Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Справочник психолога
средней школы

О.Н. Истратова,
Т.В. Эксакусто
Ростов н/Д.: Феникс, 2003

Книги издаются для того, чтобы их прочитали, тем не менее не каждая находит своего читателя. Адресат рецензируемой книжки сомнений не вызывает – это психолог, работающий в школе.
Название книги полностью соответствует ее содержанию: это действительно справочное издание (оно и вышло в серии «Справочники») для практических психологов образования. В нем нашлось место и для характеристики организационных аспектов психологической службы, и для изложения конкретных методов работы с детьми, педагогами и родителями.
Целая глава посвящена описанию целей и задач психологической службы в школе, основных видов работы психолога. Авторы не обошли стороной и такой важный вопрос, как документация педагога-психолога. Психолог, только начинающий свою профессиональную карьеру, может смело опереться на почерпнутые из справочника сведения.
Изложению конкретных методик работы с детьми предшествует краткая характеристика возрастных особенностей детей — слишком краткая и достаточно эклектичная (например, на страницах книги соседствуют Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконин), чтобы претендовать на отдельную главу.
Основное место здесь отведено описанию диагностической и коррекционно-развивающей работы психолога в школе. Эта часть книги вызывает некоторые возражения относительно своего содержания, так как по сути представляет собой изложение отобранных из литературных источников (на что есть соответствующие ссылки) методик и порядка обработки полученных данных. Чтобы провести обследование детей по этим методикам и посчитать баллы и проценты, никакого специального психологического образования просто не нужно. Психологические проблемы, которые призван решать психолог в школе, не выделены, и таким образом вопрос «зачем?» подменяется вопросом «как?» В результате создается впечатление, что данное издание предназначено не профессиональным психологам, а всем желающим провести психологическое обследование.
Знакомство с методами обследования абсолютно необходимо психологу, но явно недостаточно, так как непонятно, чем должен руководствоваться психолог при выборе метода.
При описании коррекционных занятий недостаток, о котором идет речь, нивелируется, и авторы объясняют, на что направлено то или иное занятие и какого результата следует от него ожидать.
В связи со всем сказанным книга может быть полезна психологам, уже имеющим опыт работы в школе, но желающим расширить арсенал используемых методов.
Справочник будет полезен не только педагогам-психологам, но специалистам, преподающим психологию старшеклассникам. В нем приводится программа курса «Психология для старшеклассников» и даются методические разработки отдельных занятий.
В целом данная книга может быть рекомендована как одно из пособий для практикующих психологов, способных критически оценить ее сильные и слабые стороны.

Марина СТЕПАНОВА