Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2003


ПЕЧАТНОЕ СЛОВО

старая книга

СЛУШАТЬ, ЧТОБЫ СЛЫШАТЬ

Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. Грамматика общения. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990

Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков.
Грамматика общения. — Л.: Издательство
Ленинградского университета, 1990

Моя первая встреча с этой книгой произошла в весьма символичной ситуации. Сидя в качестве аспиранта на заседании кафедры социальной психологии, я увидела ее в руках одного преподавателя, вернувшегося накануне из славного города на Неве. Я попросила взглянуть... и на этом заседание кафедры для меня закончилось.
Книга меня поразила. Знаете чем? Мое школярское мировоззрение (а аспиранты — они те же школьники, только школа их пестует научная, а в остальном все очень похоже) потряс тот факт, что за пределами любимой и самой лучшей в мире кафедры могут писаться вот такие замечательные книги по социальной психологии!
Пережитое мною тогда чувство оказалось настолько сильным, что по сей день, стоит мне взять в руки эту книгу (или просто бросить на нее взгляд), я испытываю радостное удивление.

РЕДКОЕ СОЧЕТАНИЕ

«Грамматика общения» Ю.С. Крижанской и В.П. Третьякова — это действительно очень хорошая книга: умная, содержательная, увлекательная. Она потрясающим образом, аж завидно, сочетает в себе научность и популярность. Авторы оперируют фамилиями психологов и писателей, цитируют их, описывают основные идеи и подходы так, что все становится понятно. Просто, но не упрощенно; серьезно, но не заумно; четко, но не наукообразно — вот так написана эта книга. Н-да, мастера писали...
По сути своей это учебник по психологии общения. В качестве методологической основы взята известная схема Г.М. Андреевой, в соответствии с которой в общении выделяются три стороны: коммуникация (обмен информацией), перцепция (восприятие и понимание людьми друг друга) и интеракция (взаимодействие в процессе общения). Каждой стороне общения посвящена своя глава: «Увидеть и понять» (перцептивная сторона общения), «Как слово наше отзовется?» (коммуникативная) и «Взаимодействие в разговоре». Есть еще четвертая глава, но о ней чуть позже.
В книге собран интереснейший теоретический и фактический материал, который умело смонтирован, «сдобрен» примерами и цитатами из известных литературных произведений.
В начале 90-х эта информация была практически уникальной. Сейчас ситуация изменилась, появилось много других работ, опирающихся на аналогичный материал. Но, пожалуй, мало где он изложен столь же увлекательно и грамотно.

О ПЕРЦЕПЦИИ И АТРИБУЦИИ

Материал первой главы, посвященной процессам перцепции, логически разбивается на две части. Первая отвечает на вопрос, как мы воспринимаем других (факты, механизмы, теории, объясняющие этот процесс). Вторая — как мы подаем себя для восприятия нас другими людьми (так называемая «самоподача» в процессе общения).
Отвечая на первый вопрос, авторы описывают те механизмы, которые запускаются при восприятии нового человека, в момент первого знакомства (схемы формирования первого впечатления, стереотипы), и те, которые работают при общении хорошо знакомых людей.
Тяжелейшая научная тема, которая в большинстве социально-психологических изданий описывается громоздким научным языком, — «каузальная атрибуция» раскрывается авторами легко и понятно (но без вульгаризации, заметьте!). Каузальная атрибуция, напомню я читателям, — это механизм интерпретации причин поступков другого человека. Говоря по-русски — «причинное приписывание». В современной социальной психологии это целая отрасль научного знания, со своими теориями, экспериментальной базой, терапевтической практикой и жаркими диспутами. Если хотите разобраться в этом подробнее — начните с «Грамматики общения». Затем можно переходить к учебнику Д. Майерса «Социальная психология» и лишь затем — к специализированным источникам.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ БАРЬЕР

«Самоподача» — это взгляд на проблему восприятия и понимания со стороны того, кого воспринимают и понимают. От этого человека зависит очень многое! Он может сознательно управлять восприятием своей персоны, задавая себе определенные характеристики внешности, манеры поведения. Он может испортить впечатление о себе, если не будет задумываться над тем, как воспринимаются извне те или иные детали его облика и модели поведения.
В этом разделе книги собран чрезвычайно важный практический материал.
Коммуникативная сторона общения рассматривается авторами в двух аспектах: коммуникативные барьеры и их преодоление. Такого четкого и образного описания основных видов коммуникативных барьеров я больше нигде не встречала. Познакомиться с ним полезно всем, но прежде всего тем, для кого коммуникация — профессиональный «хлеб». Например, педагогам, психологам, управленцам.
Кстати, именно разрушительная работа одного из барьеров — семантического — мешает нормальному взаимодействию психологов (преимущественно молодых, начинающих) с другими специалистами образования. Высказывания психолога, изобилующие терминологией, заставляют собеседника защищаться от информации и, как следствие, порождают некоторое раздражение на самого автора непонятных речей.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?..

Через весь текст проходит четкая дидактическая линия: если какая-то проблема поднята и описана, то должны быть предложены способы ее решения. Соответственно, после рассказа о барьерах — информация о приемах, помогающих их избежать. Излагаются способы привлечения, концентрации и поддержки внимания слушателей, способы управления речью для профилактики фонетического барьера, правила выбора стиля общения и выстраивания его логики.
Знаете ли вы, например, что люди с высоким уровнем образования предпочитают двустороннюю аргументацию, а с невысоким — одностороннюю? Что односторонняя и двусторонняя аргументация уместны при решении разных задач убеждения? А многое ли вам известно про силу убеждения, заключенную в риторическом вопросе?
В завершение главы о коммуникации — небольшой, но очень информативный пассаж об эффективном слушании: как слушать, чтобы слышать? Вряд ли современный искушенный читатель найдет в нем много совершенно новой для себя информации, но кое-что найдет. А заодно еще раз поразится способности авторов схватывать суть и описывать сложные профессиональные вещи «человеческим» языком.
Глава, посвященная интеракции, пожалуй, наименее интересна с точки зрения просвещенного читателя, так как она преимущественно построена на идеях транзактного анализа Э. Берна. Хотя... если возникли трудности с пониманием теории в изложении автора, лучше всего за разъяснениями обратиться к Крижанской и Третьякову.

КУЛЬМИНАЦИЯ — В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключительная глава книги называется «Стиль общения». С моей точки зрения, это — кульминация книги. В ней рассматриваются три принципиально разных и очень важных для нашей социальной жизни стиля общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.
Описывая каждый из них, авторы отвечают на следующие важные вопросы:
• Какие способы социального восприятия, коммуникации и взаимодействия свойственны тому или иному стилю? (Здесь-то и пригодится весь предыдущий материал книги!)
• Как избранный стиль проявляется в разных ситуациях? (По сути дела — вопрос эффективности и «ареала распространения» стиля.)
• Какое обратное влияние на личность и взаимоотношения человека имеет свойственный ему стиль общения? (Без комментариев: что может быть ценнее такой информации?)
Глава небольшая, но очень информационно и ценностно насыщенная. Читается как художественная литература. Впрочем, последнее можно с полным основанием отнести ко всей книге. Удивительно, но привычный способ чтения профессиональной литературы — по диагонали, с отметками — в данном случае не работает. В определенный момент ловишь себя на том, что снова просто читаешь ее, хотя уже не раз прочел.
Но ведь интересно-то как!

Марина БИТЯНОВА,
кандидат
психологических наук