Технологии в изучении психологии
А.С. Чернышев,
Н.Н. Гребеньков и др.
М.: Педагогическое
общество, 2003
Сейчас очень многие школьные психологи,
работающие со школьниками средних и старших
классов, ведут у ребят уроки психологии. И хотя
официально курс психологии не введен в школьную
программу, практиками разрабатываются новые
курсы, учеными пишутся учебники для школы, а дети
с интересом идут на эти занятия. Однако
методической литературы для ведения занятий
явно недостаточно. Многие из публикующихся
школьных учебников по психологии написаны таким
образом, что повергают психологов в недоумение:
как по ним работать? Для них требуются
специальные методические материалы и
рекомендации.
В связи с такой ситуацией нужной и полезной
представляется рецензируемая книга. Авторский
коллектив предлагает ее в качестве учебного
пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности «педагогика и
психология». Но, думается, те
психолого-педагогические технологии, которые
описываются в этой работе, могут пригодиться и
для психологов, ведущих занятия по психологии у
школьников.
В книге идет речь о том, как можно использовать в
преподавании схемы и таблицы, каким образом
организовать демонстрационный эксперимент
(психологические опыты), какова должна быть
система анализа конкретных педагогических
ситуаций.
Материал второй главы, в которой представлено
технологическое оснащение основных тем курса
общей психологии, в основном ярких опытов, схем,
примеров и иллюстраций, весьма практичен и в силу
своей простоты и доступности вполне применим в
школьной практике. По-видимому, заинтересует
читателя и большой набор конфликтных ситуаций,
который может послужить в качестве опоры для
обсуждения на занятиях методов и приемов
конструктивного взаимодействия.
Больше половины книги занимает описание
технологий компьютерного (бланкового)
самоконтроля и обучения. Очевидно, что
получилось все-таки скорее бланкового, чем
компьютерного. Фактически речь идет о заданиях
по самопроверке, представленных в тестовой
форме. Несмотря на все старания авторов, все же не
удается уйти от, видимо, неизбежной при тестовом
контроле категоричности ответов,
предопределяемой альтернативой
«правильно—неправильно». Психология — это
такая наука, материал которой сложно загнать в
прокрустово ложе безусловных истин...
Очень симпатичен психологический практикум,
составленный на основе материалов
художественной литературы. Вот он уж точно может
помочь школьным преподавателям психологии. Тем
более приятно, что для тех, у кого не хватило
способностей справиться с заданиями, в конце
книжки имеются «Возможные ответы».
В общем, это весьма полезная в методическом
отношении книга, содержание которой вполне
соответствует названию.
Игорь ВАЧКОВ
|