ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ФРЕЙД
|
Флем Л.
Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов. —
М.: Молодая гвардия — Палимпсест, 2003
|
Может ли нормальный человек
жить в этом мире
и не рехнуться?
Урсула Ле Гуин
С той поры, как издательство «Молодая гвардия»
в любимой советским читателем серии «Эврика»
выпустило несколько научно-популярных книг по
психологии (тем самым, в частности, превратив
никому дотоле не известного В. Леви во всенародно
признанного мэтра), оно много лет к
психологической тематике не возвращалось. Новая
книга, выпущенная в серии «Живая история»,
демонстрирует совершенно неожиданный подход к
данной тематике.
Книги этой серии, посвященные повседневной жизни
времен фараонов, Троянской войны, раннего
христианства и пр., позволяют заинтересованному
читателю проникнуться атмосферой далеких эпох и,
погрузившись в бытовые детали, лучше понять
взгляды и мотивы строителей пирамид, древних
подвижников и воителей, чьи деяния нам хорошо
известны, а подоплека порой неведома.
Книга, посвященная бытовой стороне жизни
великого венского психиатра, его сподвижников и
подопечных, психологу может оказаться
интереснее, чем любому иному читателю. Она
позволяет прочувствовать тот духовный климат, в
котором вызрел психоанализ, понять психологию
людей, согласившихся признать себя (а заодно и
нас с вами) «полиморфными извращенцами» — со
всеми теми последствиями, которые
цивилизованный мир претерпевает вот уже целый
век.
Книга с захватывающим интересом читается с самой
первой страницы — с предисловия, написанного
известным советским критиком фрейдизма и
знатным постсоветским фрейдистом В.М.Лейбиным. В
нем В.М. Лейбин не упускает случая поправить
французского автора, ухитрившегося кое-что
напутать в датах и фактах, и даже вспоминает, как
в венском музее Фрейда поправлял экскурсовода.
Что ни говори, в эрудиции, накапливавшейся
десятилетиями, автору предисловия не откажешь —
ведь чтобы критиковать какой-то предмет, о нем
необходимо иметь глубокое представление. Ну а на
что употребить это представление — это уж как
партия прикажет (какая там у нас нынче правящая?).
Очень не хочется возврата прежних времен, но коли
такое случится (как говорил Чуковский: «В России
надо жить долго — тогда доживешь до всего»),
единственным утешением в этой печальной
ситуации будет забава наблюдать за обратным
кульбитом нынешних психоаналитиков...
В предисловии крупнейший российский фрейдист
нашего времени справедливо отмечает, что
отношение к психоанализу и к фигуре его
создателя — весьма амбивалентное. «Для одних
Фрейд — не только глубокий мыслитель, сумевший,
подобно Эдипу, разгадать загадку Сфинкса, но и
конкистадор (как он называл себя),
первооткрыватель тайников человеческой психики,
первопроходец, сумевший осветить лучом света
темные, таинственные, ранее неведомые глубины
бессознательного, а также предложить новое
видение человека... Для других основатель
психоанализа в лучшем случае — заблудившийся в
дебрях умственных конструкций фантазер,
усматривавший за любыми проявлениями
жизнедеятельности человека всесущую
сексуальность, а в худшем — сексуально
озабоченный индивид, перенесший свои личные
переживания и болезненный опыт самоанализа на
все человечество...»
Совершенно очевидно, что французский автор,
откровенно фрейдистски ориентированный,
придерживается первой позиции. Понятно, что ее же
разделяет и автор предисловия на своем нынешнем
витке научного мировоззрения. Помимо того, ее
разделяет еще множество людей достаточно
серьезных и авторитетных.
Парадокс в том, что на противоположной позиции
также стоит немало людей весьма неглупых. И у тех,
и у других в пользу своей точки зрения есть
немало весомых аргументов. И, похоже, самое
разумное — прислушаться к обеим сторонам, не
впадая при этом в крайности.
Фрейд в самом деле был великим человеком и
выдающимся мыслителем, но... с большими причудами.
И, снимая шляпу перед его величием, было бы,
наверное, неправильно безоглядно
солидаризироваться со всеми его причудами.
(Кстати, такого подхода придерживались многие
близкие Фрейду люди, именно в силу этого
переставшие быть близкими.) Ведь исповедуя тот
или иной крайний подход, мы тем самым себя сильно
ограничиваем — либо неоправданно отказываем
Фрейду в глубокой проницательности и игнорируем
открытые им закономерности, либо замыкаемся в
субъективном толковании душевного мира, в ряде
случаев бесперспективном и тупиковом.
Как показывает опыт развития психологической
мысли, его движущими силами выступают не
апологетика и не обструкция, а критическое,
творческое переосмысление достижений прошлого.
Кстати, по этим же законам происходило
становление теории самого Фрейда, много
почерпнувшего у Шарко, Брейера, Жане, Флисса и
других выдающихся современников. Впрочем, в
кругу фрейдистов об этом принято умалчивать,
подчеркивая, напротив, новаторство и своеобразие
фрейдизма. Такой тон задал сам отец-основатель,
крайне дороживший своим приоритетом. И эту
амбицию можно понять, если проследить перипетии
становления личности выходца из небогатой
еврейской семьи в условиях враждебного и косного
австро-венгерского социума. Но книга, однако ж, не
об этом.
