Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Социально-педагогическая
поддержка детства

Л.Я. Олиференко
М.: Народное
образование,
2002

Книга, которая вышла в серии «Профессиональная библиотека школьного администратора», адресована научным, руководящим и практическим работникам социальной сферы, а также преподавателям, аспирантам и студентам вузов, занимающимся этой проблемой.
Первая глава рассматривает социально-педагогическую поддержку детства как методологическую проблему и начинается с анализа положения детей в России. Сам по себе анализ достаточно глубокий, однако выполнен на основе данных 1992–1997 гг. и даже на момент выхода книги устарел — слишком высока динамика социальных изменений современной жизни.
Второй раздел главы напоминает литературный обзор диссертации и уж аспирантам точно может быть полезен. Но в отношении практических работников (при всем уважении к ним) возникает сомнение — в какой степени на практике можно применить знание различных определений педагогической и социально-педагогической деятельности. Хотя, конечно, интересно, что «своеобразие педагогической деятельности ...в том, что она является ...деятельностью по организации другой деятельности».
Далее в главе дается перечень категорий детей, «являющихся объектом социально-педагогической деятельности»: дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, дети группы риска и, соответственно, характеристики каждой из перечисленных категорий (надо заметить, что, с точки зрения школьного администратора, «объектом социально-педагогической деятельности» являются все дети, в том числе и те, кто не относится к проблемным категориям). Категории описаны достаточно подробно. Например, в разделе, посвященном детям группы риска, автор сообщает, что «по мнению разных специалистов — психологов, психиатров, невропатологов, — дети, перенесшие стресс, отличаются по своему поведению от обычных детей». С этим трудно не согласиться, так же как и с тем, что «нередко в результате длительного воздействия жестких условий жизни в семьях у детей возникают психофизические изменения в организме».
Вообще-то, железная логика приведенных выводов несколько напоминает выводы профессора Выбегаллы, который считал доказанным, что «ежели человека не кормить, не поить и не лечить, то он, эта, будет, значить, несчастлив и даже, может, помрет».
Вторая глава посвящена теории (в том числе системному подходу как методологической базе) организации системы социально-педагогической поддержки детства на муниципальном уровне.
Интересно описание (правда, без указания авторства) формы «постинтернатного становления воспитанников». «Дом на полпути» — семья, в которой проживают выпускники специальных учебных заведений. Для них создаются необходимые жилищные условия, выпускники самостоятельно планируют бюджет, ведут домашнее хозяйство. Хочется отметить, что «Дом на полпути» является широко распространенной формой социально-педагогической работы во многих странах, в том числе в Великобритании, о чем рецензент писал еще в 1992 году.
Третья глава (в лучших традициях кандидатских диссертаций) посвящена эксперименту, а точнее — опытно-экспериментальной проверке эффективности модели муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства.

Вадим РОДИОНОВ