Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2003


НАШИ ДЕТИ

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Диагностика, коррекция
и возможности саморазвития

Окончание. См.46/2003

ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ

Самая большая проблема для психолога, проводящего фронтальную диагностику, — это то, что в классе почти всегда несколько учеников отсутствуют. Поэтому мне постоянно приходится проводить с ними дополнительные встречи. Одного-трех учеников я «отлавливаю» на перемене и в своем кабинете (благо условия позволяют) даю выполнить это задание.
Считается, что результаты у тех, кто проходит пробу индивидуально, должны быть лучше, чем у тех, кто тестировался в группе, но это не так. Действительно, в моем кабинете их никто не отвлекает, легче сконцентрировать внимание. Но, с другой стороны, я их лишаю перемены, они торопятся вернуться в класс, думают о чем-то постороннем и поэтому не могут сосредоточиться как следует.
Поскольку обследование требует индивидуального бланка с заданием для каждого ребенка, то сразу же встает вопрос о свободном доступе к ксероксу. К тому же каждое задание связано с напряжением зрения, копии должны быть четкими, без всяких посторонних линий и точек. В противном случае результаты тестирования искажаются: ребенок тратит время на распознавание знаков (например, с может быть похоже на е) или при обработке я не сразу понимаю, что в центре круга точка появилась при копировании, а не ребенок ее поставил.
Сама обработка результатов отнимает у меня много времени. Кроме того, выполняя монотонную работу, я иногда начинаю пропускать ошибки. Естественно, для каждого вида заданий у меня есть «ключи», где не только отмечены все правильно зачеркнутые (или закодированные) знаки, но и подсчитано их общее количество на каждой строчке. Избежать ошибок при проверке мне также помогает работа в несколько приемов. Не следует, например, обрабатывать сразу 30 бланков, лучше, переключаясь на другие виды деятельности, делать за один прием по 10.
Написание обратной связи требует свободного доступа к компьютеру и принтеру и также занимает много времени (у меня на один класс уходит по 1–2 часа сидения за компьютером). Конечно, некоторые советы могут быть одинаковыми для нескольких детей. Но, как правило, подбирать слова приходится очень тщательно: одного надо покритиковать, другого — поддержать, подбодрить, даже если на фоне класса у него не очень удачный результат.
Необходимо помнить, что если на одного критика подействует «подстегивающе», то другой от тех же слов впадет в отчаяние; что две ошибки для Кати — это провал, а для Вовы — большой успех.
Очень тревожному и ответственному ребенку, отлично справившемуся с первым тестом и допустившим ошибки при повторном тестировании, можно написать следующее: «Не расстраивайся. В этот раз ты попробовал увеличить скорость на три строчки и, видимо, слишком поторопился. Кроме того, ты изменил способ работы — это тоже отвлекает. Но ведь если не пробовать, то ничему и не научишься. Знаешь поговорку «не ошибается тот, кто ничего не делает»? Возможно, тебя отвлекала непривычная обстановка. Но мы-то с тобой знаем, что ты можешь быть максимально внимательным. Совет на будущее: во время работы старайся отключать свое внимание от всего, кроме задания. И не забывай внимательно проверять сделанное. У тебя все получится!»
Обратную связь можно также использовать в воспитательных целях. Например, излишне активному ученику я пишу следующее: «Имей в виду, так называемая несдержанность и несобранность (как-то: выкрики с места, не очень уместные и умные комментарии, приставание к окружающим и т.д.) способны не только обернуться замечаниями и недовольством окружающих. Они воплощаются в те досадные ошибки невнимания, которые так портят итоговые оценки по русскому и математике».
Проводя подобное тестирование, надо следить за тем, чтобы оно не превратилось в соревнование и не послужило поводом для насмешек над менее успешными одноклассниками. Поэтому все результаты выдаются строго индивидуально, в классе обсуждаются только общие результаты, например — сколько всего ошибок сделали учащиеся или в каких строчках чаще всего ошибались. В некоторых случаях имеет смысл публично похвалить детей, справившихся с работой успешнее, чем в предыдущий раз, и нуждающихся в зарабатывании авторитета в глазах одноклассников.
Не рекомендуется проводить диагностику на последних уроках, после физкультуры, накануне праздников или в конце четверти — дети устали. Следует учитывать: кто после болезни (мог еще не включиться в работу), кто заболевает и т.д.
На групповых занятиях уставшие после 4–5 уроков дети могут начать «беситься», заводить друг друга, то есть станут неуправляемыми. Поэтому приходится не давать им «продыху» постоянной сменой заданий и держать про запас какую-нибудь игру. Лучше, если на эти занятия будут приходить не более трех детей.
Самое важное, что подобная схема работы дает больше положительных моментов, нежели отрицательных. Благодаря тестированию в моем поле зрения вовремя появляются проблемные дети, есть представление о каждом учащемся начальной школы, есть конкретные результаты, которые можно показать родителям. Сами же ребята с нетерпением ждут результатов тестирования, радуются успехам, стремятся исправить неудачную работу.

