ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ
|
«Мы сами создаем историю»,
– считает Н.В. Морозова
|
Так ли уж необходимо единообразие
психологической службы? Причем не только в
масштабах страны, но и одного города или региона?
Ведь чем больше будет служб «хороших и разных»,
чем больше они будут отличаться друг от друга,
разрабатывая свои формы существования и
направления деятельности, тем содержательнее
станет их работа.
В последнее время много говорится о создании в
стране единой психологической службы системы
образования, все подразделения которой будут
жить по одинаковым нормам и правилам. Процесс
этот уже идет, но идет медленно и болезненно. Это
объясняется тем, что во многих регионах уже
созданы и эффективно функционируют собственные
модели («Школьный психолог» подробно знакомил
читателей с тем, как трудятся самарские и
ярославские коллеги).
Оптимальной и продуманной представляется модель
психологической службы Москвы. На уровне
городского департамента образования существует
единое руководство столичными психологами. А для
интеграции науки и практики на базе Московского
городского психолого-педагогического
университета (МГППУ) и Психологического
института Российской академии образования
создан научно-образовательный комплекс
«Психология» и научно-методический совет по
психологии.
Впрочем, ситуация, типичная для всей России, не
обошла стороной и Москву. В громадном мегаполисе,
где существует десять самостоятельных
образовательных округов, каждый из которых по
численности населения превосходит иной
областной центр, единообразия также не
наблюдается.
И первая научно-практическая конференция
психологической службы образования Западного
окружного управления образования подтвердило
это.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОКРУГА
Служба практической психологии образования в
Западном округе Москвы имеет достаточно
разветвленную, но четкую структуру. Центральным
руководящим и координирующим органом является
Западное окружное управление департамента
образования г. Москвы, при котором есть окружной
методический кабинет. Эти две структуры и
курируют психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса в
учебных заведениях и специализированную помощь,
которая осуществляется в ПМС-центрах,
образовательных учреждениях, окружных
антикризисных подразделениях и т.д.
В структуре службы ЗАО находится несколько
психологических центров: «Живые потоки»,
«Новопеределкино», «Благо», «Рублево» и
«Раменки». Под ее началом также
педагоги-психологи и социальные педагоги школ,
дошкольных и коррекционных учреждений, детских
домов и интернатов, а также учреждений
дополнительного образования. Всего в 134
образовательных учреждениях округа работает 182
педагога-психолога.
На конференции, которая прошла 19 ноября в ЦПМСС
«Рублево», собрались более 100 человек, среди
которых были не только психологи, но и врачи,
социальные педагоги, логопеды-дефектологи,
управленцы.
Как я поняла, пришли все, кто смог, ведь центры и
образовательные учреждения не прекращали работы
по оказанию помощи детям, и многие специалисты
просто не имели возможности покинуть свои
рабочие места.
НУЖНЫ НОРМАТИВЫ
Тема конференции звучала более чем серьезно,
даже немного пугающе: «Развитие системы
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям и подросткам в ходе реализации
окружной целевой программы «Модернизация
московского образования» (Столичное
образование — 3)».
О целях и содержании программы собравшимся
рассказала В.А. Бадил (начальник управления
образования Западного округа).
Городской департамент образования на
конференции представляла М.В. Зиновьева
(ответственная за службу практической
психологии). Отметив количественные и
качественные изменения в армии столичных
педагогов-психологов (их сейчас более 2 тысяч),
Марина Владимировна остановилась на самом
наболевшем вопросе — нормативно-правовом
обеспечении психологической службы образования.
Эта проблема актуальна не только для Москвы, но и
для страны. И это, пожалуй, основное, что требует
скорейшего решения на государственном уровне.
Давая краткую характеристику состояния этой
сферы деятельности психологов, М.В. Зиновьева
почти каждое предложение начинала со слова
«нет». Она считает, что многие проблемы,
связанные с не проясненным до конца функционалом
психологов, объясняются его неоправданным
расширением. А возникающая вследствие этого
неструктурированность их деятельности
существенно ограничивает нормативно-правовую
базу. Из-за этого невозможно создать единые
требования к деятельности психологов, ее
методическому и правовому обеспечению, а также к
лицензированию. Большие проблемы возникают из-за
того, что нет четкого разделения функций между
психологами образовательных учреждений и их
коллегами в центрах.
Для того чтобы коренным образом переломить
ситуацию, по мнению докладчика, нужно внести
изменения в законодательные акты. В них, кроме
всего прочего, следует предусмотреть
обязательное бесплатное повышение квалификации
каждого психолога раз в три года. Тогда можно
будет предъявлять требования к уровню
подготовки специалистов и вести разговор об их
аттестации и сертификации.
Что касается деятельности ППМС-центров, то их
нормативно-правовое обеспечение должно
гарантировать им финансовую самостоятельность,
включая возможность устанавливать договорные
отношения.
Марина Владимировна отметила, что в уже
существующих документах имеется масса
противоречий, разобраться в которых крайне
сложно.
МЫ СОЗДАЕМ ИСТОРИЮ
Оптимистическое настроение собравшимся
обеспечило выступление Н.В. Морозовой (директор
центра научно-методического обеспечения службы
практической психологии образования МГППУ).
