Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СЛЕД ПЕЧАЛИ

Из цикла статей
«Психодиагностика и коррекция
в сказкотерапии»

СКАЗКА ХРИСТИНЫ

В прошлой статье (см. «Школьный психолог», № 1/ 2004.Ред.) мы обсуждали схему психологического анализа авторской сказки. Сегодня проиллюстрируем схему примером. Итак, сказка шестнадцатилетней Христины.
В давнем прошлом на берегу Атлантического океана была построена белоснежная вилла, предназначенная для девушки Жанны ее родителями. Родители — «голубая кровь», аристократы, интеллигенты. Дочь свою они отдали на воспитание в монастырь, где она жила до 18 лет. В день встречи родители забрали дочь из монастыря и отвезли в новый дом, построенный специально для нее. Жанна, впрочем, так же как и ее родители, обладала добротой, но не обычной добротой, а безудержной, безмерной и беспредельной. Добротой, у которой не хватало рук давать. Добротой, доведенной чуть ли не до порока.
Оставшись на первый месяц с дочерью в ее новом поместье, родители познакомили Жанну с ее новыми соседями. Прекрасным, если можно так сказать, а о Висмутах так сказать было можно, изысканным семейством. Так как они были из одного социального сословия, общества, они довольно быстро нашли общий язык. Семейство Висмутов состояло из отца — барона, матери, мадмуазель Аделаиды и двух сыновей — Жюльена и Пьера.
Жанна, жившая в заточении столько лет, с каждой минутой все больше ожидала прекрасного чувства, именуемого любовью. Она все время грезила о ней, представляла себе своего избранника, думала, какой он будет. И в первую встречу с Жюльеном она поняла — это он, тот, о ком она думала и мечтала. За ужином их взгляды несколько раз скрещивались, и им обоим доставляло это безумное наслаждение.
По прошествии двух месяцев Жанна и Жюльен поженились. Все шло прекрасно, пока Жюльен, обожатель воды, не вышел в море на своем паруснике, после этого он пропал.
Наверное, надо было раньше упомянуть, что родители были против этого брака. Они предпочли бы в мужья своей дочери брата Жюльена — Пьера, который также был влюблен в Жанну.
После того как Жюльен пропал и Жанна не слышала и не видела его два дня, она чуть не дошла до безумия, ожидая его и сидя целыми днями и ночами у окна, с прекрасным видом на море... И тут вдруг, стоило Жанне на несколько минут отлучиться от своего, ставшего привычным, занятия, как стук в дверь заставил ее вздрогнуть, и нож, находящийся у нее в руках, упал и впился ей в ногу, оттуда начала сочиться кровь. Но ей было все равно, так как она чувствовала, что за дверью стоит он. Он был истерзан и измучен, но ему хватило сил рассказать ей о том, что похитить его — была идея ее родителей и его брата.
Так они и сидели у греющего камина, совсем ненужного им, так как у них была любовь, согревающая их впоследствии на протяжении долгих зимних вечеров еще много-много лет.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СКАЗКИ

1. ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ
Сказка оставляет романтическое «послевкусие», ощущение грусти и след от перенесенных переживаний. В последней фразе сказки есть ощущение перспективы, однако это обстоятельство не стирает след печали.
Подобное энергоинформационное поле свидетельствует о том, что ощущение перспективы на данный момент воображаемо, актуальным же переживанием является тревога. Такая картина уже может быть показанием для психологической работы.

