении рефлексии нужно обратить внимание
детей на это расхождение. Эта ситуация дает
хороший материал для разговора о том, на
основании чего люди выносят суждения друг о
друге.
Игра рассчитана на небольшое количество
участников (до 10 человек). При увеличении числа
игроков она становится чрезмерно громоздкой.
Если группа большая, ее можно разделить на
команды и проводить игру внутри команды, а в
общий круг вернуться только на этапе рефлексии.
УПРАЖНЕНИЕ «ПЯТЫЙ ФАКУЛЬТЕТ»
Цель. Обобщить и закрепить
общепсихологические знания участников о чертах
характера, а также развить навыки самоанализа и
получить обратную связь.
Оборудование. Листы формата А4 по
количеству участников, цветные карандаши или
фломастеры.
Описание игры. Игра проводится в
два этапа. На первом этапе участники получают
инструкцию и индивидуально выполняют задание
ведущего. На втором этапе участники представляют
группе результаты своего труда и проводится
рефлексия.
Вначале нужно рассказать о школе Хогвартс, о ее
факультетах и о том, что на каждый факультет
школьники попадают в зависимости от
особенностей своего характера и что каждый
факультет имеет свой символ и свой герб.
Инструкция. Школа Хогвартс была
создана очень давно. С тех пор прошло много лет,
увеличилось количество учащихся, четырех
факультетов стало недостаточно, и директор школы
решил создать пятый факультет.
Ваша задача — придумать, какие черты характера
нужно иметь, чтобы попасть на пятый факультет,
как он будет называться, и нарисовать его герб.
Кроме того, подумайте, кто из нашей группы мог бы
учиться на этом факультете.
Когда все участники готовы, ведущий приглашает
их вернуться в круг и просит по очереди
рассказать о придуманном ими факультете.
Вопросы для рефлексии
На каком факультете из тех, которые были названы,
вам бы хотелось учиться? Согласны ли вы с тем, на
какой факультет вас распределили?
Рекомендации ведущему
Проведение этой игры требует достаточно хорошей
ориентации участников в теме «Черты характера» и
владения соответствующим тезаурусом. Если
учащиеся эту тему не изучали, можно предварить
игру обсуждением того, какие черты характера
детям известны, и составлением «Словаря
характера», к которому ученики могут прибегать.
Рисунки учащихся можно использовать для
оформления стенда или выставки.
И самая главная рекомендация — если вы еще не
читали книг о Гарри Поттере, попробуйте вначале
прочесть их сами.
Марина ЧИБИСОВА,
кандидат психологических наук
|