Наталья Васильевна предложила совершить
небольшой экскурс в историю создания
психологической службы Москвы, особо
остановившись на тех мероприятиях, которые
проходили при непосредственном участии
специалистов Западного округа. Она уверена, что
нужно знать историю не только государства, но и
своей семьи, школы и даже отдельного микрорайона.
Придя в 1993 году на работу в окружную
психологическую службу, Н.В. Морозова застала
один из ранних этапов ее становления. Сначала
(как и везде) все приглядывались друг к другу —
педагоги к психологам, а управленцы к тем
специалистам, которых приглашали на работу. Но
постепенно стала формироваться существующая
доныне структура психологической службы:
открывались центры, выстраивалась кадровая
политика, устанавливалась система
взаимодействия между различными специалистами
службы (логопедами, дефектологами, врачами,
социальными педагогами). На территории округа
проводились мероприятия не только окружного,
городского, но и федерального уровня. И нынешняя
конференция, считает Наталья Васильевна,
наверняка станет частью истории округа.
О проблемах окружной психологической службы и
путях их решения рассказала А.Л. Харитонова
(главный специалист окружного управления
образования, ответственная за психологическую
службу в Западном округе). Алла Леонидовна
явилась инициатором многих начинаний,
способствующих формированию психологической
службы в Западном округе.
Большое внимание она уделила работе центров,
которые стали инновационными учреждениями. В них
осуществляется комплексный подход к
сопровождению ребенка, сочетающий
психолого-педагогическую, медицинскую,
социальную помощь. Сейчас решается вопрос о
введении в штат центра юриста.
Каждый из пяти окружных психологических центров
имеет свою специализацию. Основной проблемой до
последнего времени было взаимодействие
психологов образовательных учреждений и
центров. Сейчас в рамках координации их
деятельности внедряется новая форма — работа на
договорной основе. Кроме того, через центры
начинает осуществляться и научно-методическая
помощь школьным психологам, которые регулярно
собираются на заседания «Клуба психологов».
РАБОТА В КОМАНДЕ
Два следующих выступления представили работу
центров более наглядно и конкретно. Директор
ЦПМСС «Живые потоки» И.Ф. Мальцева познакомила с
деятельностью окружного антикризисного
подразделения, которое является составной
частью структурного компонента психологической
службы округа. Его специалисты работают с детьми,
пережившими глубокий личностный кризис. В
частности, они оказывали экстренную
психологическую помощь пострадавшим во время
теракта на Дубровке.
Сейчас в округе формируется многоуровневая
антикризисная структура, общее руководство
которой осуществляют специалисты центра
экстренной психологической помощи МГППУ. Помимо
окружного антикризисного подразделения в нее
входят школьные антикризисные бригады,
состоящие из психологов, социальных педагогов и
специально обученных учителей. К этой работе
подключается и активно действующий в округе
«телефон доверия».
Одной из основных задач антикризисного
подразделения, как и всей психологической службы
округа, является повышение психологической
компетентности населения.
Руководитель ЦПМСС «Рублево» Л.Н. Гозунова
выдвинула идею формирования в каждом центре
специальной команды, призванной осуществлять
комплексное сопровождение детей и подростков. В
ее состав должны входить различные специалисты,
обеспечивающие полноценную и качественную
работу в этом направлении.
НЕСМОТРЯ НА КАМЕРНОСТЬ
Дальнейшая работа шла в секциях, которые имели
профильную направленность. Так,
педагогам-психологам и социальным педагогам
было предложено обсудить проблему
«Педагог-психолог ППМС-центра в системе службы
практической психологии образования». Работа
двух других секций была ориентирована на
учителей-дефектологов и врачей.
Впрочем, на первой секции, участником которой я
была, присутствовали и выступали представители
всех перечисленных специальностей. Ведущая
секции Н.В. Морозова умело направляла ее работу в
русло обсуждения и даже дискуссии. Надо отметить,
что активность участников была настолько высока,
что времени для всех желающих выступить не
хватило.
Одно перечисление обсуждавшихся проблем
демонстрирует полноту и глубину работы,
проводимой специалистами центров округа:
«Специфика диагностико-консультативной работы
психолога в системе комплексного приема»,
«Обследование пятилетних детей в дошкольных
образовательных учреждениях», «Школа полного
дня: психологическое сопровождение процесса
становления», «Социально-педагогическая служба
ЦПМСС: система работы и документационное
обеспечение деятельности специалиста»,
«Взаимодействие социально-педагогической
службы ППМС-центра с органами опеки и
попечительства районных управ», «Система работы
с молодыми психологами в центре», «Реализация в
практике работы ЦПМСС теоретических и
методических установок новейшей
нормативно-правой документации».
Каждый из этих докладов украсил бы не только
городскую, но и общероссийскую конференцию.
Несмотря на свою камерность, по уровню
организации и содержанию работы эта окружная
конференция вполне сопоставима с региональным
мероприятием. Таким образом, я поняла, что
нахожусь в некотором «государстве в
государстве». Хорошо это или плохо?
Я думаю, что хорошо, поскольку именно в
административном округе ставятся и решаются
конкретные практические задачи, которые потом
могут быть реализованы и в масштабах страны.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Западное окружное управление образования г.
Москвы
Тел.: (095) 249-08-86
|