Н.Л. Карпова
ИДЕИ И ОПЫТ В.Н. МЯСИЩЕВА В ПРАКТИКЕ
СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ
(К 110-летию со дня рождения ученого)
Вопросы психологии. 2003. № 5
Отечественная психология знает немало ученых,
чьи богатые теория и практика служат основой и
ориентиром для современных исследований. В июле
этого года мы отметили 110 лет со дня рождения
психолога, психиатра и психотерапевта Владимира
Николаевича Мясищева — ученика и последователя
В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского, соратника
Б.Г. Ананьева. Более 20 лет В.Н. Мясищев
возглавлял Ленинградский психоневрологический
институт, не покидая его стен и в годы блокады.
«Центральной научной проблемой, на многие годы
привлекшей внимание, творческую энергию и
вдохновение В.Н. Мясищева, явилась проблема
целостной личности здорового и больного
человека», — отметил во вступительной статье к
избранным психологическим трудам своего учителя
А.А. Бодалев и здесь же подчеркнул, что в
неразрывной связи с разработкой категории
отношения Владимира Николаевича глубоко
интересовала и проблема общения людей.
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ledarmstrong.ru". Компания занимается производством светодиодных светильников различного назначения на универсально модульной базе. Светодиодные светильники - это экономично, надёжно и недорого! Узнать подробнее о компании-производителе, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ledarmstrong.ru.
Говоря о проблеме «личность и неврозы»,
В.Н.Мясищев отмечал, что неврозы выступают прежде
всего как выраженное противоречие между
тенденциями и возможностями личности — внешними
и внутренними, требованиями человека к себе и
жизни — к нему. В.Н. Мясищев подчеркивал, что
«неврозом заболевает не орган, а весь человек,
или личность», и делал вывод: «Невроз
представляет собой болезнь личности еще и
потому, что нигде, как в неврозе, с такой полнотой
и выпуклостью не раскрывается перед
исследователем личность человека, нигде так
убедительно не выступает болезнетворная и
благотворная роль человеческих отношений,
нигде так ясно не выступает уродующая и
целительная сила воздействия, не сказывается с
такой отчетливостью роль созданных людьми
обстоятельств (курсив наш. — Н.К.).
Поэтому область борьбы с неврозами — это область
пограничная между педагогикой и медициной».
Определяя личность как систему отношений
индивида с окружающей средой, как целостную,
организованную систему активных, избирательных,
сознательных и социальных связей с реальной
действительностью, В.Н. Мясищев подчеркивал,
что психологическое отношение представляет
собой обобщенное внутреннее условие действий
человека, содержащее тенденцию определенным
образом реагировать на те или иные явления,
факты, события, объекты.
С начала 1990-х гг. на основе методики
Ю.Б. Некрасовой за счет расширения задачи
деятельности логопсихотерапевта, с
необходимостью потребовавшей включения в
социореабилитационную работу членов ближайшего
окружения пациентов, мы начали разрабатывать
методику семейной групповой логопсихотерапии.
Специалист в области групповой семейной
логопсихотерапии видит целью своей работы не
«лечение заикания», а социореабилитацию
заикающегося человека, т.е. восстановление у
пациента нарушенной речевой коммуникации прежде
всего с ближайшим окружением через
психотерапевтическое преобразование его
семейной среды. Правомерность такого подхода уже
подтвердила работа наших 17 групп семейной
логопсихотерапии в пяти городах — Москве,
Таганроге, Самаре, Новосибирске, Владивостоке.
В определении невроза В.Н. Мясищев подчеркивал
прежде всего его коммуникативную природу, и мы
рассматриваем заикание как модель нарушенного
общения в целом (а не только речевого) и
противопоставляем ей модель процесса
восстановления полноценного диалогического
общения, модель перестройки личности из
«больной», неуверенной в себе, коммуникативно
ограниченной — в здоровую, наделенную новыми
чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной,
социально активной.
При таком подходе, когда на всех этапах работа
организуется не только с пациентом, но и с
членами его ближайшего окружения — родителями и
родственниками, весь цикл лечебного
перевоспитания также может служить
общепсихологической моделью процесса
социореабилитации в целом. Сам процесс групповой
семейной логопсихотерапии мы рассматриваем как
формирующий психолого-педагогический и
исследовательский эксперимент, где кумулятивный
эффект достигается в результате осуществления
принципа дополнительности составляющих
элементов.
Наибольшее значение в изучении личности
В.Н. Мясищев отдавал мастерству психолога в
использовании им биографического,
анамнестического и социально-клинического
исследования, а также методу наблюдения за
поведением пациента. Эти методы активно
используются и в нашей работе. Так, анализ
имеющейся в лаборатории документации
заикающихся пациентов (собранной более чем за 30
лет) и метод включенного наблюдения позволили
выявить ряд особенностей в детско-родительских
отношениях, способствующих появлению,
закреплению и поддержанию речевого дефекта: 1)
«перевес» так называемого материнского
воспитания; 2) преобладание повышенной
ответственности и тревоги друг за друга; 3)
гиперопека ребенка; 4) пониженный эмоциональный
фон по отношению к детям; 5) отчетливая ориентация
на внешние оценки и на будущую профессию ребенка.
Отмечено также неадекватное отношение родителей
к дефекту своего ребенка (независимо от его
возраста).
В ходе исследования был выявлен и такой факт: в
каждой логопсихотерапевтической группе
обязательно были один-два пациента — дети
учителей школ (в основном — филологов!), юристов,
журналистов, дикторов радио, т.е. специалистов в
области коммуникации. И это еще раз подтвердило
общую психолого-педагогическую проблему: только
полноценное диалогическое общение в семье и
адекватное отношение ко всем успехам и
недостаткам (в том числе и физическим) ребенка
членов его ближайшего окружения способствуют
предупреждению неврозов как у детей, так и у
взрослых.
Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА
|