Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

История психологии

А.В. Морозов
М.: Академический Проект,
2003

Чрезвычайно редко возникает ситуация, когда в рецензии на новую книгу в первом же предложении приходится прямо заявлять: НЕ ПОКУПАЙТЕ ЭТУ КНИГУ! Не давайте возможности автору получить незаслуженный гонорар. Не стоит тратить деньги и время на работу, являющуюся откровенным ПЛАГИАТОМ.
Учебное пособие для вузов А.В. Морозова в огромной своей части состоит из беззастенчиво заимствованных у других авторов кусков текста, скомпонованных как бог на душу положит. Так уж случилось, что я очень хорошо знаю текст блестящего учебного пособия «Введение в психологию», написанного И.Б. Гриншпуном. Работы этого замечательного знатока истории психологии широко известны и пользуются заслуженной популярностью — его «Введение в психологию» переиздавалось, наверное, раз пять.
Трудно понять, на что рассчитывал некий А.В. Морозов (неужели правда верил, что никто не заметит?), когда включал в свою книгу не просто предложения или абзацы из работы И.Б.Гриншпуна, а десятки страниц подряд, не утруждая себя кавычками или хотя бы перестановкой слов. Нет! Слово в слово тщательно переписанные рассуждения о психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии... Чтобы не быть голословным, укажу конкретные страницы из книги, авторство коей А.В.Морозов приписывает себе, почти полностью взятые из учебного пособия И.Б. Гриншпуна: 4–6, 9–10, 11–23, 68–72, 86–87, 149–150, 155–157, 160–239, 240–243. Я не занимался специально сопоставлением текста морозовской «Истории психологии» с другими источниками, но у меня есть серьезные подозрения, что жертвами литературного воровства стали и другие известные специалисты.
В последнее время плагиат в психологической литературе превратился в заразную болезнь. Психологи (особенно поп-психологи) ничтоже сумняшеся переписывают друг у друга понравившиеся страницы. Автор этой заметки сам неоднократно натыкался в чужих работах на кусочки, заимствованные из его книг. Но, во-первых, это были совсем небольшие отрывки, а во-вторых, было даже приятно, что твой текст показался кому-то таким симпатичным, что его решили присвоить. Однако, похоже, пришло время более жестко реагировать на плагиат. А Морозов просто вышел за рамки приличия.
Вызывает особенное удивление, что это учебное пособие содержит гриф «Рекомендовано Советом по психологическим наукам УМО университетов РФ». Чрезвычайно огорчает и тот факт, что в качестве рецензентов выступили такие уважаемые и признанные ученые, как академики Е.А. Климов и А.М. Матюшкин. Автор (кстати, кандидат наук, профессор Центра креативной педагогики Московской государственной технологической академии, как указано на обложке) откровенно подвел известнейших, авторитетнейших людей, давших согласие стать рецензентами сего опуса.
Одним словом, НЕ РЕКОМЕНДУЮ приобретать книгу А.В. Морозова.

Игорь ВАЧКОВ