ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ
Психологическая диагностика
в работе психолога образования
Традиционно психологическая диагностика
является важной составляющей работы школьного
психолога, но многие психологи испытывают
чувство неудовлетворенности, связанное с
диагностической деятельностью: «Только и делаю,
что занимаюсь тестами и методиками». При этом
диагностическая работа характеризуется как
скучная, рутинная, отнимающая много времени. И не
всегда понятно, зачем она нужна школе.
Данная статья представляет собой попытку
осмысления роли психологической диагностики в
работе психолога и в некотором роде ее
реабилитации. Мы полагаем, что значимость и
результативность диагностической деятельности
во многом зависят от того, какой смысл психолог в
нее вкладывает.
КРАСНОРЕЧИВЫЙ ДИАЛОГ
С чего начинается диагностическая работа? Путь
первый — идти от метода. Это значит, что
психолог проводит те методики, которыми он
хорошо владеет или которые кажутся ему
интересными. В этом случае, когда диагностика
завершена, перед психологом встает вопрос: какие
выводы можно сделать, каким должно быть
заключение, каков вообще смысл проделанной
работы?
Приведу типичный диалог между студенткой
психологического факультета и преподавателем
(автором данной статьи). Студентка проводила
фронтальную психологическую диагностику
учащихся, причем проведение методик и их
интерпретация были вполне грамотны.
— Все замечательно. И какие же выводы вы сделали?
— А здесь все написано.
— И какое будет заключение?
— А все же понятно из интерпретации.
— Послушайте, вы с какой целью проводили
диагностику?
— Ну все же и так ясно.
Выбор студенткой методик был случайным,
ситуативным. Не удивительно, что в этом случае
диагностика представляла собой обособленную,
выхолощенную деятельность, в каком-то смысле
оторванную от целостной психологической
практики.
Но возможен второй путь — идти от цели, то
есть сначала сформулировать для себя ответ на
вопрос: зачем я провожу психологическую
диагностику? В этом случае диагностика из
механической процедуры становится осмысленной
деятельностью. Именно цель определяет отбор
методик, планирование обследования, количество
измерений и в конечном счете формулировку
заключения. Цель диагностики — это, по сути,
постановка психологической задачи. Заключение —
это в некотором роде решение задачи,
сформулированной в виде цели.
Только в том случае, когда психолог отдает себе
отчет в том, зачем он проводит
диагностику, она становится органичной и
неотъемлемой частью общей деятельности
психолога, встраиваясь необходимым элементом в
систему: цель — диагностика — заключение —
психологическая помощь, рекомендации и т.д.
Цель психологической диагностики может
формулироваться самим психологом, а может в том
или ином виде предъявляться учителем, родителем
или представителем администрации. В этом случае
задача психолога — максимально четко прояснить
запрос и в соответствии с этим сформулировать
цель.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Возможны различные цели психологической
диагностики детей. Мы кратко охарактеризуем
некоторые из них, рассмотрим, как они определяют
подбор методик и стратегию проведения
обследования, каким заключением должна
завершаться диагностика и каковы возможные
стратегии работы психолога на основании
результатов проведенной диагностики.
· Определение особенностей
психологического развития ребенка или группы
детей, а также динамики развития в течение
некоторого периода времени.
Эта цель может вставать перед психологом как при
индивидуальной, так и при групповой работе. Часто
при формулировке данной цели говорят об «уровне»
развития, но нам представляется, что в работе с
интеллектуально сохранными детьми и в условиях,
когда нет четких диагностических нормативов,
более корректно говорить именно об особенностях.
Если перед психологом стоит подобная цель,
подбор методик осуществляется таким образом,
чтобы на их основании можно было дать общую
характеристику познавательной и (в случае
необходимости) эмоционально-волевой сферы
ребенка.
Мы при подборе методик руководствуемся
следующей схемой.
Диагностика познавательной сферы должна
показать особенности:
— восприятия (для учащихся начальной школы; при
работе с интеллектуально сохранными учащимися
средней школы этот параметр, по нашему мнению, не
является значимым);
— памяти;
— внимания: особенности концентрации,
распределения;
— мышления: владение обобщающими понятиями,
развитие аналитико-синтетической функции,
способность выявлять закономерности;
— динамические особенности деятельности (темп,
работоспособность, утомляемость,
врабатываемость, удержание инструкции,
выраженность соскальзывания).
Наличие подобной схемы позволяет психологу
подобрать из всего арсенала диагностических
средств соответствующие диагностические
методики, адекватные возрасту предполагаемых
испытуемых, и четко сформулировать заключение.
Кроме того, такая схема делает диагностику
весьма компактной.
Например, для учащихся 5-го класса мы используем
следующие методики: Групповой интеллектуальный
тест (Дж. Вана), корректурная проба (буквенный
вариант), «10 слов» (А.Р. Лурия). Этот блок методик
был подобран в соответствии с изложенной схемой
и позволяет, на наш взгляд, охарактеризовать все
перечисленные параметры.
ФРОНТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Перед психологом в детском учреждении
регулярно встает задача определения
особенностей развития всех детей, посещающих
данное учреждение, и в этом случае диагностика
имеет фронтальный характер. Здесь требуются
методики компактные, не требующие
индивидуального проведения, допускающие
фронтальную обработку. Возможно, придется
сократить общую схему обследования. Так,
например, мы при фронтальном обследовании иногда
опускаем такой параметр, как память, потому что
исследовать его одновременно у группы детей
достаточно сложно, а необходимую информацию
можно в крайнем случае собрать методом опроса
педагогов.
