Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И
ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

Е.В. Мурашова
Екатеринбург: У-Фактория, 2003

Практической психологии в последнее время посвящено столько книг, что трудно определить, какой отдать предпочтение. Одним из критериев выбора вполне может выступать доверие автору, которое складывается из целого ряда составляющих. Бесспорным основанием такого доверия является наличие у автора опыта работы по обсуждаемой теме. Рецензируемая книга написана психологом, работающим в обычной детской поликлинике.
У психолога в поликлинике есть одно очевидное преимущество по сравнению со школьным психологом: он имеет возможность опереться на результаты не только психологического, но и медицинского обследования детей. Именно поэтому в книге дается комплексная медико-психолого-педагогическая характеристика детей с выраженными нарушениями поведения.
Хочется обратить особое внимание читателей: и постановка психологического диагноза, и составление педагогических рекомендаций возможны лишь после получения консультации у невропатолога или других специалистов и проведения тщательного неврологического обследования ребенка.
То, что книга про гиподинамических и гипердинамических детей полезна школьному психологу, — сомнений не вызывает. Однако она привлекает еще и другим. Ее автор не ограничивается набором скупых психологических фактов и терминов, а иллюстрирует описание яркими и потому хорошо запоминающимися примерами из практики. Это делает чтение не только полезным, но и увлекательным занятием. Вряд ли читатели в своей работе встретятся с точно такими же случаями, какие описывает автор, но выделение неких принципиальных особенностей проявления гипердинамического и гиподинамического синдрома, безусловно, поможет психологу при определении направлений работы с ребенком.
Возникает уважение к автору, сумевшему в простой и доступной форме рассказать о таких важных вещах, как ММД, синдром дефицита внимания, энцефалопатия. Представляется, что подобное изложение под одной обложкой теоретических сведений и опыта их практического применения является идеальным для книги, предназначенной непосредственно практикам. Специалисты, занимающиеся обобщением накопленных в практической психологии данных, сочтут эту работу слишком конкретной и подробной. И будут правы. Но она не для них, а для тех, кто ежедневно имеет дело с детьми, родителями и педагогами.
Правда, по мнению автора, книга адресована, в первую очередь, родителям, которые должны иметь полное представление о состоянии здоровья своего ребенка. Разделы книги построены как советы психолога родителям, имеющим гиперактивных и гипоактивных детей дошкольного и школьного возраста. В этом отношении несомненный интерес представляют формулируемые автором аксиомы.
Психолого-педагогичекая и медицинская грамотность родителей — важное условие оказания ребенку квалифицированной помощи. Однако вряд ли стоит так уж полагаться на собственные силы. Нелишним будет и регулярное общение с психологом, который, хочется надеяться, прочтет эту книгу и сможет воспользоваться почерпнутой из нее информацией.

Марина СТЕПАНОВА