Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Если ребенок интересуется
только компьютером

О. Шевнина
М.: Эксмо, 2003

В наши дни книги, написанные психологами для родителей, редко становятся бестселлерами. Современные родители, чего греха таить, психологических книг не читают. Парадокс: тем, кто интересуется книгами о воспитании, они не очень-то и нужны. Сам по себе интерес к психологическим закономерностям детского развития — свидетельство серьезного и вдумчивого подхода родителей к воспитанию. Но им такие книги мало помогают, потому что и помощи особой не требуется: описанные психологами проблемы и трудности в таких семьях не бывают очень острыми либо и вовсе не возникают.
Большинство же родителей воспитывают своих детей как бог на душу положит. А когда набор собственных иллюзий и предрассудков, именуемый житейским здравым смыслом, заводит их в тупик, спешат к тем, кому «по штату положено» решать детские проблемы, — к психологам. Но редкий психолог является специалистом по всем проблемам, с которыми сталкиваются родители. Поэтому именно ему, психологу, для расширения своей профессиональной эрудиции и повышения компетентности книги, адресованные родителям, оказываются особенно полезны.
Сказанное в полной мере относится к книжной серии «Популярная психология для родителей», выпускаемой издательством «ЭКСМО». Не следует, разумеется, преувеличивать научную ценность этих книг — написаны они в расчете на «массового читателя» и глубиной не отличаются. Тем не менее их достоинством является умение находить простые и доходчивые слова, призванные помочь озадаsченным родителям.
Среди многих книг этой серии, посвященных довольно банальным проблемам — детской застенчивости, агрессивности, неискренности и т.п., особое внимание привлекает книга О. Шевниной о компьютерной зависимости.
Еще лет десять назад такая книга не могла бы появиться, ибо сама поднятая в ней проблема была неведома ни Уотсону, ни Споку, ни прочим корифеям психологии воспитания. В наши дни компьютерная одержимость со всеми своими негативными последствиями приняла массовые масштабы и выросла до уровня серьезной проблемы. Понятна озабоченность родителей, чье чадо всем занятиям предпочитает агрессивные компьютерные игры и виртуальное общение. Вам приходилось слышать такие жалобы? И что вы советовали? Как разъясняли родителям сложившуюся ситуацию?
Если ответы для вас затруднительны, пролистайте на досуге эту маленькую книжку. Стоит она недорого и времени на прочтение потребует от силы полчаса. Как и в других книгах данной серии, в ней вы не найдете глубокого психологического анализа проблемы. Но ведь не этого требуют конкретные психологические ситуации, возникающие в практике школьного психолога. В этом случае нужны простые, доходчивые разъяснения и нехитрые, легко выполнимые советы. Уж чего-чего, а это вы тут найдете.
Правда, в силу лаконичности жанра в книге просто не поместились рассуждения о специфике виртуального общения и особенностях детского, подросткового восприятия Интернета. Но это — отдельная обширная тема, требующая новой книги. Будем надеяться, что и такая появится.

Сергей СТЕПАНОВ