ЖДЕМ, ПОКА ВЫРАСТЕТ?
Очень часто на встречах с читателями я слышу
жалобы на директоров, которые не понимают целей и
задач работы школьного психолога. В результате
их подчиненные вынуждены больше времени тратить
на отстаивание своей профессиональной
принадлежности, чем на содержательную работу с
детьми, родителями и педагогами.
Справедливости ради нужно отметить, что таких
жалоб с каждым годом становится все меньше и
меньше. И наоборот, все чаще и чаще мне
рассказывают о том, как удалось договориться с
директором и найти свое место в педагогическом
коллективе, при этом не поступившись принципами
и сохранив специфику своей профессии.
И тем не менее проблема остается. Ведь до четкого
понимания профессиональной идентичности должны
«дорасти» не только сами психологи, но и их
начальники. Да и на этом останавливаться нельзя
— следует еще и перестроить работу так, чтобы
новообретенная идентичность превратилась из
абстрактного знания в неотъемлемый компонент
школьной жизни.
Говоря проще, мало понять, кто такой психолог,
нужно еще и дать ему возможность проявить себя
именно психологом, то есть ставить перед ним
именно психологические профессиональные задачи.
Тут пока тоже слабое место. Отсутствие
грамотного, именно психологического запроса со
стороны заказчиков — то есть управленцев всех
рангов — застарелая проблема психологической
службы.
В этой связи мне на ум приходит одна медицинская
аналогия. Представьте себе, что вы просите врача
посмотреть вашего ребенка. Доктор меряет ему
температуру градусником, слушает сердце и легкие
стетоскопом, лезет в горло деревянным шпателем,
назначает всяческие анализы, потом долго изучает
их результаты и говорит: «Давление 120 на 70, пульс
65, миндалины слега воспалены, в правом бронхе
легкий хрип, эритроциты столько-то, белок
столько-то, сахар столько-то...» Ну и так далее.
Вы, естественно, в недоумении и спрашиваете:
«Доктор, а что делать-то?» А он спокойно отвечает:
«Этого я не знаю. Да и не мое это дело — решать. Вы
родители, вы и решайте!»
Правда, как-то глупо? Мне трудно представить себе
такого доктора, а еще труднее — родителей,
которые к нему станут обращаться. А вот наши
заказчики, те самые управленцы, зачастую
обращаются к психологам лишь за результатами
диагностики и мониторинга.
Понятно, что они берегут от посягательств
«посторонних» свое священное право принимать
решения, но все же к врачу ходят со словами типа
«ребенок кашляет, как лечить?». То есть в роли
родителей собственных детей у них одна позиция, а
в роли начальников — другая: «ты мне скажи, как
там, а я решу, что делать». До позиции «я тебе
скажу, как там, а ты мне скажи, что делать» они
пока не доросли. К сожалению.
Тут мне надо было бы закончить, но все же на языке
вертится один нелегкий вопрос. Я полагаю, что все
растет и развивается в соответствии со здравым
смыслом, хотя периодически и с отклонениями, и
даже вывихами. А значит, когда-нибудь вопрос «что
делать?» будет задан и вам. Вы готовы на него
ответить?
Марк САРТАН
|