Книга французского психоаналитика Лидии Флем
продолжает традицию, много лет назад заложенную
«верным гусаром» Эрнстом Джонсом, автором
«канонической» биографии Фрейда. Как известно, в
творении Джонса многие непредвзятые
исследователи усматривают стремление к
лакировке иконописного образа отца-основателя
самой влиятельной психологической секты. Но даже
при том, что многие факты Джонс замалчивает, иные
интерпретирует предвзято, — факты остаются
фактами.
Именно своей фактической стороной
преимущественно и интересна биография,
принадлежащая перу Джонса, а также более позднее
(в оригинале книга увидела свет в 1986 г.) творение
Л. Флем. И самое примечательное — эти факты
непредвзятым читателем могут быть
интерпретированы по-своему, дополняя штрихи к
полярно противоположным суждениям о Фрейде и
психоанализе и помогая найти золотую середину.
Разумеется, под пером автора, которая признается,
что готова считать Фрейда собственным дедушкой,
основатель психоанализа предстает в позитивных,
даже нежных тонах. Тому отстраненному,
нелюдимому, закомплексованному невротику,
который привиделся, например, Перлзу, на
страницах книги места, конечно, не находится.
Да и пациенты как на подбор описаны счастливо
излеченными. Словно и не получила огласку
печальная история явно недолеченной Анны О.,
словно и не было уже опубликовано убийственное
интервью Сержа Панкеева, знаменитого Человека с
волками, разочарованного и в Фрейде, и в его
лечении. Зато как бы вскользь упоминается, что
именно забота Фрейда, а потом и всего
психоаналитического сообщества помогли
Панкееву, разоренному революцией, не умереть с
голоду в эмиграции.
Так, читая между строк, начинаешь понимать (если
раньше не знал), почему Человек с волками всю
жизнь из признательности к психоаналитикам
отказывался от интервью и публикации
воспоминаний, а единственный свой отзыв о Фрейде
завещал опубликовать лишь после своей смерти.
В книге тщательно, с подробной рубрикацией
(«отношение к Фрейду», «как она его называла»,
«как он ее называл», «ее влияние на теорию
психоанализа» и т.д.) представлены фигуры женщин,
сыгравших заметную роль в жизни Фрейда, — родная
мать, няня, служанка, пациентки, жена, дочь...
Упомянута и Минна Бернайс, сестра жены Фрейда, с
которой его, по слухам, связывали очень нежные
отношения. Настолько нежные, что в семействе
Фрейд поднялась настоящая паника в связи с
беременностью незамужней Минны. Беременность,
правда, оказалась ложной, что ситуацию немного
разрядило. Или, напротив, драматизировало? Вот
тут бы автору-психоаналитику и проявить свое
чутье. Но автор хранит молчание. Об этой
пикантной истории в книге вообще ни слова.
Мыслимо ли приводить такие подробности, когда
речь идет о любимом «дедушке»?!
Ну и, разумеется, ни слова о кокаиновом конфузе, о
нелепых сексологических наставлениях сыновьям и
прочих неловкостях, которые могли бы бросить
тень на безупречный лик.
Проникнувшись восторгом автора, соответствующих
деталей, всплывающих тут и там невольно,
безотчетно (что бы сказал на это автор
«Психопатологии обыденной жизни»?), можно и вовсе
не заметить. Однако ж именно Фрейд учил нас
читать между строк. Тем более что люди слышат, что
им говорят, а не то, что хотят сказать. Впрочем,
это уже вольная цитата из Скиннера, который
совсем не психоанализ имел в виду, да и вообще,
похоже, его игнорировал. Однако ж психологом был
непревзойденным. Бывает и такое!
Книга
писалась автором в явном расчете не на
профессионалов, а на «широкие читательские
массы», малосведущие в психоанализе. Такой
подход позволяет исподволь, через житейские
подробности донести до читателя основные идеи
спорного учения, обосновать их ссылками на
живописную конкретику. Увы, эта возможность
реализована автором в очень малой степени — к
поверхностному обывательскому представлению о
психоанализе книга мало что прибавляет.
Создается впечатление, что автору наиболее
интересны и близки ранние работы Фрейда, прежде
всего «Толкование сновидений» и
«Психопатология...», в результате чего мэтр
предстает прежде всего как толкователь снов и
оговорок.
О том, откуда взялся пресловутый сексуальный
акцент психоанализа, написано весьма невнятно.
Может быть, автор сама не знает ответа на этот
вопрос? Или «вытеснила» это знание? Разобраться в
этом помогла бы проницательность самого Фрейда.
Увы, последователи унаследовали не столько ее,
сколько догму.
Читатель, благоговеющий перед Фрейдом, не должен
упустить возможность мысленно побывать в гостях
у своего кумира, проникнуться духом
«психологических сред», понаблюдать за общением
культовых фигур, стоявших — пускай и в разных
ролях — у истоков психоанализа. Убежден, что
такого читателя не надо лишний раз убеждать в
ценности данной книги — достаточно просто
информировать о ее выходе.
Тот же, для кого Фрейд не авторитет, а скорее
предмет насмешек, вряд ли вообще заинтересуется
этой книгой, ибо ему претит копание в грязном
белье, даже венском кружевном, а ничего иного он
от книги и не ждет.
К сожалению, обоим этим антагонистам книга
ничего нового не подарит, разве что первому —
несколько дополнительных деталей для расширения
эрудиции. А по-настоящему полезна она будет тому
здравомыслящему читателю, кто готов вслед за
Абрахамом Маслоу повторить: «Я не фрейдист и не
антифрейдист, я — антидоктринер».
Сергей СТЕПАНОВ
|