ПРАКТИКА АРТ-ТЕРАПИИ:
ПОДХОДЫ, ДИАГНОСТИКА,
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ
Л.Д. Лебедева
СПб.: Речь, 2003
Ошибкой многих начинающих
психологов является вера в миф о простоте и
доступности арт-терапии. Кажется, чего проще —
дал ребенку в руки бумагу и цветные фломастеры —
и вперед! Но между простым рисованием, пусть даже
на заданную психологом тему, и арт-терапевтическим
воздействием существует огромная разница,
которую не всегда могут осознать даже маститые
психологи.
В своей книге Людмила Лебедева, арт-терапевт с
большим стажем, объясняет, в чем эта разница. Ее,
по мнению автора, надо искать в «осознанном
понимании методологии, теории, в научно
обоснованной практике «психологического
врачевания личности» средствами
художественного творчества».
Первую главу «Введение в теорию арт-терапии»
автор посвящает собственному научному опыту
теоретико-методологического обобщения и
терминологического упорядочения понятийного
аппарата. Именно эта глава, на мой взгляд,
позволяет читателям представить системный
взгляд на арт-терапию не только как на набор
диагностических и коррекционных техник, но и как
на самостоятельную область
психотерапевтической и психокоррекционной
работы.
Проведя глубокий анализ многочисленных
зарубежных и отечественных определений арт-терапии,
Лебедева определяет ее место в общей иерархии
терапии искусством и выстраивает
терминологическое поле арт-терапии. Это
позволяет определить сущность арт-терапевтического
воздействия как «особой области проявления
переноса и контрпереноса», что, по мнению автора,
отличает арт-терапию от простого занятия разными
видами искусства.
Большая часть книги посвящена раскрытию
диагностического и коррекционного арт-терапевтического
потенциала. В главе «Диагностика в арт-терапии»
подробно рассматриваются различные техники,
позволяющие проводить диагностику
психологического состояния и потенциала ребенка.
Нельзя не согласиться с автором, что к занятиям
арт-терапией надо подходить серьезно, а для того
чтобы добиться желаемых результатов, требуется
специально организованное арт-терапевтическое
пространство. Его описанию посвящена отдельная
глава книги.
Читатели получат также полное представление о
формах организации арт-терапевтической работы (групповой
и индивидуальной), а также ответ на сокровенный
вопрос: что отличает арт-терапевтическую сессию
от традиционных форм обучения изобразительному
искусству? Кроме того, Л. Лебедева дает подробное,
пошаговое описание модели арт-терапевтической
сессии, которая может служить ориентиром для
грамотного построения работы.
Значительная часть книги посвящена описанию арт-терапевтических
занятий, которые должны проходить в определенной
системе. Каждое из представленных занятий
является многоцелевым. При этом сами занятия
построены так, что акцент в них смещается в
сторону психопрофилактических, социально-терапевтических,
воспитательных, развивающих и диагностических
задач.
Каждое из занятий сопровождается описанием
целей, задач, основных этапов и процедур, которые
снабжены подробными авторскими комментариями,
иллюстрациями и рекомендациями по их проведению.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|