Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИКА АРТ-ТЕРАПИИ:
ПОДХОДЫ, ДИАГНОСТИКА,
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ

Л.Д. Лебедева
СПб.: Речь, 2003

Ошибкой многих начинающих психологов является вера в миф о простоте и доступности арт-терапии. Кажется, чего проще — дал ребенку в руки бумагу и цветные фломастеры — и вперед! Но между простым рисованием, пусть даже на заданную психологом тему, и арт-терапевтическим воздействием существует огромная разница, которую не всегда могут осознать даже маститые психологи.
В своей книге Людмила Лебедева, арт-терапевт с большим стажем, объясняет, в чем эта разница. Ее, по мнению автора, надо искать в «осознанном понимании методологии, теории, в научно обоснованной практике «психологического врачевания личности» средствами художественного творчества».
Первую главу «Введение в теорию арт-терапии» автор посвящает собственному научному опыту теоретико-методологического обобщения и терминологического упорядочения понятийного аппарата. Именно эта глава, на мой взгляд, позволяет читателям представить системный взгляд на арт-терапию не только как на набор диагностических и коррекционных техник, но и как на самостоятельную область психотерапевтической и психокоррекционной работы.
Проведя глубокий анализ многочисленных зарубежных и отечественных определений арт-терапии, Лебедева определяет ее место в общей иерархии терапии искусством и выстраивает терминологическое поле арт-терапии. Это позволяет определить сущность арт-терапевтического воздействия как «особой области проявления переноса и контрпереноса», что, по мнению автора, отличает арт-терапию от простого занятия разными видами искусства.
Большая часть книги посвящена раскрытию диагностического и коррекционного арт-терапевтического потенциала. В главе «Диагностика в арт-терапии» подробно рассматриваются различные техники, позволяющие проводить диагностику психологического состояния и потенциала ребенка.
Нельзя не согласиться с автором, что к занятиям арт-терапией надо подходить серьезно, а для того чтобы добиться желаемых результатов, требуется специально организованное арт-терапевтическое пространство. Его описанию посвящена отдельная глава книги.
Читатели получат также полное представление о формах организации арт-терапевтической работы (групповой и индивидуальной), а также ответ на сокровенный вопрос: что отличает арт-терапевтическую сессию от традиционных форм обучения изобразительному искусству? Кроме того, Л. Лебедева дает подробное, пошаговое описание модели арт-терапевтической сессии, которая может служить ориентиром для грамотного построения работы.
Значительная часть книги посвящена описанию арт-терапевтических занятий, которые должны проходить в определенной системе. Каждое из представленных занятий является многоцелевым. При этом сами занятия построены так, что акцент в них смещается в сторону психопрофилактических, социально-терапевтических, воспитательных, развивающих и диагностических задач.
Каждое из занятий сопровождается описанием целей, задач, основных этапов и процедур, которые снабжены подробными авторскими комментариями, иллюстрациями и рекомендациями по их проведению.

Ольга РЕШЕТНИКОВА