Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2003


ДАЙДЖЕСТ

А. Горбатков
УРОВЕНЬ СУБЪЕКТНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУУМА
КАК МОДЕРАТОР ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ
ШКАЛЫ НАДЕЖДЫ И БЕЗНАДЕЖНОСТИ
Прикладная психология и психоанализ. № 3. 2003

Личностно-эмоциональные переменные типа «оптимизм — пессимизм» и «надежда — безнадежность» в последние десятилетия переживают ренессанс в психологии, что в значительной степени обусловлено признанием их роли как важных детерминант уровня активности и успешности человека, состояния его здоровья, параметров отношений с другими людьми и т.д. При этом ощущается недостаток надежных методик, необходимых как для продолжения экспериментально-теоретической работы в этой области, так и для повышения уровня соответствующих аспектов психологической практики.
Целью статьи является представление одного из шагов в изучении характеристик широко используемой в настоящее время методики исследования эмоциональной сферы человека, а именно: шкалы безнадежности, которая была разработана более 25 лет назад группой исследователей под руководством А. Бека. Методика содержит 20 утверждений, касающихся будущего, с двумя вариантами ответов на них («да» и «нет»). Одиннадцать из этих утверждений выражают ощущение безнадежности, как, например, «будущее представляется мне мрачным». Остальные девять относятся к противоположной эмоции — ощущению надежды, например, «я смотрю в будущее с надеждой и оптимизмом». При определении итогового показателя уровня безнадежности ответы на «позитивные» утверждения инвертируют.
История психометрических исследований методик измерения эмоций, подобных по структуре рассматриваемой шкале, показывает, что такая, традиционно признаваемая одномерной шкала может скрывать в себе два отдельных, относительно независимых друг от друга измерения. Например, известная шкала оптимизма LOT была разработана как одномерная, однако факторный анализ этой шкалы, выполненный позже, выявил два отдельных измерения: оптимизм и пессимизм. Подобная структура была найдена и в некоторых других шкалах «оптимизма — пессимизма».
В свете такого рода данных обоснованным представляется предположение, что шкала безнадежности А. Бека может оказаться не одномерной, а двухмерной. В некоторых наших предыдущих исследованиях эта гипотеза была частично подтверждена.
По данным исследования зависимости взаимодействия положительных и отрицательных эмоций от таких факторов, как уровень познавательного, или шире — субъективного развития индивидуума, можно конкретизировать эту гипотезу: в различающихся в этом отношении популяциях шкала Бека может иметь различную размерность — в одних случаях выступать как одномерная, в других — как двухмерная. Из факта, что на разных этапах развития индивидуума позитивные и негативные эмоции могут иметь разный вес, следует еще одна гипотеза: если шкала А. Бека в какой-либо выборке окажется одномерной, то этим измерением не обязательно будет измерение безнадежности. В зависимости от соотносительного веса эмоций безнадежности и надежды в эмоциональной сфере большинства составляющих данную выборку индивидуумов эта методика будет иметь характер или шкалы безнадежности, или шкалы надежды, а также может оказаться шкалой «надежды — безнадежности». В первых двух случаях она была бы униполярной, в третьем — биполярной.
Проверка этих гипотез имеет немаловажное значение для решения задач, связанных с изучением эмоций надежды и безнадежности, оптимизма и пессимизма, поскольку, как нам кажется, в этой области меньше, чем в других, исследователи интересуются проблемой взаимной «зависимости — независимости» положительных и отрицательных эмоций.

Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА