БЕЗОПАСНА ЛИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА?
Психологи из 20
регионов России 27–28 ноября в очередной раз
собрались на берегах Невы на Всероссийскую
конференцию «Психологическая культура и
психологическая безопасность в образовании».
Организаторами этого мероприятия выступили
Министерство образования России,
Психологический институт РАО, Российский
государственный педагогический университет им.
А.И. Герцена, Московский городской
психолого-педагогический университет, Комитет
по образованию Санкт-Петербурга и Департамент
образования г. Москвы. Из Москвы приехала
внушительная делегация, состоящая из ученых,
представителей Департамента образования и
директоров психологических центров.
В рамках конференции прошло совещание
Министерства образования РФ с ответственными за
деятельность службы практической психологии в
органах управления образованием субъектов РФ на
тему «Совершенствование научно-методического и
информационного обеспечения деятельности
службы практической психологии». Состоялся
также симпозиум «Взаимодействие структурных
элементов службы практической психологии
образования в условиях модернизации столичного
образования».
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ
Программа самой конференции состояла из
пленарного заседания, а также нескольких секций
и круглых столов, где предлагалось обсудить
различные проблемы, связанные с безопасностью и
культурой в образовании.
Прочитав программку, я увидела многие до боли
знакомые имена, без которых не обходится в
последнее время ни один форум психологов
образования. Перемещаются лишь декорации и
контексты, а фигуры остаются.
Приветствовали участников конференции два
академика РАО. Первым, на правах хозяина,
выступил проректор по научной работе РГПУ им. А.И.
Герцена В.В. Лаптев. Он сказал, что ему приятно
наконец-то видеть представителей двух столиц (а
соответственно, и двух научных школ) в качестве
не соперников, а партнеров.
От имени психологов Москвы к собравшимся
обратился директор Психологического института
РАО и ректор МГППУ В.В. Рубцов. Он отметил, что на
всех прошедших в этом году психологических
мероприятиях неизбежно вставал вопрос о
психологической культуре и психологической
безопасности. И разработка этой проблемы как раз
и способствовала объединению московских и
питерских психологов.
Пленарное заседание началось с выступления И.М.
Каманова (начальник отдела практической
психологии и охраны здоровья детей
Минобразования России), который отметил, что
возлагает на это комплексное мероприятие
большие надежды. Это относится как к
актуальности ее тематики, так и к
запланированному на второй день работы
конференции совещанию, в рамках которого
предполагается определить, какие конкретные
шаги следует предпринять субъектам федерации
для реализации решения коллегии Министерства
образования о развитии психологической службы в
стране.
Ряд из уже начатых и запланированных на
ближайшее время мероприятий Игорь Михайлович
перечислил. Во-первых, подводятся итоги
всероссийского конкурса индивидуально
ориентированных коррекционных программ.
Завершить его планируется в декабре. До нового
года должно завершиться окончательное
формирование координационного совета по
психологии в рамках Министерства образования.
Следующей большой задачей Игорь Михайлович
считает создание научно-методических и
информационных центров практической психологии
в каждом федеральном округе.
КУЛЬТУРУ — В МАССЫ!
Тематика дальнейших выступлений имела самое
непосредственное отношение к тематике
конференции. Декан психологического факультета
РГПУ им. А.И. Герцена В.В. Семикин выступил с
большим (я бы даже сказала программным) докладом
«Психологическая культура: сущность и
проявления».
Виктор Васильевич убежден, что сейчас, на рубеже
веков, психология становится неотъемлемой
частью общественной жизни. Причем это явление не
случайное и временное, а естественное и
закономерное. Оно связано с кардинальными
изменениями социально-экономической ситуации в
стране, развитием процессов демократизации и
гуманизации, с фундаментальной потребностью
людей в безопасности и защищенности.
Зрелая психологическая культура видится
докладчику как «одно из наиболее гармоничных
психологических образований», которое является
«механизмом эффективной и продуктивной
адаптации человека в социуме, доминантой
психологического здоровья и фактором качества
любой человеческой деятельности, в том числе и
образовательной».
Формирование психологической культуры, считает
В.В. Семикин, стало результатом большой
внутренней работы человека «по сопряжению и
гармонизации собственных жизненных интересов и
потребностей с интересами окружающего мира и
социума».
Другой представитель РГПУ — И.А. Баева (профессор
кафедры психологии развития и образования)
посвятила свое выступление проблемам
психологической безопасности. По мнению Ирины
Александровны, речь здесь должна идти о
психологической защищенности человека.
Необходимо рассматривать несколько ее уровней,
начиная от социальной среды, в которой находится
человек, кончая его непосредственным окружением.
Крайне важно, чтобы образовательная среда, в
которой существует ребенок, была дружественной и
свободной от психологического насилия.
Выступление И.В. Дубровиной (зав. лабораторией
Психологического института РАО) называлось
«Школьное психологическое образование как
фактор становления психологической культуры в
обществе». Ирина Владимировна заметила, что
человек не может существовать без культуры и что
именно образование ответственно за приобщение
ребенка к культуре, причем не столько к знаниям,
сколько к духовным ценностям.
Психологическим знаниям здесь отводится особая
роль, но изучение психологии в школе не
предусмотрено. Может быть, этим и объясняется
низкая психологическая культура населения?
Статья опубликована при
поддержке ремонтно-строительной компании «Русмастер». Компания предлагает Вам ремонт
по дизайн проектам, ремонт сан узлов, туалетов, ванной комнаты, кухни, косметический
ремонт, ремонт квартир под ключ в Санкт-Петербурге. Гарантия качества, выполнение в
срок, доступные цены, гибкий график оплаты. Узнать подробнее о компании, цены и
контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://rusmaster.spb.ru/
НА ГРАНИ РИСКА
Выступившая следом Л.А. Регуш (зав. кафедрой
психологии развития и образования РГПУ) была еще
более категорична. Она считает, что современная
ситуация в образовании сродни катастрофе и
предотвратить ее может кардинальное изменение
политики по отношению к образованию.
Сейчас существует множество опасностей, которым
подвергаются дети, переступая порог школы.
Психологическая некомпетентность учителя может
привести к тому, что будет нарушено психическое
здоровье ребенка и сведены на нет его
естественные познавательные потребности. Кроме
того, дети подвергаются риску из-за противоречий
между требованиями к содержанию учебного
процесса и возможностями большинства учеников.
Находясь в ситуации неуспеха, дети теряют
интерес к учебному процессу. Отсюда — большое
количество школьников, не желающих учиться.
Необходима психологическая экспертиза всего
учебного процесса.
Более широко смотрит на проблему
психологической безопасности В.Н. Панферов (зав.
кафедрой психологии человека РГПУ). Ее
отсутствие приводит к унижению личного
достоинства, что, в свою очередь, приводит к тому,
что многие возможности человека не реализуются.
Докладчик с сожалением отметил: наше
социокультурное и историческое развитие привело
к тому, что особенностью национальной психологии
стала «повышенная амбициозность личности».
Неумение достигать согласия в межличностном
взаимодействии сказалось и на системе
практической психологии, развитию которой
«мешала амбициозность собственных же коллег».
Ориентированными на педагогическую практику, а
потому более яркими и конкретными были
выступления Л.С. Колмогоровой (зав. кафедрой
педагогики и психологии начального образования
Барнаульского государственного педагогического
университета), которая рассказала о результатах
эксперимента по повышению психологической
культуры учащихся различных возрастных
категорий, и Н.И. Исаевой (зав. кафедрой
психологии развития и консультативной
психологии Белгородского государственного
университета) «Психологическая культура в
структуре профессиональной культуры психолога
образования».
ПОРА ВООРУЖАТЬСЯ?
Следующей составной частью конференции стал
симпозиум, посвященный развитию службы
практической психологии образования в условиях
модернизации столичного образования
(организаторы имели в виду прежде всего Москву).
Хотя проблемы, которые поднимали выступающие,
были актуальны не только для гостей из больших
городов, но и для всех присутствующих. Вначале
слово было предоставлено хозяевам. В.П.Иванова
(ведущий специалист Комитета по образованию
Санкт-Петербурга) поделилась опытом
взаимодействия структурных элементов службы
практической психологии в системе образования
северной столицы.
Неожиданно резким и эмоциональным стало
выступление В.В. Рубцова, который камня на камне
не оставил от грядущей реформы образования,
которая, по его мнению, приведет к уничтожению
всех зачатков психологической культуры в школе.
Спасти положение, сказал он, может введение
преподавания психологии в школе, а также
подготовка кадров для работы с детьми и
взрослыми, включающая обучение их эффективным
технологиям взаимодействия. «Я берусь за
пистолет, когда мне говорят, что в
образовательных учреждениях не должно быть
практических психологов!» — заявил идеолог
московской психологической службы и
резюмировал: «Пока психологическая культура не
войдет в плоть и кровь системы образования,
никакая модернизация ей не поможет!»
В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
Работа продолжилась на секционных заседаниях и
круглых столах. Секций было две —
«Психологическая культура в социальном
взаимодействии и образовательных процессах»,
«Психологическая безопасность в обществе и
образовании. Охрана детства как психологическая
проблема».
Я выбрала секцию, на которой обсуждались
проблемы психологической культуры (ее ведущими
были И.В. Дубровина и В.В. Семикин). И я не пожалела,
поскольку там завязалась самая что ни на есть
настоящая научная дискуссия. Признаюсь, что на
дебатах такого высокого научного уровня мне
доводилось присутствовать крайне редко. Поэтому
подробно о том, что происходило на этой секции, я
расскажу в одном из ближайших номеров «Школьного
психолога».
Думаю, следует познакомить читателей и с тем,
какие вопросы обсуждались на совещании
Министерства образования РФ, проходившем в
рамках конференции.
В целом, организаторы конференции остались
довольны: и три мероприятия «в одном флаконе»
удалось совместить, и «раскрутить» народ на
обсуждение актуальных проблем. Хотя, может быть,
следовало бы вспомнить классика и не впрягать в
одну телегу коня и трепетную лань?
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|