КЛЮЧИ В МОЙ ВНУТРЕННИЙ ДОМ
Это упражнение является частью курса
«Мой внутренний мир», предназначенного для
подростков в возрасте 13–17 лет. Оно дает
участникам прекрасную возможность осознать свой
внутренний мир, открыть в нем неизведанное,
осознать и проработать некоторые свои страхи,
опасения, увидеть новые качества собственной
личности.
Условия проведения
Упражнение требует от участников достаточно
высокой степени открытости и доверия, поэтому
рекомендуется его проводить в группе, где
подростки уже знакомы и готовы внимательно
выслушать друг друга.
Материалы
Магнитофон, кассета с инструментальной музыкой,
ключи разной формы.
ЭТАП 1
Инструкция.
У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир
неповторим и уникален — со своими особенностями,
странностями и причудами. Но так ли часто мы
имеем возможность встретиться со своим
внутренним миром? Сейчас у нас будет такая
возможность.
Я попрошу вас закрыть глаза и представить свой
внутренний мир в виде дома... У каждого из нас
появится свой дом. Какой это дом? Большой или
маленький, каменный или деревянный? В нем
большие, просторные комнаты или небольшие уютные
комнатки? Может быть, в твоем доме много
старинной мебели или, наоборот, пусто и много
свободного пространства... Какой он, дом твоего
внутреннего мира? Какие запахи и звуки в твоем
доме? Всегда ли светло в комнатах, или там царит
полумрак? А что вокруг него — может быть, лес или
поле? Может быть, дом стоит на берегу моря или
озера? Твой дом окружает забор или каждый может
подойти к нему? Бывают ли в твоем доме люди? И если
да, то кто эти люди, или дом всегда пустует?
Пройдись по своему дому — какие эмоции ты
испытываешь? Какой он — дом твоего внутреннего
мира?
А теперь попрощайся со своим домом. Ты сможешь
вернуться сюда, когда захочешь. И постепенно
возвращайся в нашу комнату, в нашу группу.
Далее ведущий просит каждого участника (по
степени готовности) рассказать о доме своего
внутреннего мира. Это очень важная часть
упражнения. Ведущий должен постараться вывести
каждого участника на осознание различных сторон
своего внутреннего мира.
ПРИМЕРЫ
Оля. А вокруг моего дома стоит забор...
Ведущий. Расскажи, что это за забор.
Оля. Это высокий бетонный забор,
окружающий дом со всех сторон.
Ведущий. А зачем этот забор нужен?
Оля. Ну-у... чтобы никто не мог подойти к
дому, а то мало ли что...
Ведущий. А что может случиться?
Оля. Могут разные люди подходить,
кто-нибудь может начать бить стекла, ломиться в
дом и вообще всячески хулиганить
Ведущий. А забор?..
Оля. А забор охраняет, в нем есть
калитка, в которой глазок. Пусть кто хочет зайти,
постучится, тогда я подойду и посмотрю, — если
человек нормальный, я его впущу
Ведущий. А этот забор — он был всегда
или появился потом?
Оля. Сначала этого забора не было, но
потом... потом пришлось построить... потому что
некоторые пытались дом разрушить.
Света. В моем доме живут два веселых
человечка. В доме всегда звучит музыка и много
гостей.
Ведущий. А эти человечки когда-нибудь
остаются наедине?
Света. Нет, очень редко... им одиноко без
гостей. Одни гости уходят, другие приходят.
Ведущий. А что же — эти человечки всегда
веселятся?
Света. Да, они всегда веселятся, они
никогда не бывают грустными... Всегда есть гости,
всегда все улыбаются и всем хорошо.
Ведущий. А человечкам никогда не
хотелось остаться одним, без гостей?
Света. Не знаю... Такого никогда не было,
всегда кто-то еще есть в доме, и поэтому всегда
надо быть веселыми и гостеприимными.
ЭТАП 2
Ведущий
выкладывает на пол перед участниками ключи
разных размеров и формы.
Инструкция. Вы рассказали о своем
доме, о своем внутреннем мире. Но в каждом доме
есть такая комната, куда мы сами редко
заглядываем и о которой тем более не знают
другие. Что это за комната? Перед вами лежат ключи
от дверей, за которыми скрыты какие-то
неизведанные стороны вашего дома. Каждый может
выбрать себе ключ, который чем-то привлек вас,
показался наиболее интересным, и рассказать, от
какой двери этот ключ и что в этой комнате.
Участники по очереди (по мере готовности) берут
ключи и рассказывают о своей «тайной комнате».
Оля. Это ключ от калитки в заборе.
Я смотрю в глазок, и, если человек хороший, я
поворачиваю ключ и открываю дверь.
Ведущий. А все ли согласятся вот так
стоять у забора бог знает сколько времени, чтобы
их разглядывали. И еще неизвестно, пустят или нет?
Оля. А что делать...
Ведущий. Многие, наверное, даже не
захотят подходить к такому бетонному забору...
Оля. Может, и не захотят. Вот — я
переделаю калитку в ворота и иногда буду их этим
ключом открывать.
Света. Это ключ от моей тайной комнаты.
Вот туда мои человечки и кидают все свои
негативные эмоции — всю злость, обиду, грусть,
печаль.
Ведущий. А почему все эти эмоции
человечки не оставляют в доме?
Света. Потому что в доме — гости. И все
гости веселятся, нельзя же портить настроение
гостям, а то им станет неинтересно, и гости уйдут.
Гостям ведь не нравятся всяки грусти, печали,
обиды. Поэтому приходится все складывать в
тайную комнату.
Ведущий. А что произойдет, когда в
комнате не будет хватать места?
Света. О! Это будет нечто! Тогда эта
комната просто взорвется. И дом тоже весь
взорвется. Ну, если не взорвется, так очень сильно
пошатнется, — стекла и двери точно вылетят.
Ведущий. А как же гости, что будет с ними?
Света. Ну, тогда все гости точно
разбегутся, кроме тех, кто от этого взрыва так и
останется в доме!
Как уже отмечалось, в результате этого
упражнения участники могут узнать много нового о
себе и о других членах группы. Многие
самостоятельно проводят параллели этого
упражнения со своей жизнью, понимают причины
своих проблем во взаимоотношениях со
сверстниками и с самими собой.
Ведущему очень важно осторожно подводить
участников к осознанию некоторых своих качеств,
страхов, опасений, неосознанных сторон личности.
При грамотном проведении и необходимой
рефлексии упражнение дает очень много как для
каждого участника, так и для группы в целом.
Григорий КОНОНЕНКО,
аспирант
Московского открытого
социального университета (МОСУ)
|