В нашей газете в № 29, 30, 31 была опубликована
присланная на конкурс
из Удмуртии игра А. Ожгибесовой и Л. Тельновой
«В поисках святого Грааля».
Вот какое письмо мы получили по поводу этого
материала.
...И все-таки хочется,
вежливо улыбаясь, высказать несколько слов о
шедевре игротеки «Школьного психолога» «В
поисках святого Грааля».
Цитирую: «Главная цель — первыми добраться до
финиша и «найти то, не знаю что». То есть цель игры
— не внутренняя работа подростка со значимой
метафорой, а очередное соревнование (здоровое ли?).
Поиск святого Грааля (скажем, собственной
Самости) превратился в коллективную «беготню» (пусть
и сплоченную) вместо глубинного процесса в
индивидуальном темпе работы над собой. Как же
услышать в толпе то, «что нужно» на пути к
мудрости? И здесь я процитирую слова Эпиктета
вслед за авторами игры: «Человек принадлежит к
толпе, пока сваливает вину на других; он на пути к
мудрости, когда считает только себя
ответственным».
О ходе игры. Форма — соревнование между
командами, назовем их «рыцарствами». А что есть
соревнование? Стремление добиться
удовлетворения своих интересов в ущерб другому?
Этого хотели добиться (неосознанно, естественно)
авторы данной игры? Через систему неэффективного
педагогического поощрения с опорой на такие
внешние стимулы, как расчет на победу в
соревновании и похвала?
А результат игры каков?! «Один из ведущих выносит
чашу Грааля с налитой в нее жидкостью (это может
быть сок или минеральная вода)». А почему не пиво,
учитывая возрастные, этнические и социальные
особенности подростков? Или кагор по религиозным
канонам? Цинично, да, но зато откровенно!
«Минеральная вода, сок» — это «то, не знаю что»?
То, ради чего было организовано данное
соревнование? Святой Грааль — это скорее
материальное, чем что-то, наполненное
индивидуальным смыслом, опытом, переживаниями?
Не упрощаем ли мы святое и сакральное до
примитивизма, психологи и психологини? Даже ниже
уровня Индианы Джонса — кумира многих
подростков в фильме «Индиана Джонс и последний
крестовый поход».
Ну и причинно-следственные связи в данной игре
последовательно приводят ее участников к
окончательным словам ведущего: «Проходил, —
отвечает ему сердце. — Но так и не прошел».
Конечно, дальнейшая судьба этих подростков
«научит их тому, что они не пожелали усвоить
сразу». Но были ли созданы адекватные условия для
этого?
Н.Н. АНДРЕЕВА,
к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики
Чувашского республиканского института
образования
Очень хочется, искренне улыбаясь, ответить на
Ваше интересное и яркое письмо.
Прежде всего, давайте определимся с жанром
нашего разговора. Мы опубликовали материал,
присланный на конкурс (в разделе «Игротека», а не
в разделе «Шедевры игротеки»), — он показался нам
интересным и заслуживающим внимания. Вы заметили
его и нашли время для того, чтобы сформулировать
свое мнение. Одно это говорит о том, что «В
поисках святого Грааля» — действительно
неординарная работа, заслуживающая
внимательного прочтения и серьезного
методического разбора. Более того, она может
стать своеобразным примером для рассмотрения
целого ряда вопросов. Думается, такой подход
будет полезен и ее авторам, и читателям. Итак,
конкретная игра и далеко идущие выводы...
Использование глубокой, ценностно окрашенной
метафоры в работе с детьми — идея не новая и в
современной практике широко используемая. В
случае успешного содержательного и
технологического наполнения такая идея
позволяет вести работу на двух уровнях —
«навыковом» и ценностном, а это значит, что
создается возможность как для развития
определенных психологических умений участников,
так и для личностного, не побоюсь этого слова —
духовного развития. И в этом смысле обращение
авторов к метафоре святого Грааля оправданно и
перспективно.
