Правитель одного
маленького европейского графства
покровительствовал... м-м-м... ну, скажем,
астрономии.
Он специально построил новый замок в горах, чтобы
мерклая городская атмосфера не мешала точным
наблюдениям, а грохот повозок на булыжной
мостовой не сотрясал деликатные инструменты. При
его дворе трудились знаменитые ученые из стран
Запада и Востока, первейшие мастера шлифовали
линзы и точили зрительные трубы, лучшие
типографы издавали таблицы эфемерид и затмений.
Его светлость глубоко понимал науку о звездах и
планетах. Он наслаждался музыкой сфер и
гармонией орбит, названиями арабских звезд и
греческих созвездий, точностью измерений и
предсказаний, красотой секстантов и астролябий.
В кружении мерцающего небосклона вокруг Стражей
— Кохаба и Киносуры — он умел видеть и старинную
историю богов и героев, и сиюминутное состояние
климата. Наблюдая за звездами в своей горной
обсерватории, граф чувствовал себя одновременно
центром мироздания, вокруг которого
величественно вращается бесконечная Вселенная,
и мгновением, крошечной точечкой, упрямо
ползущей по оси времени все дальше от древних
богов куда-то в непроглядную даль светлого
будущего.
Надо ли говорить, что все жители графства были
приобщены к этой красоте в обязательном порядке?
Государственные чиновники ежегодно сдавали
квалификационный экзамен, подтверждая умение
мгновенно определять время года и координаты по
рисунку созвездий. Крестьяне и ремесленники
обязаны были вести все свои работы сообразно с
положением звезд на небе, причем делать это
самостоятельно, не прибегая к консультации
ученых мужей. Купцам вменялось в обязанность
финансировать научные изыскания в области
астрономии и вносить часть налогов телескопами и
хронометрами.
Придворные состязались в музыкальных и
поэтических конкурсах, воспевая небесную
механику и самого графа, в неизбывной своей
милости соизволившего преподать ее подданным.
Модно было потешаться над соседями из
приморского княжества, где астрономией
занимались всего лишь несколько звездочетов и
десяток их учеников, имевших к ней сердечную
склонность.
А в нашем графстве все школьники с младых ногтей
изучали карты звездного неба, чертили орбиты,
высчитывали их эксцентриситеты, дежурили у
телескопов и вели дневники наблюдений. Тому, кто
знал все 88 созвездий и умел находить 275 звезд,
имеющих собственное имя, была гарантирована
именная золотая медаль от графа.
Астрономия пронизывала всю повседневную жизнь,
она стала основой державы и поводом для
повседневных разговоров, на нее опирались в
суждениях, с ней сверяли расчеты. Граф до самой
старости гордился тем, что ему удалось построить
государство на истинных духовных ценностях,
поднять своих граждан над рутиной
повседневности и показать черни истинную
внеземную красоту.
К несчастью, ничто не вечно под Луной. Стоило
графу умереть, как его наследник провозгласил
реформы и новый путь. Он перестал платить
жалованье ученым, разогнал типографию, прекратил
конкурсы, а в школьной программе заменил
астрономию экономикой. Обсерваторию тут же
растащили на кирпичи те самые простолюдины,
которые еще недавно на выпускном экзамене
клялись в верности «науке из наук». Уже через
пятнадцать лет никто не мог вспомнить самых азов,
и немногочисленные путешественники были
вынуждены обращаться за картами и координатами к
кому-то из некогда презираемого десятка учеников
в соседнем княжестве.
Но эта история ничему не научила властителей
соседних стран. Они по-прежнему заставляли своих
подданных учиться — для их же блага, конечно. В
одних странах штудировали Закон Божий, а потом
отменяли его и шли громить церкви. В других
сдавали экзамены по иностранному языку, а через
пару лет не могли вымолвить на нем ни слова. В
третьих торжественно клялись строить коммунизм
и вырастали брокерами и дилерами.
Что там у нас планируется в обязательном порядке?
Патриотизм, кажется? Православие? Психология?
Ну-ну...
Марк САРТАН
|