Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

БЕСЦЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Из цикла статей «Психодиагностика и коррекция в сказкотерапии»

Опыт работы убедил нас в том, что сказки могут писать все. Только у одних эта способность ярко выражена, а другим требуется помощь сказкотерапевта. Авторская сказка, вышедшая из-под пера клиента, дает нам бесценную информацию о его внутреннем мире. Однако, восхищаясь сказкой как проективным материалом, необходимо помнить о возрасте авторов.
Изучая возрастные особенности сочинения сказок, мы проанализировали более 500 авторских историй и пришли к выводам, которыми хотим поделиться.

СООБРАЗНО ПРИРОДЕ

Качественный скачок в формировании способности к сочинению сказок происходит в среднем к 11 годам. Процесс накопления информации о мире, протекающий в первое десятилетие жизни, дополняется процессом осмысления событий.
Начиная с 11-летнего возраста способность к сочинению сказок постоянно совершенствуется, они наполняются новым содержанием.
· Углубляется понимание темы семьи, взаимоотношений с родителями, братьями, сестрами,
ближайшими родственниками. Возникает мотив заботы о родителях и близких людях. Обыгрывается «подростковое непослушание» и его последствия.
· Происходит осмысление основных жизненных ценностей, пороков и добродетелей человека.
Появляется тема личностного роста, самосовершенствования (начиная с 11–12 лет).
· В 14 лет становится актуальной тема любви, исследуются многообразные варианты
взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
· Появляется философская, экзистенциальная проблематика.
· В сказках актуализируются глубинные архетипы.
· С 14 лет возникает тема взаимоотношений человека и общества.
· Привлекается все больше изобразительных средств и приемов.
Итак, способность к сочинению сказок сообразна природе человека. Более того, можно с уверенностью утверждать, что человек склонен сочинять истории с тем, чтобы глубже осмыслить собственный жизненный опыт и поделиться им с другими.
Правда, способность к сочинению сказок у разных людей развита по-разному. Но в любом случае она довольно легко поддается развитию в любом возрасте; и этот процесс всегда связан с личностным ростом, с потребностью систематизации, осмысления знаний о мире и о себе.
До 10–11 лет в бессознательном ребенка формируется «банк знаний о жизни». В этом «банке» есть информация обо всем: о ценностях, идеях, законах взаимодействия, переживаниях, моделях поведения и реагирования, своих особенностях, особенностях родителей, родственников, наставников и друзей.

КОПИЛКА ЗНАНИЙ

В контексте психодиагностики через авторские сказки в детском возрасте (до 10–11 лет) мы можем узнать, в основном, каким образом протекает процесс накопления знаний о мире и о себе, как происходит формирование этого «банка знаний о жизни».
Используя авторскую сказку ребенка в психодиагностических целях, нужно задать себе несколько основных вопросов, ответы на которые позволят составить психологическое заключение.
· Насколько благополучно протекает процесс накопления знаний о жизни?
· Есть ли в сказке явное или скрытое указание на проявления конфликта (через символы или сюжет)?
· Какая тема волнует ребенка? Какие вопросы о жизни в данный момент неосознанно
исследует ребенок?
· Нашел ли он ответ на свой вопрос, сочинив историю? Если нет, нужна ли ему помощь,
предполагающая беседу на данную тему?
· Какие потребности актуализированы у ребенка в данный момент (психофизиологические;
потребности в безопасности и защите; потребности принадлежности и любви; потребность в самоуважении; потребность в знаниях; эстетические потребности)?
· Какого рода помощь, поддержку может оказать ребенку педагог, психолог или родители?
· Есть ли в сказке ребенка указание на его индивидуальные особенности, которые должны быть учтены при его обучении и воспитании?
Знание индивидуальных особенностей протекания процесса накопления знаний о жизни позволит нам составить конкретные рекомендации по воспитанию ребенка для его родителей и наставников. Кроме того, эта информация используется для формирования индивидуальной программы поддержки и развития ребенка.
Если в детской авторской сказке содержатся явные признаки конфликтов (страхи, тенденция к саморазрушению, вытесненный гнев
и пр.) — это прямое показание к психологической работе не только с ребенком, но и с семьей в целом. При нормальном развитии и воспитании, при отсутствии жизненных неурядиц в семье дети пишут достаточно бесконфликтные сказки.

ХОЧУ ДРУГА

Характерной чертой авторских сказок 8–9-летних детей является актуализированная тема одиночества, потребность иметь необычного друга (либо животное, либо воображаемый персонаж). Поскольку эта тема встречается довольно часто, можно говорить о переживании одиночества не как о личной проблеме автора, а как об общей черте, свойственной данному возрасту. Подобная ситуация может быть связана с формирующимся ощущением собственной индивидуальности на фоне актуализированной потребности в эмоционально близких взаимоотношениях. В этом случае необычный друг может символизировать «альтер эго», внутреннего помощника героя.
Многие дети неосознанно выбирают или придумывают себе такого друга или помощника.
Есть мнение, что подобные фантазии обусловлены переживанием одиночества, «непринятости», «непонятости» ребенка. Мы же осмелимся утверждать, что переживание одиночества необходимо взрослеющему человеку. Главное — сформировать у него адекватное представление об этих переживаниях. «Каждый человек одинок, ибо он уникален», — говорят мудрецы. Наверное, не стоит сразу проникаться жалостью и состраданием к 8–9-летнему ребенку, ощущающему себя одиноким. Важно научить его принимать свое состояние, ибо оно является предтечей ощущения самостоятельности и индивидуальности.
Итак, авторские сказки детей являются носителями информации об особенностях протекания процесса накопления знаний о мире и своих возможностях в нем.

ПОДКЛЮЧАЯСЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

Начиная с 11–12 лет ребенок начинает систематизировать собранные знания, активно корректируя, уточняя, дополняя собственную картину мира. И в этом процессе существенную помощь ему оказывает сочинение сказок.
Сочиняя сказки, подросток неосознанно черпает из внутреннего мира актуальные темы и исследует их. Если в этом процессе затрагиваются проблемные зоны его внутреннего мира, банк знаний о жизни бессознательно активируется. К осмыслению и анализу сложной ситуации подключаются информация и опыт, накопленные за предшествующий период жизни. Таким образом, в финале сказки автор находит для себя некий вариант разрешения проблемы. А психологу предстоит установить, насколько данный финал позитивен для развития личности автора.
Деструктивные финалы определить легко: они содержат идеи смерти, разрушения, крушения планов, обесценивания достигнутого героем, боль разочарования и наслаждение ею и прочее.
Сказки подростков и взрослых более богаты сюжетным и символическим содержанием и, соответственно, больше могут рассказать психологу о внутреннем мире автора.
Эти рассуждения позволяют нам сделать вывод о том, что проективная психодиагностика с использованием сочинения сказок наиболее эффективна начиная с 11–12-летнего возраста. Однако это не означает, что в более раннем возрасте нельзя использовать авторские сказки для психодиагностики. Просто проективной информации в них содержится значительно меньше.
В психодиагностике с использованием авторских сказок в возрастном диапазоне от 12 лет и старше целесообразно использовать схему психологического анализа авторской сказки.

 


 

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СКАЗКИ

Анализируя древние истории, мы не используем специальных схем, мы просто стараемся, насколько это возможно, постичь смысл, зашифрованный в них. Однако в контексте проективной психодиагностики необходима структура, позволяющая систематизировать информацию, содержащуюся в клиентской сказке.
Для того чтобы составить схему психологического анализа сказок, нам надо выделить ключевые характеристики сказки.
Под ключевыми характеристиками понимаются качественные показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку. Ключевые характеристики помогают психологу выявить отправные точки анализа сказки и таким образом встать на путь понимания внутреннего мира клиента и особенностей его взаимоотношений с окружающим миром.
Объем информации, содержащийся в сказке, огромен. Но психолог способен понять и осмыслить лишь некоторую ее часть. Однако и эта часть сама по себе является достаточно внушительной. Введение ключевых характеристик значительно облегчает процесс систематизации информации.
Предлагаемый список ключевых характеристик сложился опытным путем. Не исключено, что со временем он дополнится новыми показателями.
Итак, ключевыми характеристиками сказки являются:
· энергоинформационное поле;
· основная тема;
· сюжет;
· линия главного героя;
· символическое поле.

