Социально-педагогическая
поддержка детства
Л.Я. Олиференко
М.: Народное
образование,
2002
Книга, которая вышла в серии «Профессиональная
библиотека школьного администратора»,
адресована научным, руководящим и практическим
работникам социальной сферы, а также
преподавателям, аспирантам и студентам вузов,
занимающимся этой проблемой.
Первая глава рассматривает
социально-педагогическую поддержку детства как
методологическую проблему и начинается с
анализа положения детей в России. Сам по себе
анализ достаточно глубокий, однако выполнен на
основе данных 1992–1997 гг. и даже на момент выхода
книги устарел — слишком высока динамика
социальных изменений современной жизни.
Второй раздел главы напоминает литературный
обзор диссертации и уж аспирантам точно может
быть полезен. Но в отношении практических
работников (при всем уважении к ним) возникает
сомнение — в какой степени на практике можно
применить знание различных определений
педагогической и социально-педагогической
деятельности. Хотя, конечно, интересно, что
«своеобразие педагогической деятельности ...в
том, что она является ...деятельностью по
организации другой деятельности».
Далее в главе дается перечень категорий детей,
«являющихся объектом социально-педагогической
деятельности»: дети-инвалиды, дети-сироты,
дети-правонарушители, дети группы риска и,
соответственно, характеристики каждой из
перечисленных категорий (надо заметить, что, с
точки зрения школьного администратора,
«объектом социально-педагогической
деятельности» являются все дети, в том числе и те,
кто не относится к проблемным категориям).
Категории описаны достаточно подробно. Например,
в разделе, посвященном детям группы риска, автор
сообщает, что «по мнению разных специалистов —
психологов, психиатров, невропатологов, — дети,
перенесшие стресс, отличаются по своему
поведению от обычных детей». С этим трудно не
согласиться, так же как и с тем, что «нередко в
результате длительного воздействия жестких
условий жизни в семьях у детей возникают
психофизические изменения в организме».
Вообще-то, железная логика приведенных выводов
несколько напоминает выводы профессора
Выбегаллы, который считал доказанным, что «ежели
человека не кормить, не поить и не лечить, то он,
эта, будет, значить, несчастлив и даже, может,
помрет».
Вторая глава посвящена теории (в том числе
системному подходу как методологической базе)
организации системы социально-педагогической
поддержки детства на муниципальном уровне.
Интересно описание (правда, без указания
авторства) формы «постинтернатного становления
воспитанников». «Дом на полпути» — семья, в
которой проживают выпускники специальных
учебных заведений. Для них создаются необходимые
жилищные условия, выпускники самостоятельно
планируют бюджет, ведут домашнее хозяйство.
Хочется отметить, что «Дом на полпути» является
широко распространенной формой
социально-педагогической работы во многих
странах, в том числе в Великобритании, о чем
рецензент писал еще в 1992 году.
Третья глава (в лучших традициях кандидатских
диссертаций) посвящена эксперименту, а точнее —
опытно-экспериментальной проверке
эффективности модели муниципальной системы
социально-педагогической поддержки детства.
Вадим РОДИОНОВ
|