Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Тестирование детей

Автор-составитель
В. Богомолов
Ростов н/Д.:
Феникс, 2003

Само название этой книги — «Тестирование детей» — надежно гарантирует высокий спрос у читателей. Тем более что в аннотации без тени сомнения указано: «Она поможет родителям и педагогам в практической работе с детьми» (вот уж не думал, что то, чем родители занимаются со своими детьми, называется практической работой!). И в довершение, разумеется, указание адресата: «Для широкого круга читателей». Широкий круг, ясное дело, не замедлит найтись — сегодня у многих руки чешутся протестировать своих отпрысков, особенно на предмет гениальности. Ну, а коли чешутся, вот вам и соответствующий инструмент. Наши руки — не для скуки!
А чтобы с ходу ввести «широкий круг» в курс дела, прямо на обложке анонсированы ключевые подходы: «Психологическое тестирование», «Диагностика интеллекта», «Профессиональное тестирование». Словно диагностика интеллекта не относится к психологическому тестированию, а профессиональное тестирование не является психологическим.
Если вас не отпугнет такая обложка и аннотация, присмотритесь к содержанию.
Создать такую книжку в наши дни — дело нехитрое, не требующее ни особого профессионализма, ни способностей — литературных или каких-либо еще. Достаточно обложиться десятком уже существующих аналогов, где во множестве представлены разнообразные психодиагностические методики. Остается выбрать из нескольких кучек самые красивые бусинки, нанизать их на собственную ниточку — и новое пособие готово!
По такому принципу и действует господин Богомолов, скромно именующий себя автором-составителем. В его «ожерелье» мы находим все то же «Несуществующее животное», ДДЧ, Рисунок семьи, корректурную пробу, тест Мюнстерберга, методику Рене Жиля и т.д., и т.п. Все это вы уже знаете? Не торопитесь, однако, откладывать книгу в сторону! Лучше еще раз внимательно перечитайте содержание. Вдруг книга содержит какой-то метод, который вы еще не освоили, не имея под рукой соответствующего источника. В этом случае ростовское пособие может оказаться вам полезно.
Впрочем, знакомиться с ним все равно надо критически. Вот, например, тест «Определение общих способностей» с подзаголовком «40 заданий из теста Айзенка». Психологу наверняка известен тест IQ, растиражированный полвека назад Айзенком для развлечения домохозяек. Корректно ли его профессиональное использование — вопрос спорный. Но ведь и книжка-то — для широкого круга! Вот только вряд ли даже сам Айзенк имел в виду, что предложенные им задания на логическое мышление с использованием числового и буквенного материала будут подразделены на оценку соответственно математических и вербальных способностей. Похоже, автор пособия решил проявить творческий подход. Не лучше ли было бы просто заимствовать готовое?
Одним словом, книга может быть полезна психологу какими-то своими фрагментами. И остается только надеяться, что в руки родителей и педагогов она не попадет. Ведь тест — это не градусник, дилетантизм в его использовании категорически недопустим. Но разве об этом думают, когда хотят заработать на выпуске популярной книжки!

Сергей СТЕПАНОВ