2. СЮЖЕТ
Сюжет сказки содержит довольно распространенные мотивы: пуританское воспитание в монастыре, одиночество, мечта о любви, кратковременное счастье возлюбленных, разлука, предательство близких, счастливое воссоединение. Данный сюжет отражает бессознательное представление автора о динамике взаимоотношений с партнером, является неким сценарием событий. Для нас важно разобраться, какие события в этом сценарии являются разрушительными, а какие способствуют развитию.
На первый взгляд самым негативным событием является неожиданное расставание Жанны и Жюльена. Однако мотив расставания супругов и последующего их воссоединения является одним из важнейших сюжетов волшебных сказок. Вспомним Золушку и Принца, Психею и Амура, Царевну-лягушку и Ивана. В период разлуки героев происходит их автономный рост. Одним для этого требуются годы и масса испытаний, для других достаточно несколько дней. Но независимо от времени герои изменяются внутренне.
Таким образом, в сюжете сказки Христины представлен архетип разлуки, которая меняет героев: с одной стороны, они становятся самодостаточными и независимыми друг от друга; с другой стороны, именно благодаря этому глубже понимают ценность друг друга. Поэтому не будем торопиться определять самый драматичный эпизод сказки как негативный, — ведь если понять его глубинное значение, окажется, что он способствует росту.
В сказке Христины описаны только трагические переживания разлуки. Это естественно, ведь в жизненном опыте девушки еще недостаточно оснований для понимания и принятия глубинного смысла расставания с любимым. Одна из задач сказкотерапевтической работы с Христиной — обсуждение мотива расставания и воссоединения возлюбленных в различных сказках и мифах. Это поможет девушке глубже понять один из аспектов взаимоотношений с мужчиной.
Другим негативным событием в сюжете сказки является предательство близких. Счастье героини разрушают ее самые близкие люди — родители, те, которым принято безоговорочно доверять. Есть ли аналог подобной ситуации в сказках? В романтических рассказах, легендах, где присутствует мотив вражды родов, родители сознательно разрушают счастье дочери. В сказках же предательницами-разрушительницами обычно выступают родные сестры главной героини или мачеха. Мотив предательства со стороны близких встречается в сказках разных народов.
Какой глубинный смысл стоит за темой предательства близких? Одна из гипотез состоит в следующем. В патриархальной культуре будущего супруга выбирали родители. Вероятно, поэтому в сказках, где героиня сама выбирает себе мужа, присутствует мотив противостояния со стороны родственников. Действуя по велению сердца, женщина нарушает традиционный порядок выбора партнера и без поддержки рода проходит важное испытание на доверие своему возлюбленному, ответственность перед ним и верность ему.
Однако что стоит у Христины за эпизодом предательства близких людей? Ощущение того, что родители не одобрят ее выбор, нанесут вред взаимоотношениям с любимым человеком, или нечто иное? Чтобы это понять, необходимо поговорить с девушкой о том, как складываются ее взаимоотношения с родителями.
Из сказки же нам известно, что родители — «аристократы», «интеллигенты» – не воспитывают дочь сами, а перепоручают это монастырю. Девушка воспринимает данное обстоятельство как заточение. Между тем родители приготовили дочери прекрасный подарок — виллу на берегу океана.
Похоже, родители больше заботятся не о душе героини, а о ее материальном благополучии. У них есть четкие представления о «правильном будущем» дочери, и они делают все возможное, чтобы все было так, как они считают нужным. Из чего мы заключаем, что духовного единства в этой сказочной семье нет. Героиня напоминает сироту, чью судьбу берутся устраивать добрые люди по собственному усмотрению.
Если и в реальной семье Христины дела обстоят подобным образом, мы можем предполагать два сценария развития взаимоотношений дочери с родителями:
· либо она полностью передаст ответственность за свою судьбу в руки родителей;
· либо будет активно сопротивляться, отрицая «родительскую правду».
И тот и другой сценарий разрушительны для личности Христины. Первый лишает ее возможности осознавать собственные потребности и проявлять волю. Второй не позволяет понять собственный путь и мотивирует на действия «вопреки родителям», не всегда разумные.
Воспитание вдали от дома (в монастыре) демонстрирует отсутствие близости с родителями. Подобное явление встречается не только у детей, не имеющих эмоционального и духовного родства с родителями, но и у тех, кто воспитывался в приемной семье или в детском доме. В этом случае приписывание родителям разрушительных действий является следствием проявления скрытой агрессии по отношению к ним. В любом случае психологу необходимо содействовать росту самоуважения девушки, научить ее осознавать свои потребности, проявлять волю и принимать особенности родителей.

3. ЛИНИЯ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ

Образ себя, отношение к себе.
Что мы знаем о главной героине? Зовут ее Жанна, происходит она из аристократической, финансово благополучной семьи, до совершеннолетия жила и воспитывалась в монастыре. Но главное, на чем делает акцент автор, это ее доброта, «у которой не хватало рук давать», доброта, «доведенная чуть ли не до порока». Подобный акцент на качестве героини подсказывает сказкотерапевту задачу: прояснить субъективный смысл доброты для Христины. Что же такое доброта, когда «не хватает рук давать», и почему она может быть доведена до порока? Для автора сказки доброта связана с активным действием по отношению к кому-то.
Встречаются люди, для которых чрезвычайно важно быть полезным, незаменимым, давать, чтобы быть замеченным, принятым. Представьте себе ребенка, отвергаемого сверстниками. Для того чтобы стать членом коллектива, получить признание, он покупает для всех конфеты, приносит в школу редкие вещи, принадлежащие родителям, и дарит их; угощает друзей дорогостоящими деликатесами и пр. Благодаря таким действиям он может снискать славу «доброго человека», который в любое время легко отдает все, что у него есть. Потеря меры в добрых проявлениях может действительно превратиться в порок.
Подобное поведение обычно связано с потребностью в принадлежности и любви. Не исключено, что героиня сказки, лишенная любви родителей в детстве, несет в себе эту боль и компенсирует ее в «безмерной и беспредельной доброте».

Образ цели героини.
Образ цели несложно определить по финалу сказки. Жанна стремится быть любимой, находиться рядом с любимым человеком.

Мотивы поступков героини.
Они также продиктованы желанием быть любимой и быть вместе с возлюбленным. В сюжете сказки есть эпизод, когда у Жанны мог бы проснуться мотив мести, однако этого не произошло.

Отношения с окружающим миром.
По отношению к окружающему миру героиня выступает как нейтральное лицо. Она ничего не созидает, но ничего и не разрушает. Образ окружающего мира для героини составляют:
— родители, как любящие, так и отвергающие, создавшие заговор против ее супруга;
— монастырь – место, заменившее семью;
— вилла, построенная специально для героини и подаренная ей родителями;
— море, дающее свободу после монастырского заточения, но, с другой стороны, отнимающее возлюбленного;
— семейство Висмутов, среди которых есть и возлюбленный, и коварный интриган;
— нож, который должен был принести героине боль, впившись в ногу, но не сделал этого вследствие сильных чувств Жанны;
— греющий камин, который на самом деле не нужен двум влюбленным.
Нельзя сказать, что внешний мир агрессивен по отношению к героине. На первый взгляд – все желают ей добра. Но все же есть ощущение, что каждый представляет добро по-своему, не сверяясь с пожеланиями самой Жанны. Похоже, перед нами героиня, желаниями которой пренебрегают, внутренние импульсы которой не интересны тем, с кем она близка.
Фактически в конце сказки мы имеем ситуацию конфликта героев с внешним миром. Здравый смысл подсказывает, что родители и брат возлюбленного героини повторят свои попытки изменить судьбу Жанны. Но у героини еще недостаточно сил, чтобы взглянуть в лицо реальности и творчески преобразовать ее. Ни она, ни ее возлюбленный не готовы к защите.

4. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СКАЗКИ
Вот наиболее яркие образы сказки:
— белоснежная вилла, предназначенная для девушки Жанны, построенная ее родителями на берегу Атлантического океана;
— монастырь, в котором воспитывалась Жанна до совершеннолетия;
— число два (через два месяца после знакомства Жанна и Жюльен поженились, разлука героев продолжалась два дня);
— море — красивое, но разлучающее с возлюбленным;
— нож и кровь, не вызывающие реальной боли у героини;
— камин.
Символ дома представлен в сказке в двух ипостасях: это белоснежная вилла, построенная родителями, и монастырь, в котором воспитывалась и жила героиня.
Дом является чрезвычайно емким символом. В общем значении дом символизирует покоренное пространство, в котором человек находится в безопасности. Это убежище и источник силы одновременно. Б. Рыбаков, автор книги «Язычество Древней Руси», называет дом «пунктом, где начиналось и кончалось каждое языческое священнодействие». Древний дом обязательно содержал две вещи: очаг и алтарь. Таким образом, дом символизирует место физического и духовного пристанища.
Строительство дома связано с личностным и социальным ростом. Иметь свой дом в древности и сегодня означает быть зрелым человеком, достойным членом сообщества. По тому, как «организован» дом, судят о внутреннем мире человека и его социальном статусе. Дом передается по наследству, поэтому является символом рода. Однако существуют и «ложные дома», не обладающие этим символизмом. Например, «желтый дом», «дом терпимости», «казенный дом».
Белоснежная вилла, построенная родителями и подаренная героине, символизирует ее связь с родом. Белый цвет — это свет, чистота, совершенство, невинность души. Белый цвет ассоциируется с мистическим просветлением, цветом одежд Девы Марии, это символ духовных и светоносных принципов. С другой стороны, белоснежная вилла на берегу моря является современным символом идеальной безоблачной жизни, воображаемого благополучия, мечты.
Монастырь — это место, где женщина отрекается от плотских желаний и посвящает себя служению Богу. На протяжении долгого времени монастырское воспитание являлось эталонным для достойных девушек. Воспитание в монастыре может символизировать следование аристократической традиции. С другой стороны, монастырь это место, где природная спонтанность, естественность, свобода, независимость максимально ограничены. То есть монастырь — это место, где здоровый инстинкт девушки не развивается, но повреждается, в результате чего она утрачивает природное чутье, позволяющее вовремя определить опасность и ее источник.
Итак, анализ символа дома, явленного здесь в образах белоснежной виллы и монастыря, показывает нам героиню мечтательную, наивную, тесно связанную с родом. Она не имеет собственного дома (один подарен родителями, из другого она вырвалась), собственного чувства территории. В ней еще не пробудилась инстинктивная женственность, но она по-детски желает быть любимой и грезит о принце.
Число два символизирует дуализм мира: белое и черное, женское и мужское, активность и пассивность. Два — число Луны, женского символа, связанного с изменчивостью, непостоянством. Оно также может означать потребность в партнерстве, которую подтверждают и другие рассуждения.
Море во многих культурах является источником жизни, бесформенным, безграничным, неистощимым и полным неожиданностей. Согласно Д. Тресиддеру, «в месопотамском мифе... море — образ матери, даже более важный, чем земля, но кроме того — символ превращения и возрождения. Оно также знак бесконечности познания, а в психологии — подсознания».
Море является символом Жизни-Смерти. Море как дает жизнь, так и забирает ее, если человек ведет себя неосторожно. Так как море наполнено водой, оно символизирует и женское начало, чувственность, интуицию, глубинные аспекты женской личности. В данной сказке море может символизировать пробуждающуюся женственность автора. Море отнимает у героини возлюбленного, и сильные чувства, испытанные ею, как бы инициируют ее внутренний мир, пробуждают от духовной спячки.
Нож, с одной стороны, является фаллическим символом. В этом смысле нож и проступившая кровь могут символизировать дефлорацию. С другой стороны, нож являлся ритуальным инструментом жертвоприношения, обрезания и мученичества, разрушительным символом. Действительно, зачем героиня держала в руках нож? Не было ли у нее суицидальных мыслей? Нож является инструментом, благодаря которому человек может разорвать связь с материальным миром, а кроме того, нож — это оружие, пригодное для нападения и защиты.
Кровь является ритуальным символом жизненной силы. Считалось, что кровь содержит часть божественной энергии, дух личности. С другой стороны, женская менструальная кровь является свидетельством достижения девочкой половой зрелости. Таким образом, нож, упавший на ногу героине, и проступившая кровь могут символизировать акт женской инициации, взросления.
Камин является источником тепла, он символизирует духовное очищение. Огонь, источник духовной силы, в данном случае является дополнительным источником энергии.
Итак, символический анализ сказки позволил нам открыть глубинные ресурсы личностного развития ее автора. На символическом уровне героиня взрослеет, расстается с наивностью и некоторой ограниченностью. Пусть пока это происходит в большей степени неосознанно, но сказкотерапевт может использовать ресурс символов в медитативных сказках и других упражнениях.

