Диагностику как ни
ругай, а все же в работе школьного психолога от
нее никуда не уйдешь. А какая диагностика без
тестов? Правильно — никакой. Следовательно,
неудивительно, что каждый школьный психолог
любовно собирает собственную библиотечку тестов.
Между тем это никогда не было легким делом. Среди
авторов тестовых методик распространено какое-то
священно-эзотерическое отношение к собственной
научной продукции. То есть принято считать, что
тесты надо бережно хранить от посторонних глаз и
ни в коем случае не давать в руки непосвященным. В
противном случае методики теряют свою волшебную
силу, как святыня, оскверненная прикосновением
рук неверного.
Мне не раз приходилось сталкиваться с такой
позицией в ответ на просьбу предоставить тесты
для «Школьного психолога». «Как? Публиковать в
открытой печати? Даже нельзя себе представить!»
— в благоговейном ужасе отвечали ревнители
тестовой чистоты.
Вот только почему-то никакое благочестие не
мешало им же отдавать свои работы в книжные
издательства. Так что теперь их фамилии гордо
красуются на книжных полках открытого доступа в
любом книжном магазине. Вся тестовая классика
доступна по сходной цене любому обывателю вместе
с бестселлерами типа «Как разбогатеть быстро и
счастливо» и «В постели с любимым».
В общем, как это часто бывает, охрана от
посторонних затруднила вход для своих, а чужие
легко проникают через дырку в заборе.
Беда еще в том, что издательства не
удовлетворяются именитыми авторами и не
гнушаются откровенными поделками, наспех
сляпанными из не слишком доброкачественного
материала. Да и культурой наше книгоиздание пока
не блещет, предпочитая экономить на вычитке,
корректуре и сверке. В результате искажение
стимульного материала или процедуры обработки
стало совершенно обычным делом.
Так что я хорошо понимаю, почему у мэтров чешутся
руки сертифицировать публикуемые методики. Но
давайте взглянем на эту проблему с другой
стороны.
В стране существуют Институт психологии РАН,
Психологический институт РАО, МГУ, Санкт-Петербургский
университет, педагогические университеты в
Москве, Питере, Ярославле и многие другие научные
учреждения, фантастические по своему потенциалу.
Сделанного ими за многие годы плодотворной
работы (не прекращающейся, кстати, и сейчас) более
чем достаточно, чтобы обеспечить психологов
качественными, выверенными тестами.
Я хотел бы обратиться к мэтрам от имени
многотысячной армии психологов образования.
Может быть, не надо ничего сертифицировать? Может
быть, не стоит повышать качество книгоиздания
путем запретов и допусков? Ведь корень проблемы
именно в вашем нежелании публиковать тестовый
материал высокого качества.
Откройте сейфы и шкафы, дайте возможность
пользоваться своими разработками, и они
мгновенно вытеснят те поделки, от которых вы
хотите нас оградить!Марк САРТАН
|
|
|