Справочник психолога
средней школы
О.Н. Истратова,
Т.В. Эксакусто
Ростов н/Д.: Феникс, 2003
Книги издаются для того, чтобы их прочитали, тем
не менее не каждая находит своего читателя.
Адресат рецензируемой книжки сомнений не
вызывает – это психолог, работающий в школе.
Название книги полностью соответствует ее
содержанию: это действительно справочное
издание (оно и вышло в серии «Справочники») для
практических психологов образования. В нем
нашлось место и для характеристики
организационных аспектов психологической
службы, и для изложения конкретных методов
работы с детьми, педагогами и родителями.
Целая глава посвящена описанию целей и задач
психологической службы в школе, основных видов
работы психолога. Авторы не обошли стороной и
такой важный вопрос, как документация
педагога-психолога. Психолог, только начинающий
свою профессиональную карьеру, может смело
опереться на почерпнутые из справочника
сведения.
Изложению конкретных методик работы с детьми
предшествует краткая характеристика возрастных
особенностей детей — слишком краткая и
достаточно эклектичная (например, на страницах
книги соседствуют Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконин), чтобы
претендовать на отдельную главу.
Основное место здесь отведено описанию
диагностической и коррекционно-развивающей
работы психолога в школе. Эта часть книги
вызывает некоторые возражения относительно
своего содержания, так как по сути представляет
собой изложение отобранных из литературных
источников (на что есть соответствующие ссылки)
методик и порядка обработки полученных данных.
Чтобы провести обследование детей по этим
методикам и посчитать баллы и проценты, никакого
специального психологического образования
просто не нужно. Психологические проблемы,
которые призван решать психолог в школе, не
выделены, и таким образом вопрос «зачем?»
подменяется вопросом «как?» В результате
создается впечатление, что данное издание
предназначено не профессиональным психологам, а
всем желающим провести психологическое
обследование.
Знакомство с методами обследования абсолютно
необходимо психологу, но явно недостаточно, так
как непонятно, чем должен руководствоваться
психолог при выборе метода.
При описании коррекционных занятий недостаток, о
котором идет речь, нивелируется, и авторы
объясняют, на что направлено то или иное занятие
и какого результата следует от него ожидать.
В связи со всем сказанным книга может быть
полезна психологам, уже имеющим опыт работы в
школе, но желающим расширить арсенал
используемых методов.
Справочник будет полезен не только
педагогам-психологам, но специалистам,
преподающим психологию старшеклассникам. В нем
приводится программа курса «Психология для
старшеклассников» и даются методические
разработки отдельных занятий.
В целом данная книга может быть рекомендована
как одно из пособий для практикующих психологов,
способных критически оценить ее сильные и слабые
стороны.
Марина СТЕПАНОВА
|