КОНФЛИКТНОЕ И РЕСУРСНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ СКАЗКИ

В сказке Христины прослеживается конфликт внешний и внутренний. Внешний конфликт связан с качеством взаимоотношений с родителями и другими людьми, с ситуациями давления и пренебрежения чувствами и внутренними процессами автора сказки. Христина еще недостаточно зрело строит отношения с внешним миром, что вполне допустимо в шестнадцать лет. Доброта без меры является одним из проявлений внешнего конфликта. Вероятно, девушка не всегда может строить отношения партнерства, равного обмена. Потребность в признании и любви может провоцировать излишнюю доверчивость, вследствие чего могут возникать ситуации, влекущие за собой разочарования, боль, обиду. Так проявляется поврежденный инстинкт.
Внутренний конфликт связан с нереализованной потребностью быть любимой, компенсированной фантазиями.
В сказке немало и ресурсов, проявленных через символы. Море, нож, нога, кровь, камин — все эти символы содержат ресурсы женской инициации, взросления, приобретения здоровой чувственности и ощущения реальности. Кроме того, в сказке Христины есть и самый верный ресурс — хороший конец. Он указывает на актуализацию процесса позитивного самопрограммирования на бессознательно-символическом уровне.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ХРИСТИНОЙ

В сказке Христины есть указание на пробуждающиеся процессы самоактуализации, личностного роста. Поэтому основная задача сказкотерапевта — максимально содействовать этим позитивным процессам. Каким образом?
— Во-первых, Христине явно недостает психологической информации о динамике и закономерностях женской самореализации, поэтому необходимо, оттолкнувшись от ее сказки, поговорить об этом.
— Во-вторых, Христина, имея выраженную потребность в любви и признании, может стремиться приобрести их различными способами. Поэтому сказкотерапевту необходимо развивать самоуважение девушки, обсуждая ее творческие возможности, созидательные способности и уникальные особенности личности. Содействовать тому, чтобы именно через реализацию своих способностей она получала заслуженное признание.
— В третьих, Христине не хватает опыта конструктивного поведения и противостояния конфликтным и другим разрушительным ситуациям, основанным на взаимодействии с людьми. Необходимо обсуждать с ней сложные жизненные ситуации, постигая их глубинный и социальный смысл, и постепенно формировать эффективные модели поведения.
— В четвертых, отдельное внимание надо уделить обсуждению реальных взаимоотношений с родителями и партнером, понять их сценарий, смысл и урок на основании опыта предшествующей психологической работы.
Отметим, что подробный анализ сказки может стать отправной точкой в психологической работе с Христиной.
В следующей статье мы ответим на вопрос: как подготовить клиента к тестированию через сказку.

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
ректор Санкт-Петербургского института
сказкотерапии,
Елена ТИХОНОВА,
сказкотерапевт

Санкт-Петербургский
институт сказкотерапии

объявляет конкурс на лучшего менеджера
в Москве и регионах

Если вы живете в Москве или любом другом регионе России, вы можете стать нашим представителем-менеджером. Менеджер сказкотерапии — это тот, кто организует образовательные, терапевтические или коррекционные курсы специалистов нашего института в своем регионе. Информация о выездных и других курсах есть на нашем сайте: www.cka3ka-pro.ru
Если вы захотите стать менеджером сказкотерапии и получить существенные скидки на организацию наших курсов, свяжитесь с нами
   по телефону: (812) 230-32-41
   или по электронной почте: psi@cycla.ioffe.rssi.ru
Лучшим менеджером будет назван тот, кто успешно организует несколько семинаров в своем регионе. Он получит эксклюзивное право на организацию наших курсов и большие скидки.