Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2004


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

В нашей газете в № 29, 30, 31 была опубликована присланная на конкурс
из Удмуртии игра А. Ожгибесовой и Л. Тельновой
«В поисках святого Грааля».
Вот какое письмо мы получили по поводу этого материала.

...И все-таки хочется, вежливо улыбаясь, высказать несколько слов о шедевре игротеки «Школьного психолога» «В поисках святого Грааля».
Цитирую: «Главная цель — первыми добраться до финиша и «найти то, не знаю что». То есть цель игры — не внутренняя работа подростка со значимой метафорой, а очередное соревнование (здоровое ли?). Поиск святого Грааля (скажем, собственной Самости) превратился в коллективную «беготню» (пусть и сплоченную) вместо глубинного процесса в индивидуальном темпе работы над собой. Как же услышать в толпе то, «что нужно» на пути к мудрости? И здесь я процитирую слова Эпиктета вслед за авторами игры: «Человек принадлежит к толпе, пока сваливает вину на других; он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным».
О ходе игры. Форма — соревнование между командами, назовем их «рыцарствами». А что есть соревнование? Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому? Этого хотели добиться (неосознанно, естественно) авторы данной игры? Через систему неэффективного педагогического поощрения с опорой на такие внешние стимулы, как расчет на победу в соревновании и похвала?
А результат игры каков?! «Один из ведущих выносит чашу Грааля с налитой в нее жидкостью (это может быть сок или минеральная вода)». А почему не пиво, учитывая возрастные, этнические и социальные особенности подростков? Или кагор по религиозным канонам? Цинично, да, но зато откровенно!
«Минеральная вода, сок» — это «то, не знаю что»? То, ради чего было организовано данное соревнование? Святой Грааль — это скорее материальное, чем что-то, наполненное индивидуальным смыслом, опытом, переживаниями? Не упрощаем ли мы святое и сакральное до примитивизма, психологи и психологини? Даже ниже уровня Индианы Джонса — кумира многих подростков в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход».
Ну и причинно-следственные связи в данной игре последовательно приводят ее участников к окончательным словам ведущего: «Проходил, — отвечает ему сердце. — Но так и не прошел». Конечно, дальнейшая судьба этих подростков «научит их тому, что они не пожелали усвоить сразу». Но были ли созданы адекватные условия для этого?

Н.Н. АНДРЕЕВА,
к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики
Чувашского республиканского института образования

Очень хочется, искренне улыбаясь, ответить на Ваше интересное и яркое письмо.
Прежде всего, давайте определимся с жанром нашего разговора. Мы опубликовали материал, присланный на конкурс (в разделе «Игротека», а не в разделе «Шедевры игротеки»), — он показался нам интересным и заслуживающим внимания. Вы заметили его и нашли время для того, чтобы сформулировать свое мнение. Одно это говорит о том, что «В поисках святого Грааля» — действительно неординарная работа, заслуживающая внимательного прочтения и серьезного методического разбора. Более того, она может стать своеобразным примером для рассмотрения целого ряда вопросов. Думается, такой подход будет полезен и ее авторам, и читателям. Итак, конкретная игра и далеко идущие выводы...
Использование глубокой, ценностно окрашенной метафоры в работе с детьми — идея не новая и в современной практике широко используемая. В случае успешного содержательного и технологического наполнения такая идея позволяет вести работу на двух уровнях — «навыковом» и ценностном, а это значит, что создается возможность как для развития определенных психологических умений участников, так и для личностного, не побоюсь этого слова — духовного развития. И в этом смысле обращение авторов к метафоре святого Грааля оправданно и перспективно.
Другое дело, что чем глубже идея, тем тоньше, деликатнее, изящнее должно быть ее исполнение на уровне процесса, процедур и итога. Данная конкретная игра в этом плане не совершенна. Хорошо вписываются в идею менестрели с их мыслями о добродетели, рыцарский турнир, загадки Мерлина. Странно и даже нелепо выглядят на этом фоне упражнения «Автобус» (рыцарский?!), «Заколдованный круг» (известное упражнение «Вырвись из круга») и ряд других тренинговых процедур. Несомненно, стоило быть критичнее в отборе конкретных методических приемов. Но сама попытка работы с подростками на более глубоком уровне вызывает только уважение.
Что касается «коллективной беготни» и внутренней работы подростка, то я бы не стала их так резко противопоставлять. Групповой процесс, как свидетельствует мировой опыт психотерапии, в том числе — экзистенциально-феноменологического ее направления, не является препятствием на пути внутреннего осмысления метафоры, обращения к своему личному опыту и т.д. Напротив, он может служить поддержкой и опорой такого процесса. Особенно в подростковом возрасте, когда внутренний диалог еще слаб и неустойчив.
Как мне кажется, нам, например, удалось совместить коллективную форму работы и личное осмысление предложенной ситуации в нашей игре-драме «Звездные перекрестки»: смотрителей станции в ней может быть до 25 человек, но между тем каждым участником ситуация осмысливается как только его, уникальная судьба. Опять-таки все упирается в технологии, которые применяют создатели игры.
В игре «В поисках...» авторам иногда удается удержать уникальное сочетание коллективности и личного выбора, а иногда нет. Тоже серьезный момент для совершенствования игры. И соревнование из этой игры нужно убрать, в этом я совершенно согласна с коллегой. Зачем оно? Такое впечатление, что авторы не поверили в то, что подросткам будет интересно предложенное действо само по себе, без внешних мотивационных костылей в виде межгрупповой конкуренции. Все просто: разделились по определенному принципу на два рыцарства и пошли каждый своей дорогой... А в конце обменялись впечатлениями, итогами и выводами.
Согласна я и с тем, что патетика последних этапов игры (сцена с башнями, завершающий текст) выглядит притянутой, извините, за уши к предыдущему игровому процессу. У меня возникло ощущение, что в ходе выполнения упражнений участники «сползают» с уровня, заданного метафорой. Не думают они о поисках себя и своих жизненных смыслов, проходя батарею упражнений на командообразование и сплочение! Нужны специальные процедуры и усилия ведущих, для того чтобы ценностно окрашенный, патетический финал отозвался в сердцах 14-летних мальчишек и девчонок.
Я знаю это наверняка, мы столкнулись с такой проблемой при конструировании игровой оболочки «Мир хаоса»: очень важно сделать так, чтобы идея игры протянулась ниточкой от начала до конца и не потерялась за переживаниями и событиями отдельных ее этапов. Такой работы я не увидела в сценарии. Но при этом я не согласна с тем, что процедура пития сока из «как бы Грааля» заслуживает такого сарказма. Вполне культурно приемлемая процедура, хотя и не очень гигиеничная...
«Поиск святого Грааля» — редкая в нашей школьной практике попытка вести развивающую психологическую работу с детьми культурологическими средствами. И этим опыт наших коллег замечателен, заслуживает всяческого уважения. Да, он не совершенен. К метафоре — особенно ТАКОЙ! — нужно относиться бережно, не разменивая ее на мелочи. Нужно выбирать: или тренинг социальных навыков, или глубокая работа со смыслами отношений и собственной жизни.
Авторы попытались совместить «два в одном», что снизило качество исполнения. Зато появился замечательный материал для осмысления созданного и профессионального роста. Как у самих авторов, так и у нас, читателей. Спасибо за это им и Вам, уважаемая коллега.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук