Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Технологии в изучении психологии

А.С. Чернышев,
Н.Н. Гребеньков и др.
М.: Педагогическое
общество, 2003

Сейчас очень многие школьные психологи, работающие со школьниками средних и старших классов, ведут у ребят уроки психологии. И хотя официально курс психологии не введен в школьную программу, практиками разрабатываются новые курсы, учеными пишутся учебники для школы, а дети с интересом идут на эти занятия. Однако методической литературы для ведения занятий явно недостаточно. Многие из публикующихся школьных учебников по психологии написаны таким образом, что повергают психологов в недоумение: как по ним работать? Для них требуются специальные методические материалы и рекомендации.
В связи с такой ситуацией нужной и полезной представляется рецензируемая книга. Авторский коллектив предлагает ее в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «педагогика и психология». Но, думается, те психолого-педагогические технологии, которые описываются в этой работе, могут пригодиться и для психологов, ведущих занятия по психологии у школьников.
В книге идет речь о том, как можно использовать в преподавании схемы и таблицы, каким образом организовать демонстрационный эксперимент (психологические опыты), какова должна быть система анализа конкретных педагогических ситуаций.
Материал второй главы, в которой представлено технологическое оснащение основных тем курса общей психологии, в основном ярких опытов, схем, примеров и иллюстраций, весьма практичен и в силу своей простоты и доступности вполне применим в школьной практике. По-видимому, заинтересует читателя и большой набор конфликтных ситуаций, который может послужить в качестве опоры для обсуждения на занятиях методов и приемов конструктивного взаимодействия.
Больше половины книги занимает описание технологий компьютерного (бланкового) самоконтроля и обучения. Очевидно, что получилось все-таки скорее бланкового, чем компьютерного. Фактически речь идет о заданиях по самопроверке, представленных в тестовой форме. Несмотря на все старания авторов, все же не удается уйти от, видимо, неизбежной при тестовом контроле категоричности ответов, предопределяемой альтернативой «правильно—неправильно». Психология — это такая наука, материал которой сложно загнать в прокрустово ложе безусловных истин...
Очень симпатичен психологический практикум, составленный на основе материалов художественной литературы. Вот он уж точно может помочь школьным преподавателям психологии. Тем более приятно, что для тех, у кого не хватило способностей справиться с заданиями, в конце книжки имеются «Возможные ответы».
В общем, это весьма полезная в методическом отношении книга, содержание которой вполне соответствует названию.

Игорь ВАЧКОВ