Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2003


ДАЙДЖЕСТ

Н.Л. Карпова
ИДЕИ И ОПЫТ В.Н. МЯСИЩЕВА В ПРАКТИКЕ
СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ
(К 110-летию со дня рождения ученого)
Вопросы психологии. 2003. № 5

Отечественная психология знает немало ученых, чьи богатые теория и практика служат основой и ориентиром для современных исследований. В июле этого года мы отметили 110 лет со дня рождения психолога, психиатра и психотерапевта Владимира Николаевича Мясищева — ученика и последователя В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского, соратника Б.Г. Ананьева. Более 20 лет В.Н. Мясищев возглавлял Ленинградский психоневрологический институт, не покидая его стен и в годы блокады.
«Центральной научной проблемой, на многие годы привлекшей внимание, творческую энергию и вдохновение В.Н. Мясищева, явилась проблема целостной личности здорового и больного человека», — отметил во вступительной статье к избранным психологическим трудам своего учителя А.А. Бодалев и здесь же подчеркнул, что в неразрывной связи с разработкой категории отношения Владимира Николаевича глубоко интересовала и проблема общения людей.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ledarmstrong.ru". Компания занимается производством светодиодных светильников различного назначения на универсально модульной базе. Светодиодные светильники - это экономично, надёжно и недорого! Узнать подробнее о компании-производителе, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ledarmstrong.ru.

Говоря о проблеме «личность и неврозы», В.Н.Мясищев отмечал, что неврозы выступают прежде всего как выраженное противоречие между тенденциями и возможностями личности — внешними и внутренними, требованиями человека к себе и жизни — к нему. В.Н. Мясищев подчеркивал, что «неврозом заболевает не орган, а весь человек, или личность», и делал вывод: «Невроз представляет собой болезнь личности еще и потому, что нигде, как в неврозе, с такой полнотой и выпуклостью не раскрывается перед исследователем личность человека, нигде так убедительно не выступает болезнетворная и благотворная роль человеческих отношений, нигде так ясно не выступает уродующая и целительная сила воздействия, не сказывается с такой отчетливостью роль созданных людьми обстоятельств (курсив наш. — Н.К.). Поэтому область борьбы с неврозами — это область пограничная между педагогикой и медициной».
Определяя личность как систему отношений индивида с окружающей средой, как целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью, В.Н. Мясищев подчеркивал, что психологическое отношение представляет собой обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на те или иные явления, факты, события, объекты.
С начала 1990-х гг. на основе методики Ю.Б. Некрасовой за счет расширения задачи деятельности логопсихотерапевта, с необходимостью потребовавшей включения в социореабилитационную работу членов ближайшего окружения пациентов, мы начали разрабатывать методику семейной групповой логопсихотерапии.
Специалист в области групповой семейной логопсихотерапии видит целью своей работы не «лечение заикания», а социореабилитацию заикающегося человека, т.е. восстановление у пациента нарушенной речевой коммуникации прежде всего с ближайшим окружением через психотерапевтическое преобразование его семейной среды. Правомерность такого подхода уже подтвердила работа наших 17 групп семейной логопсихотерапии в пяти городах — Москве, Таганроге, Самаре, Новосибирске, Владивостоке.
В определении невроза В.Н. Мясищев подчеркивал прежде всего его коммуникативную природу, и мы рассматриваем заикание как модель нарушенного общения в целом (а не только речевого) и противопоставляем ей модель процесса восстановления полноценного диалогического общения, модель перестройки личности из «больной», неуверенной в себе, коммуникативно ограниченной — в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, социально активной.
При таком подходе, когда на всех этапах работа организуется не только с пациентом, но и с членами его ближайшего окружения — родителями и родственниками, весь цикл лечебного перевоспитания также может служить общепсихологической моделью процесса социореабилитации в целом. Сам процесс групповой семейной логопсихотерапии мы рассматриваем как формирующий психолого-педагогический и исследовательский эксперимент, где кумулятивный эффект достигается в результате осуществления принципа дополнительности составляющих элементов.
Наибольшее значение в изучении личности В.Н. Мясищев отдавал мастерству психолога в использовании им биографического, анамнестического и социально-клинического исследования, а также методу наблюдения за поведением пациента. Эти методы активно используются и в нашей работе. Так, анализ имеющейся в лаборатории документации заикающихся пациентов (собранной более чем за 30 лет) и метод включенного наблюдения позволили выявить ряд особенностей в детско-родительских отношениях, способствующих появлению, закреплению и поддержанию речевого дефекта: 1) «перевес» так называемого материнского воспитания; 2) преобладание повышенной ответственности и тревоги друг за друга; 3) гиперопека ребенка; 4) пониженный эмоциональный фон по отношению к детям; 5) отчетливая ориентация на внешние оценки и на будущую профессию ребенка. Отмечено также неадекватное отношение родителей к дефекту своего ребенка (независимо от его возраста).
В ходе исследования был выявлен и такой факт: в каждой логопсихотерапевтической группе обязательно были один-два пациента — дети учителей школ (в основном — филологов!), юристов, журналистов, дикторов радио, т.е. специалистов в области коммуникации. И это еще раз подтвердило общую психолого-педагогическую проблему: только полноценное диалогическое общение в семье и адекватное отношение ко всем успехам и недостаткам (в том числе и физическим) ребенка членов его ближайшего окружения способствуют предупреждению неврозов как у детей, так и у взрослых.

Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА