Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ДЕТСКОЕ «ПОЧЕМУ»
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Творчески желанный,
радостный труд в годы детства — это горючее
и чистый воздух, без которых угаснет огонек
любознательности.

В.А. Сухомлинский

Для психолога, работающего в детском саду, актуальным является вопрос о степени его включенности в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.
Нередко психолог работает достаточно автономно, он занимается исключительно «психологической» деятельностью: проводит диагностику, групповые и индивидуальные занятия, выступает на родительских собраниях по психологическим вопросам (возрастные особенности дошкольника, как подготовить ребенка к школе, как преодолеть детские капризы и т.д.). Другими словами, основная деятельность психолога направлена на ребенка. Причем содержание работы психолога никак не отражает специфику детского сада — программу, по которой он работает, контингент детей и т.д., ведь в любом саду есть дети с высоким и не очень уровнем развития, капризные, замкнутые, невнимательные.
Не оспаривая права на существование такой позиции, более целесообразной мне представляется другая. В этом случае основная задача психолога — не просто помощь конкретным детям и их родителям, а помощь образовательному учреждению в создании условий, благоприятных для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальности, помощь педагогам в повышении их профессионального уровня.
На мой взгляд, неэффективно заниматься развитием, скажем, эмоциональной сферы ребенка на занятиях с психологом, если воспитатель блокирует любые эмоциональные проявления — он требует спокойствия и тишины в группе.
Предлагаю вниманию дошкольных психологов описание педагогического совета на тему познавательной активности дошкольника, который они могут организовать и провести в детском саду. Подготовка этого педсовета подразумевает подготовку вместе с воспитателями занятий, направленных на развитие у дошкольников познавательного интереса. Конспекты занятий также приводятся (в одном из следующих номеров. — Ред.).
Безусловно, работа по развитию познавательного интереса у дошкольников не ограничивается проведением одного педсовета. Педсовет — лишь первый шаг. В дальнейшем работа психолога заключается в помощи воспитателям в организации и проведении занятий развивающего характера. И здесь открывается широкое поле для творчества.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Цель
Показать педагогам важность развития познавательной активности у дошкольников, показать особенности продуктивного (развивающего) обучения.

Ход консультации
Ведущий
. Мы привыкли, что процесс обучения дошкольников (и не только их) строится по принципу «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае ребенок задействует свою память, а не свое мышление, свой ум. Это репродуктивное обучение.
И совсем по-другому происходит процесс усвоения знаний при продуктивном, или развивающем, обучении. В этом случае ребенок САМ добывает знания, САМ находит ответы на поставленные вопросы. Преимущества такого обучения очевидны.
При репродуктивном обучении ребенок овладевает определенным набором алгоритмов (схем) решения тех или иных задач, и при столкновении с новой, нестандартной задачей он оказывается беспомощным, не знает, как поступить. Более того, любые знания со временем устаревают. И если вновь не обучить нашего, уже выросшего, ребенка, он окажется несостоятельным как в профессиональном, так и в личностном плане. Результаты такой несостоятельности мы встречаем повсюду: с изменением экономической ситуации многие люди не знают, что им делать, как вписаться в новую жизнь.
При продуктивном же обучении, сталкиваясь с новой проблемой, человек может использовать свои умения по поиску решения. Соответственно, появление новой проблемы становится для него не тупиком, а способом продолжить свое образование. Такие люди способны к нестандартному, творческому решению поставленной задачи, они оказываются востребованными современным обществом.
Таким образом, одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Недаром дошкольников часто называют «почемучками»: они все хотят знать, все попробовать своими руками. И как важно нашими взрослыми «правильными» ответами не погасить этот огонек любознательности!
При проведении таких занятий необходимо ставить перед детьми проблему, которую они могут сами решить, используя свой прошлый опыт, наблюдая за теми или иными явлениями и событиями. Следует так ставить вопрос, чтобы дети могли высказать свое мнение, а не просто повторить ранее услышанное. Это вопросы типа: «А что, если?..», «Почему?» И не забывайте чаще повторять детям: «Как ты думаешь?», «Предложи свой вариант...» и т.д.

Домашнее задание
Составить для своей возрастной группы конспект занятия по развитию познавательного интереса (на выбор):
· ознакомление с окружающим;
· математика;
· аппликация, конструирование.

2. ВЫСТАВКА-КОНКУРС «ИГРАЙ, ДУМАЙ, ДЕЛАЙ»

Воспитателям предлагается организовать в своих группах уголки «Играй, думай, делай», где собраны различные игры, задания, книги, стимулирующие развитие познавательного интереса и активности детей. Такой уголок станет постоянным, будет регулярно пополняться новыми играми. В создании и пополнении уголка вместе с воспитателем принимают участие дети и их родители.

3. ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ

(Конспекты занятий будут опубликованы в одном из ближайших номеров «Школьного психолога».)
· «Открытка для Деда Мороза» (занятие по аппликации в младшей группе).
· «Почему греет шуба?» (занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе).


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДСОВЕТА

Помещение, где проходит педсовет, оформлено плакатами, рисунками, шуточными схемами, раскрывающими основное содержание обсуждаемой темы (стадии развития познавательного интереса, высказывания педагогов и психологов о важности познавательного интереса, вопросы «почему?», «зачем?», «откуда?» и пр.).

1. ОТ ЛЮБОПЫТСТВА К ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

Рассказ психолога о развитии познавательного интереса (тезисы)
Познавательный интерес — потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
Условно выделяют последовательные стадии развития познавательного интереса.
Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами. С устранением внешних причин исчезает и избирательная направленность. Эта стадия не обнаруживает подлинного стремления к познанию, но может служить его первоначальным толчком.
Любознательность — стремление проникнуть за пределы увиденного, которое сопровождается сильным выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности.
Узкий познавательный интерес — узкая направленность на ту или иную область познания, характерная для среднего школьного возраста.
Теоретический интерес.
Познавательный интерес играет в процессе обучения огромную роль.
КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ — то есть средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае говорят о занимательности в обучении. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.
Все эти особенности занимательности — сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Назначение занимательности при обучении детей:
· первоначальный толчок к познавательному интересу;
· опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
· своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
· средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
КАК МОТИВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — является наиболее существенным. Для образования мотива недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значительность, закрепляется в мотиве. Познавательный интерес как мотив имеет меньшую ситуационную привязанность: он заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках занятий, но и за их пределами.
Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:
· укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
· развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими;
· развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
· использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
· интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
· эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
· регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
· творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.
Таким образом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его:
· думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
· удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
· внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю);
· фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Необходимо помнить, что до тех пор, пока побуждения к деятельности ребенка будут исходить от воспитателя, а его (ребенка) собственная деятельность не будет опираться на «внутреннюю» среду, — формирование его интереса будет испытывать колебания ситуативного порядка. А при отсутствии специальных побуждений извне интерес может и вовсе угаснуть. Иной характер принимает формирование познавательного интереса, когда ребенок выступает субъектом познания: он принимает поставленную задачу как эмоционально значимую. При этом важно, чтобы цель деятельности ребенка была актуальной, чтобы он мог применить полученные знания в жизни.
Психологи отмечают, что интерес сообщает познавательной деятельности силу, интенсивность, легкость, быстроту, плодотворность, снимает утомление, создает здоровый климат общения и коллективной деятельности. (Один из плакатов оформления гласит: «Вы хотите, чтобы дети сдружились, познавали мир быстро, легко, плодотворно, без усилий? Развивайте у них познавательный интерес!»)

2. АНАЛИЗ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ

(Напомним, что эти занятия будут опубликованы позже.)
Педагогам предлагается проанализировать просмотренные открытые занятия по приведенной ниже схеме. Здесь возможны наводящие вопросы, уточнения, указания на неточности и пр. со стороны ведущего.
1. Какие приемы были направлены на формирование (в младшей группе) и развитие (в старшей) познавательного интереса?
2. Докажите, что в занятия были включены все процессы познавательного интереса (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие).
3. Какова роль воспитателя в развитии познавательного интереса у детей?
4. Ваше мнение о роли познавательных занятий в дошкольном воспитании.
В результате анализа можно сделать следующий вывод: важно в дошкольном возрасте научить детей «добывать» знания самим и оперировать ими; этого можно добиться при использовании проблемного обучения, благодаря которому развивается самостоятельность мышления.

3. АНАЛИЗ КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ

Педагогический коллектив делится на подгруппы, в зависимости от количества конспектов, составленных воспитателями в ходе выполнения домашнего задания. Необходимо отобрать те конспекты, в содержании которых есть проблемные вопросы, действительно стимулирующие развитие познавательной активности, любознательности детей. Каждая подгруппа получает конспект занятия и анализирует его по вышеизложенной схеме.
Учитывая, что конспекты воспитатели писали самостоятельно, в них может быть много недочетов, пропуск важных компонентов развития познавательного интереса. Здесь важно не свести обсуждение только к перечислению недостатков, надо научить воспитателей находить сильные моменты, «изюминку» в каждом конспекте занятий. При анализе также необходимо обращать внимание воспитателей на возрастные особенности детей.
Этот момент педсовета представляется нам очень важным, так как в дальнейшем, когда воспитатели смогут самостоятельно планировать познавательные занятия, они будут это делать грамотно, применяя полученные знания и навыки.
Закончить педсовет можно вопросом: «Что в подготовке и проведении педсовета было сделано для развития познавательного интереса у педагогов?» Хорошо, если, отвечая на этот вопрос, педагоги отметят не только оформление, но и предоставленную им возможность решать проблемные ситуации.

Румия КАЛИНИНА,
кандидат психологических наук
ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов / Под ред. С.Д. Ермакова. — СПб., 1996.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М., 1984.
3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. — Харьков, 1997.
4. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М., 1986.
5. Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика. 1991. № 3.
6. Денисенко Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче (в подготовительной группе) // Дошкольное воспитание. 1991. № 3.
7. Дьяченко О. Цепная реакция любознательности: отвечайте на вопросы малышей // Семья и школа. 1978. № 6.
8. Фокина Э.Д. Познавательно-речевые занятия в детском саду: Из опыта работы с детьми в дошкольном возрасте. — СПб., 1995
9. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. — М., 1995.
10. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М., 1988.

Продолжение следует

Публикация статьи произведена при поддержке Психологического Центра Влада Светоча. В широкий спектр предложений Психологического Центр Влада Светоча входит такая услуга, как консультация детского психолога в решении проблем развития ребенка. Опыт и профессионализм специалистов Психологического Центра помогут детям устроить гармоничные отношения со старшими и сверстниками. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, увидеть анкеты детских психологов и записаться на прием онлайн можно на официальном сайте Психологического Центра Влада Светоча, который располагается по адресу www.CPS06.ru