Тестирование детей
Автор-составитель
В. Богомолов
Ростов н/Д.:
Феникс, 2003
Само название этой книги — «Тестирование
детей» — надежно гарантирует высокий спрос у
читателей. Тем более что в аннотации без тени
сомнения указано: «Она поможет родителям и
педагогам в практической работе с детьми» (вот уж
не думал, что то, чем родители занимаются со
своими детьми, называется практической работой!).
И в довершение, разумеется, указание адресата:
«Для широкого круга читателей». Широкий круг,
ясное дело, не замедлит найтись — сегодня у
многих руки чешутся протестировать своих
отпрысков, особенно на предмет гениальности. Ну,
а коли чешутся, вот вам и соответствующий
инструмент. Наши руки — не для скуки!
А чтобы с ходу ввести «широкий круг» в курс дела,
прямо на обложке анонсированы ключевые подходы:
«Психологическое тестирование», «Диагностика
интеллекта», «Профессиональное тестирование».
Словно диагностика интеллекта не относится к
психологическому тестированию, а
профессиональное тестирование не является
психологическим.
Если вас не отпугнет такая обложка и аннотация,
присмотритесь к содержанию.
Создать такую книжку в наши дни — дело нехитрое,
не требующее ни особого профессионализма, ни
способностей — литературных или каких-либо еще.
Достаточно обложиться десятком уже существующих
аналогов, где во множестве представлены
разнообразные психодиагностические методики.
Остается выбрать из нескольких кучек самые
красивые бусинки, нанизать их на собственную
ниточку — и новое пособие готово!
По такому принципу и действует господин
Богомолов, скромно именующий себя
автором-составителем. В его «ожерелье» мы
находим все то же «Несуществующее животное», ДДЧ,
Рисунок семьи, корректурную пробу, тест
Мюнстерберга, методику Рене Жиля и т.д., и т.п. Все
это вы уже знаете? Не торопитесь, однако,
откладывать книгу в сторону! Лучше еще раз
внимательно перечитайте содержание. Вдруг книга
содержит какой-то метод, который вы еще не
освоили, не имея под рукой соответствующего
источника. В этом случае ростовское пособие
может оказаться вам полезно.
Впрочем, знакомиться с ним все равно надо
критически. Вот, например, тест «Определение
общих способностей» с подзаголовком «40 заданий
из теста Айзенка». Психологу наверняка известен
тест IQ, растиражированный полвека назад Айзенком
для развлечения домохозяек. Корректно ли его
профессиональное использование — вопрос
спорный. Но ведь и книжка-то — для широкого круга!
Вот только вряд ли даже сам Айзенк имел в виду,
что предложенные им задания на логическое
мышление с использованием числового и
буквенного материала будут подразделены на
оценку соответственно математических и
вербальных способностей. Похоже, автор пособия
решил проявить творческий подход. Не лучше ли
было бы просто заимствовать готовое?
Одним словом, книга может быть полезна психологу
какими-то своими фрагментами. И остается только
надеяться, что в руки родителей и педагогов она
не попадет. Ведь тест — это не градусник,
дилетантизм в его использовании категорически
недопустим. Но разве об этом думают, когда хотят
заработать на выпуске популярной книжки!
Сергей СТЕПАНОВ
|