Другое дело, что чем глубже идея, тем тоньше,
деликатнее, изящнее должно быть ее исполнение на
уровне процесса, процедур и итога. Данная
конкретная игра в этом плане не совершенна.
Хорошо вписываются в идею менестрели с их
мыслями о добродетели, рыцарский турнир, загадки
Мерлина. Странно и даже нелепо выглядят на этом
фоне упражнения «Автобус» (рыцарский?!),
«Заколдованный круг» (известное упражнение
«Вырвись из круга») и ряд других тренинговых
процедур. Несомненно, стоило быть критичнее в
отборе конкретных методических приемов. Но сама
попытка работы с подростками на более глубоком
уровне вызывает только уважение.
Что касается «коллективной беготни» и
внутренней работы подростка, то я бы не стала их
так резко противопоставлять. Групповой процесс,
как свидетельствует мировой опыт психотерапии, в
том числе — экзистенциально-феноменологического
ее направления, не является препятствием на пути
внутреннего осмысления метафоры, обращения к
своему личному опыту и т.д. Напротив, он может
служить поддержкой и опорой такого процесса.
Особенно в подростковом возрасте, когда
внутренний диалог еще слаб и неустойчив.
Как мне кажется, нам, например, удалось
совместить коллективную форму работы и личное
осмысление предложенной ситуации в нашей игре-драме
«Звездные перекрестки»: смотрителей станции в
ней может быть до 25 человек, но между тем каждым
участником ситуация осмысливается как только
его, уникальная судьба. Опять-таки все упирается
в технологии, которые применяют создатели игры.
В игре «В поисках...» авторам иногда удается
удержать уникальное сочетание коллективности и
личного выбора, а иногда нет. Тоже серьезный
момент для совершенствования игры. И
соревнование из этой игры нужно убрать, в этом я
совершенно согласна с коллегой. Зачем оно? Такое
впечатление, что авторы не поверили в то, что
подросткам будет интересно предложенное действо
само по себе, без внешних мотивационных костылей
в виде межгрупповой конкуренции. Все просто:
разделились по определенному принципу на два
рыцарства и пошли каждый своей дорогой... А в
конце обменялись впечатлениями, итогами и
выводами.
Согласна я и с тем, что патетика последних этапов
игры (сцена с башнями, завершающий текст)
выглядит притянутой, извините, за уши к
предыдущему игровому процессу. У меня возникло
ощущение, что в ходе выполнения упражнений
участники «сползают» с уровня, заданного
метафорой. Не думают они о поисках себя и своих
жизненных смыслов, проходя батарею упражнений на
командообразование и сплочение! Нужны
специальные процедуры и усилия ведущих, для того
чтобы ценностно окрашенный, патетический финал
отозвался в сердцах 14-летних мальчишек и
девчонок.
Я знаю это наверняка, мы столкнулись с такой
проблемой при конструировании игровой оболочки
«Мир хаоса»: очень важно сделать так, чтобы идея
игры протянулась ниточкой от начала до конца и не
потерялась за переживаниями и событиями
отдельных ее этапов. Такой работы я не увидела в
сценарии. Но при этом я не согласна с тем, что
процедура пития сока из «как бы Грааля»
заслуживает такого сарказма. Вполне культурно
приемлемая процедура, хотя и не очень
гигиеничная...
«Поиск святого Грааля» — редкая в нашей школьной
практике попытка вести развивающую
психологическую работу с детьми
культурологическими средствами. И этим опыт
наших коллег замечателен, заслуживает
всяческого уважения. Да, он не совершенен. К
метафоре — особенно ТАКОЙ! — нужно относиться
бережно, не разменивая ее на мелочи. Нужно
выбирать: или тренинг социальных навыков, или
глубокая работа со смыслами отношений и
собственной жизни.
Авторы попытались совместить «два в одном», что
снизило качество исполнения. Зато появился
замечательный материал для осмысления
созданного и профессионального роста. Как у
самих авторов, так и у нас, читателей. Спасибо за
это им и Вам, уважаемая коллега.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|