Данные фронтальной диагностики необходимо
обобщить, то есть выявить:
— общие тенденции и особенности развития (дать
обобщенную качественную характеристику
развития познавательной сферы детей
обследованной группы);
— общие проблемные области (т.е. те психические
процессы, в развитии которых имеются затруднения
у многих детей обследованной группы, а также
типичные для данной группы детей трудности);
— детей, испытывающих затруднения в развитии тех
или иных психических процессов.
Такое обобщение требует от психолога
статистической обработки полученных
результатов. Эта обработка может иметь различный
характер:
— подсчет среднего балла (по методике в целом и
по отдельным субтестам);
— выявление максимального и минимального
результата;
— выявление процентного соотношения (например,
доля детей с высокой, средней и низкой
утомляемостью);
— выделение групп учащихся на основании
определенного критерия (например, дети с
преобладающей учебной и игровой мотивацией).
Возможно отображение результатов диагностики в
виде графиков, таблиц, диаграмм. При обобщении
результатов диагностики группы детей можно
использовать цветовые обозначения. В этом случае
составляется таблица со списком обследованных
детей и выбираются обозначения: например,
зеленый цвет — высокий уровень, синий — средний
уровень, красный цвет — низкий уровень.
Результаты выполнения психодиагностических
методик или отдельных субтестов обозначаются
соответствующим цветом.
Заключение, составленное по результатам
фронтальной диагностики, может иметь, к примеру,
следующий вид: «Согласно результатам
фронтальной диагностики 6-го класса, в целом
познавательное развитие учащихся соответствует
возрастным нормам. У детей по возрасту
сформирована аналитико-синтетическая функция
мышления, высокий уровень концентрации внимания.
Вместе с тем 70% учащихся испытывают трудности при
операциях с обобщающими понятиями. Выявлена
группа детей с высокой утомляемостью — 5 человек
(20%), в которую входят...; группа детей с низкой
утомляемостью и высокой работоспособностью — 10
человек (40%)...»
КАЖДЫЙ РЕШАЕТ САМ
Обычно фронтально исследуются особенности
познавательной сферы учащихся. Однозначного
ответа на вопрос, можно ли фронтально изучать
особенности эмоционально-волевой сферы ребенка,
у нас нет. Прежде всего, неясно, насколько
валидными будут полученные результаты,
поскольку для точной диагностики эмоционального
статуса требуется дифференцировать влияние
ситуативных факторов и стабильный эмоциональный
фон. То есть надо определить, что в состоянии
ребенка обусловлено случайными факторами,
прежде всего текущими событиями его жизни, а что
имеет устойчивый характер. Это требует
нескольких замеров, использования различных
методик и в целом практически неосуществимо в
условиях фронтальной диагностики.
Кроме того, проективные методики при фронтальном
проведении в значительной степени утрачивают
диагностическую точность и глубину, а
стандартизованные дают лишь приблизительное
представление о ребенке, то есть проблема метода
при постановке задачи фронтальной диагностики
эмоционально-волевой сферы детей стоит
достаточно остро.
Мы полагаем, что проблему фронтальной
диагностики эмоционально-волевой сферы учащихся
каждый психолог решает для себя сам в
зависимости от особенностей той микросреды, в
которой он работает. Мы придерживаемся следующей
позиции: проведение фронтальной диагностики
эмоционально-волевой сферы учащихся оправдано в
том случае, когда психолог начинает работу с
незнакомой группой, причем возможность собрать
эту информацию другими способами ограничена
(нельзя обратиться к экспертным оценкам других
психологов или прочих взрослых, имеющих опыт
работы с этими детьми). Во всех прочих случаях мы
считаем более обоснованным проводить эту
диагностику только индивидуально. Если же от
психолога требуется общая информация об
особенностях эмоционально-волевой сферы группы
детей, с которыми он ведет систематическую
работу, то сделать это можно без проведения
фронтального психодиагностического
обследования, опираясь на опыт общения психолога
с этими детьми и на результаты индивидуальной
диагностики.
СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Одна из задач, часто встречающихся в работе
психолога образования,– выявление динамики
развития психических процессов учащихся. В этом
случае диагностическое обследование проводится
дважды: в начале и в конце определенного периода
времени. Обычно для психологов, работающих в
детском учреждении, таким периодом является
учебный год. Фронтальная диагностика проводится
в начале и в конце учебного года. Важный момент
здесь — сопоставление результатов двух
обследований и выявление наличия или отсутствия
изменений. Это позволяет сделать выводы об
особенностях развития детей за данный период, о
темпах развития психических процессов, о
результативности педагогической и
психологической коррекционной работы.
Частота проведения фронтального
диагностического обследования может
варьироваться в зависимости от возраста детей.
Мы полагаем, что в средней и старшей школе можно
ограничиться одним срезом в год или, как
предлагает М.Р. Битянова, проводить фронтальные
обследования по достижении детьми определенного
возрастного рубежа.
Окончание следует
Марина ЧИБИСОВА
|