Энергоинформационное поле — это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие» из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений.
Сказка обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних процессах. Таким образом, каждый человек, читающий или слушающий сказку, соприкасается с ее энергоинформационным полем. Это поле может оказывать на нас определенное воздействие: влиять на психосоматическое состояние, настроение, мыслительные процессы. Читая разные сказки, мы отмечаем изменения в своих ощущениях и впечатлениях.
Сказкотерапевт обычно лишь фиксирует свою первую реакцию, но не следует за ней. Потому что, если подчиниться энергоинформационной волне сказки, можно потерять объективность профессионального взгляда, особенно если клиент имеет выраженные психопатологические особенности. Как правило, «засасывающая» энергия этих сказок довольно велика. Если первое впечатление от сказки у психолога тяжелое, это верный показатель наличия у автора серьезных внутренних конфликтов.
Чаще всего у сказкотерапевта, психолога возникает адекватный ответ на энергетику сказки. Он приходит в некое рабочее состояние, первым признаком которого является искренний интерес к сказке.
Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле сказки, но понимаем всю важность этой ключевой характеристики. Фактически энергоинформационное поле является главным хранилищем знаний об авторе. Однако нам пока еще трудно формализовать это знание, поэтому на помощь приходят другие ключевые характеристики.
Основная тема сказки — это тема, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная тема покажет нам то, что является для клиента наиболее значимым в данный момент, то, над чем он сознательно или бессознательно работает, к чему стремится.
Наиболее распространенными темами сказок являются: сказки о любви, истории о детско-родительских отношениях и взаимоотношениях в семье, сказки о личностном росте, сказки об основных жизненных ценностях (с жизненной моралью), истории о дружбе.
Чтобы определить основную тему, нужно задать себе или автору вопрос: о чем эта сказка; чему она учит?
Сюжет сказки — это описание событий, на примере которых происходит раскрытие основной темы. Работая с сюжетом клиентской сказки, мы стараемся установить три момента:
· оригинальность сюжета;
· жанр сказки;
· последовательность событий.
Под оригинальностью сюжета понимается его новизна, необычность, непохожесть на популярные фабулы. Как правило, оригинальные сюжеты придумывают люди с хорошо развитым воображением, склонные к индивидуализму, стремящиеся к новым ощущениям и переживаниям. Традиционные сюжеты свидетельствуют о вовлеченности автора во взаимодействие с пластами коллективного бессознательного.
Жанры сказок могут быть разными и совершенно нестандартными. Например:
· авантюрно-приключенческий;
· мистический;
· сентиментально-драматический;
· любовно-романтический;
· реально-драматический;
· интрапсихический — внутренние переживания автора, описание процесса рефлексии;
· морально-нравственный — описание добродетели или порока, с непременным
наказанием последнего;
· философский — драматизация философской идеи, жизненного принципа или явления;
· истории из жизни;
· смешанный жанр.
Жанр сказки указывает на актуальный для автора характер переживаний и область интересов.
Работая с сюжетом сказки, важно также проанализировать последовательность событий в ней. Бывает, что автор зашифровывает реальные события своей жизни. С другой стороны, автор может программировать определенную последовательность событий в своей реальной жизни, описывая их в сказке. В любом случае это чрезвычайно важно, так как влияет на судьбу автора.
Линия главного героя — это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремления автора.
Главный герой — это образ автора, либо реальный, либо идеальный. Поэтому, если мы имеем цель глубже понять личностные особенности автора, мы будем проводить психологический анализ именно с позиции этой ключевой характеристики.
Здесь для нас важно прояснить четыре момента.
· Образ себя, отношение к себе, динамика изменений отношения к себе — это проявляется через характер описания главного героя. Каким предстает он перед нами: красивым или безобразным, способным или бездарным; меняется ли его статус и возможности по ходу сюжета?
· Образ цели, к чему стремится главный герой — это выясняется из финала сказки. Предполагается, что в финале реализуется если не сознательное, то бессознательное стремление героя. Зная финал сказки, мы можем ответить на вопрос: чего же герой хотел на самом деле?
· Мотивы поступков главного героя.
· Отношения с окружающим миром — определяются по поступкам героя и характеру влияния на него других персонажей. В этом аспекте также актуален критерий «разрушитель — созидатель».
Символическое поле сказки — отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах.
Для некоторых исследователей эта ключевая характеристика является наиболее привлекательной. Некоторые наши коллеги думают, что пока они не будут знать значения всех (!) символов, не стоит приступать к работе с проективным материалом сказки. Мы хотели бы развеять данное заблуждение.
Во-первых, просто «выучить» значения символов невозможно. Это дело всей жизни, это постоянный процесс осмысления, поиска новой информации, анализ собственных наблюдений. Во-вторых, кто рискнет утверждать, что знает истинное значение символа? Пожалуй, только А. Менегетти. Только он может быть крайне безапелляционен в собственных вольных трактовках символического значения наиболее распространенных образов.
Обычно для работы с символами рекомендуется использовать «юнгианскую» литературу. К.Г. Юнг и его последователи были, помимо всего прочего, энциклопедически образованными людьми. Их трактовка символического значения образа всегда многозначна, многоуровнева. Работа с такой литературой постепенно формирует культуру взаимоотношений с символами. И это, в свою очередь, является защитой от вульгарных интерпретаций.
Мы рекомендуем деликатно подходить к символическому анализу, защищая себя от избыточной информации. Дело в том, что «полное» знание символического значения всех образов сказки может перегрузить психолога информацией и увести от основных задач консультирования. Символический анализ чрезвычайно интересен, но не стоит им слишком увлекаться. Все хорошо в меру. Анализ символического поля сказки дополняет информацию о ее авторе и должен работать на его благо. Анализ ради анализа может увести психолога от реальной помощи клиенту.
Работая с символическим полем сказки, мы выписываем наиболее яркие образы и исследуем их символическое значение на двух уровнях:
· личном;
· глубинном.
Личное значение можно определить, задав автору вопрос: «Чем для вас является... (образ)?» Глубинное значение определяется путем размышлений и изучения специальной литературы («словарей символов»).
Нередко встречаются истории, в которых нет ярких символов, действие происходит в реальном мире, в обыденной жизни. В этом случае символический анализ не проводится, используются другие ключевые характеристики.
После анализа сказки по ее ключевым характеристикам мы составляем заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки и определяем перспективные задачи психологической работы с автором.
Под конфликтным содержанием сказки понимается совокупность деструктивных элементов, выявленных по каждой ключевой характеристике.
Под ресурсным содержанием сказки понимается совокупность созидательных, конструктивных элементов (духовного, ментального, эмоционального, поведенческого плана), выявленных по каждой ключевой характеристике.

