Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2004
Диагностику как ни ругай, а все же в работе школьного психолога от нее никуда не уйдешь. А какая диагностика без тестов? Правильно — никакой. Следовательно, неудивительно, что каждый школьный психолог любовно собирает собственную библиотечку тестов.
Между тем это никогда не было легким делом. Среди авторов тестовых методик распространено какое-то священно-эзотерическое отношение к собственной научной продукции. То есть принято считать, что тесты надо бережно хранить от посторонних глаз и ни в коем случае не давать в руки непосвященным. В противном случае методики теряют свою волшебную силу, как святыня, оскверненная прикосновением рук неверного.
Мне не раз приходилось сталкиваться с такой позицией в ответ на просьбу предоставить тесты для «Школьного психолога». «Как? Публиковать в открытой печати? Даже нельзя себе представить!» — в благоговейном ужасе отвечали ревнители тестовой чистоты.
Вот только почему-то никакое благочестие не мешало им же отдавать свои работы в книжные издательства. Так что теперь их фамилии гордо красуются на книжных полках открытого доступа в любом книжном магазине. Вся тестовая классика доступна по сходной цене любому обывателю вместе с бестселлерами типа «Как разбогатеть быстро и счастливо» и «В постели с любимым».
В общем, как это часто бывает, охрана от посторонних затруднила вход для своих, а чужие легко проникают через дырку в заборе.
Беда еще в том, что издательства не удовлетворяются именитыми авторами и не гнушаются откровенными поделками, наспех сляпанными из не слишком доброкачественного материала. Да и культурой наше книгоиздание пока не блещет, предпочитая экономить на вычитке, корректуре и сверке. В результате искажение стимульного материала или процедуры обработки стало совершенно обычным делом.
Так что я хорошо понимаю, почему у мэтров чешутся руки сертифицировать публикуемые методики. Но давайте взглянем на эту проблему с другой стороны.
В стране существуют Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, МГУ, Санкт-Петербургский университет, педагогические университеты в Москве, Питере, Ярославле и многие другие научные учреждения, фантастические по своему потенциалу. Сделанного ими за многие годы плодотворной работы (не прекращающейся, кстати, и сейчас) более чем достаточно, чтобы обеспечить психологов качественными, выверенными тестами.
Я хотел бы обратиться к мэтрам от имени многотысячной армии психологов образования. Может быть, не надо ничего сертифицировать? Может быть, не стоит повышать качество книгоиздания путем запретов и допусков? Ведь корень проблемы именно в вашем нежелании публиковать тестовый материал высокого качества.
Откройте сейфы и шкафы, дайте возможность пользоваться своими разработками, и они мгновенно вытеснят те поделки, от которых вы хотите нас оградить!
Марк САРТАН