Психология
подростка
Под ред. А.А. Реана
СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК,
2003
Этот учебник увидел свет почти одновременно со
своим «младшим товарищем» – «Психологией
детства» (см. рецензию в «Школьном психологе», № 45/ 2003).
Взяв книгу в руки, сразу ощущаешь, что и редактор
и авторы относятся к подросткам с гораздо
большим уважением, чем к младшему поколению: это
издание превосходит предыдущее даже по объему
(продолжив знакомство с книгой, понимаешь, что и
по глубине рассмотрения материала).
В каждой из пятнадцати глав читатели найдут
подробные сведения о различных сторонах
личности подростка, включая особенности
развития его биологической, когнитивной,
аффективной и мотивационной сферы, личностные
особенности, возрастные проявления: агрессию,
аддиктивное и суицидальное поведение и многое
другое.
Авторский коллектив, как и в «Психологии
детства», достаточно велик. И хотя здесь меньше
докторов психологии и членов-корреспондентов
РАО, зато есть имена, к которым сразу испытываешь
доверие: И.С. Кон, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн.
Каждый автор придерживается собственной
структуры изложения материала и даже жанра.
Встречаются лаконичные главы, где представлены
лишь формулировки основных понятий и общие
характеристики личности подростка. Но есть и
такие, где содержится интересный фактический и
аналитический материал, основанный на глубоком
погружении в суть вопроса. Хочется отметить
системный анализ проблемы в главе «Особенности
Я-концепции подростка», которая, на мой взгляд,
дает полное понимание своеобразия этой
возрастной категории.
Содержательны разделы, посвященные стадиям
развития личности подростка, дисгармоничности
его характера, психосексуальному развитию и
взаимоотношению полов.
Особо интересной мне показалась та часть книги,
где речь идет о подростковой агрессии и
аддиктивном поведении подростков. Эти явления
проанализированы с точки зрения современных
психологических подходов, соотнесены с
личностными особенностями и спецификой развития
подростков. Поэтому они будут интересны не
только студентам и преподавателям, которым
адресована книга, но и практическим психологам и
социальным педагогам, работающим с этой сложной
категорией детей.
Радует и то, что, в отличие от первого учебника,
здесь содержатся и материалы, ориентированные на
практическую работу. Это, в частности, главы,
характеризирующие место подростка в социуме:
«Подросток и школа», «Подросток и семья»,
«Подросток и сверстники». В них авторы
рассматривают конкретные причины неуспешности
детей, формы ее проявления и возможные способы
реагирования на эту ситуацию.
Вообще эта книга настолько неординарна, что я бы
назвала ее не учебником, а хрестоматией. Хотя все
традиционные элементы учебного пособия здесь
присутствуют: в конце каждой главы есть вопросы,
помогающие более глубокому усвоению материала,
выделены ключевые понятия и термины, а в конце
приводится внушительный список литературы. Там
же читатели найдут достаточно полный словарь
терминов и понятий.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|