Итак, схема психологического анализа авторской сказки включает в себя семь шагов.

1. Определение энергоинформационного поля сказки.
Необходимо прислушаться к собственным ощущениям и впечатлениям после прочтения сказки; зафиксировать и описать их.

2. Определение основной темы сказки.
Надо задать себе вопрос: о чем эта сказка, чему она учит? Ответ рассмотреть с позиции четырех уровней: ценностного, ментального, эмоционального, витального.

3. Проанализировать сюжет сказки.
Определить оригинальность сюжета и его жанр, проанализировать последовательность событий.

4. Проанализировать линию главного героя.
Линия главного героя рассматривается с четырех сторон: образ себя, образ цели, мотивы поступков, отношения с окружающим миром.

5. Проанализировать символическое поле сказки.
Требуется выделить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровнях.

6. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки.
Проанализировать ключевые характеристики с позиции отражения конфликтного и ресурсного содержания. Понять степень соотношения конфликтного и ресурсного аспектов. Выявить степень сформированности нравственного иммунитета.

7. Сформировать перспективные задачи психологической работы с автором.
Определить основную проблему автора и найти ресурсы для работы с нею. Понять перспективы и индивидуальные средства формирования «нравственного иммунитета».
Данная схема может использоваться в полном и сокращенном виде.
Используя схему в сокращенном виде, психолог основной акцент сделает на определении общего конфликтного и ресурсного содержания сказки.
Если перед психологом стоят конкретные задачи диагностики определенных сторон личности автора через его сказку, можно воспользоваться приведенной ниже таблицей.
Безусловно, схема лучше работает, когда она объяснена на примере. Поэтому в следующей статье мы приведем пример психологического анализа сказки старшеклассницы. Надеемся, это будет полезно.

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
ректор Санкт-Петербургского института сказкотерапии,
Елена ТИХОНОВА,
сказкотерапевт

 

Основная задача психодиагностики Основной аспект анализа авторской сказки Исследовательский результат
Определить ценностные ориентации личности Основная тема сказки
Образ цели главного героя
Мотивы поступков главного героя
Важные для автора в данный момент ценности,
стремления, образ цели
Определить особенности ситуативного реагирования Сюжет сказки
Мотивы поступков главного героя
Особенности поведения
и реагирования автора,
сценарии взаимоотношений
Определить психологическую резистентность Взаимоотношения героя
с окружающим миром
и другими персонажами
Особенности проявления себя
в мире, характер взаимоотношений
с окружающими, оценка способности
к противостоянию неблагоприятным
воздействиям внешнего мира
Определить наличие внутренних
и внешних конфликтов
Энергоинформационное поле сказки
Символическое поле сказки
Образ себя в сказке
Содержание внутренних
или внешних конфликтов