Марина КРАВЦОВА

 


Рекомендации для учителей

Следует помнить, что ребенку до 7 лет в принципе тяжело неподвижно сидеть и заниматься монотонным делом более 10–15 минут — ему необходима физическая активность, количество которой снижается на 60–40% при поступлении в школу.
30-минутный урок шестилеток должен состоять из разнообразных типов деятельности (например, работа в прописи, потом обсуждение, чтение вслух и т.д.) и прерываться физкультминуткой.
Легко отвлекающихся детей, склонных витать в облаках, лучше сажать поближе к доске, время от времени обращаться к ним с вопросом. Если ребенок не может сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обращаться к этому ученику (например: «Все читают упражнение, и Коля тоже»).
Подбадривания и поощрения даже минимальных достижений позволяют повысить заинтересованность учащегося в успешном выполнении задания, а следовательно, улучшить качество его внимания.
Нарушения внимания могут быть связаны с особенностями развития ребенка (имеются в виду различные органические нарушения). В таком случае ребенок физически не способен долго пребывать в состоянии сосредоточенности — его мозг просто «отключается» на время, не в силах справиться с напряжением. Такие дети часто жалуются на головные боли, им требуется щадящий режим, свежий воздух и спокойная обстановка. В этом случае необходимо рекомендовать консультацию психолога или нейропсихолога.


Рекомендации для родителей

Ребенок, привыкший, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Поэтому приучать ребенка к самостоятельности нужно с раннего возраста. Пусть он помогает вам по хозяйству — постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом — выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни). Он должен учиться сам себя обслуживать: убирать за собой игрушки, одеваться, а затем и собирать портфель в школу.
6–7-летний ребенок редко умеет самостоятельно организовать свою деятельность — ему нужен график работы и список предстоящих дел, письменные и устные напоминания. С частыми отвлечениями поможет справиться составление расписания и развитие у ребенка чувства времени.
Для начала понаблюдайте за стилем работы своего ребенка: быстро ли он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему наиболее интересны. Затем, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, вместе с ним составьте план выполнения уроков на каждый день.
Если ребенок хочет посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Предположите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сделанное полностью, с соблюдением всех требований. Творческий подход к процессу увлечет ребенка, выполнение уроков перестанет восприниматься как скучная обязанность.
Составляя план работы, помните, что 6–7-летние дети еще физиологически не способны долго усидеть на месте, выполняя монотонную работу, поэтому обязательно обеспечьте возможность частой смены деятельности.
Постепенно ребенок приучится рассчитывать свое время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата.
Легко утомляемому ребенку рекомендуется работать, разделив одно задание на два-три по 10–15 минут каждое, сделать небольшой перерыв между ними, во время которого можно подвигаться. Если ребенок не может быстро включиться в задание, начинайте с более легких и интересных, а сложное оставляйте на потом.
Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше получается.
Чувство времени у ребенка можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько длится определенная фраза, сколько поезд едет от станции до станции и т.д.)


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбом «Нейропсихология детского возраста» / Под ред. А.В. Семенович. — М., 1998.
2. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю внимание. — СПб.: Питер, 2000.
3. Гатина С.В., Пивоварова Е.В., Сафронова Е.В, Семенович А.В., Серова Л.И. Схема нейропсихологического обследования детей. — М., 1998.
4. Гуткина Н.И., Данилова Е.Е., Двойнишников В.А. Сенсомоторика. Внимание. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.
5. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционнная и развивающая работа с детьми. — М.: Академия, 1998.
6. Кеэс П.Я. Тест школьной зрелости. — Обнинск, 1992.
7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста». — М.: Аркти, 1999.
8. Тушканова О.И. Развитие внимания. — Волгоград, 1997.