Если ребенок интересуется
только компьютером
О. Шевнина
М.: Эксмо, 2003
В наши дни книги,
написанные психологами для родителей, редко
становятся бестселлерами. Современные родители,
чего греха таить, психологических книг не читают.
Парадокс: тем, кто интересуется книгами о
воспитании, они не очень-то и нужны. Сам по себе
интерес к психологическим закономерностям
детского развития — свидетельство серьезного и
вдумчивого подхода родителей к воспитанию. Но им
такие книги мало помогают, потому что и помощи
особой не требуется: описанные психологами
проблемы и трудности в таких семьях не бывают
очень острыми либо и вовсе не возникают.
Большинство же родителей воспитывают своих
детей как бог на душу положит. А когда набор
собственных иллюзий и предрассудков, именуемый
житейским здравым смыслом, заводит их в тупик,
спешат к тем, кому «по штату положено» решать
детские проблемы, — к психологам. Но редкий
психолог является специалистом по всем
проблемам, с которыми сталкиваются родители.
Поэтому именно ему, психологу, для расширения
своей профессиональной эрудиции и повышения
компетентности книги, адресованные родителям,
оказываются особенно полезны.
Сказанное в полной мере относится к книжной
серии «Популярная психология для родителей»,
выпускаемой издательством «ЭКСМО». Не следует,
разумеется, преувеличивать научную ценность
этих книг — написаны они в расчете на «массового
читателя» и глубиной не отличаются. Тем не менее
их достоинством является умение находить
простые и доходчивые слова, призванные помочь
озадаsченным родителям.
Среди многих книг этой серии, посвященных
довольно банальным проблемам — детской
застенчивости, агрессивности, неискренности и
т.п., особое внимание привлекает книга О. Шевниной
о компьютерной зависимости.
Еще лет десять назад такая книга не могла бы
появиться, ибо сама поднятая в ней проблема была
неведома ни Уотсону, ни Споку, ни прочим корифеям
психологии воспитания. В наши дни компьютерная
одержимость со всеми своими негативными
последствиями приняла массовые масштабы и
выросла до уровня серьезной проблемы. Понятна
озабоченность родителей, чье чадо всем занятиям
предпочитает агрессивные компьютерные игры и
виртуальное общение. Вам приходилось слышать
такие жалобы? И что вы советовали? Как разъясняли
родителям сложившуюся ситуацию?
Если ответы для вас затруднительны, пролистайте
на досуге эту маленькую книжку. Стоит она
недорого и времени на прочтение потребует от
силы полчаса. Как и в других книгах данной серии,
в ней вы не найдете глубокого психологического
анализа проблемы. Но ведь не этого требуют
конкретные психологические ситуации,
возникающие в практике школьного психолога. В
этом случае нужны простые, доходчивые
разъяснения и нехитрые, легко выполнимые советы.
Уж чего-чего, а это вы тут найдете.
Правда, в силу лаконичности жанра в книге просто
не поместились рассуждения о специфике
виртуального общения и особенностях детского,
подросткового восприятия Интернета. Но это —
отдельная обширная тема, требующая новой книги.
Будем надеяться, что и такая появится.
Сергей СТЕПАНОВ
|