БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ...
Рассказать о том, может ли школа
«выращивать» неординарно мыслящую личность, я
попросила специалиста по работе с одаренными
детьми, кандидата психологических наук, ведущего
научного сотрудника Психологического института
РАО Викторию ЮРКЕВИЧ.
В.С. Юркевич не только ученый, но и практик,
имеющий большой опыт работы с интеллектуально
одаренными детьми в Сократовской школе (лицей №
1524) и гимназии «Школа Ломоносова» г. Москвы
|
Виктория
Соломоновна, давайте рассмотрим два понятия —
креативность и одаренность. Как развести их и
определить, что такое креативность? |
Одаренные дети могут быть креативными, а могут
и не быть ими. У многих вундеркиндов существуют
большие проблемы с развитием креативности.
Креативность — это создание нового, а очень
многие одаренные люди любят получать и
анализировать уже существующий опыт, в нем
разбираться, но отнюдь не заинтересованы в том,
чтобы творить. Это одна из проблем одаренных
детей, но, я подчеркиваю, не всех. Есть одаренные
дети, которые наряду с высоким интеллектом
наделены и способностью к творчеству.
Хотя тут дело даже не в способности, а в
потребности. У многих детей, даже одаренных, нет
потребности к творчеству. Когда во время занятий
на развитие креативности я прошу их написать
сказку или рассказик, они говорят: «А зачем это
нужно? Я все равно сделаю это хуже, чем Джанни
Родари или кто-то другой».
Надо прививать одаренным детям эту потребность
творить. Они считают: уже существует так много
интересного, что незачем тратить время на
создание чего-то своего, может быть не такого
совершенного.
|
Насколько
важна креативность — не только для одаренных
детей, но и для детей обычных? |
Хотя существует разница между творчеством
обычного человека и талантливого, но к
творчеству стремится каждый. Любой домохозяйке
хочется не просто испечь пирог, но создать
произведение кулинарного искусства. Или кто-то
занимается дизайном в своей квартире и в этом
хочет выразить себя, свою уникальность.
Склонность к творчеству есть практически у всех.
Так же как у всех есть интеллект. Но есть люди, у
которых эта потребность, точнее, эта способность
выражена ярче. Есть масса, скажем, поведенческих
стратегий и реакций, часто самых неожиданных. Но
то творчество, которое демонстрируют великие
люди, — это все-таки уровень, несопоставимый с
обычным. Каждый человек, когда пишет что-то,
например дневник или письмо любимому человеку,
хочет выразить себя. Но это еще нельзя назвать
творчеством. Вот произведение настоящего
писателя — это действительно творчество.
Потребность присуща каждому человеку, но ее
уровень, ее развитие, возможности человека
творчески выразить себя — различны.
|
Есть ли
люди, которые креативны от природы? Или это
зависит от воспитания, целенаправленного
развития? |
Как и у других качеств психики человека, у
креативности есть врожденные и есть средовые
компоненты. Здесь можно делать самые осторожные
предположения. Поскольку личностные особенности
играют в развитии креативности большую роль, чем
в развитии интеллекта, то и роль воспитания здесь
может преобладать над ролью наследственности.
Это подтверждается и психогенетическими
исследованиями, которые показывают, что
креативность в большей степени определяется
социальной востребованностью, чем интеллект.
Продолжая эту мысль, скажу, что хотя роль
воспитания в формировании креативности
достаточно существенна, но важны также и
природные особенности. Ведь подлинно креативной
личности присущи независимость, нонконформизм, а
у этих качеств природная основа тоже существует.
|
Прослеживается
ли связь креативности с другими
психофизиологическими особенностями человека?
Например, с право- или левополушарной стратегией
мышления, особенностями протекания нервных
процессов (их темпа, пластичности)? |
Прослеживается. Нежесткое разделение
полушарных функций (амбидекстрия) способствует
креативности, а жесткое — ее снижает.
Но наряду с этим нужно учитывать множество
других факторов развития.
|
Согласны
ли вы с теми исследователями, которые считают,
что повышение креативности сопровождается
некоторой невротизацией детей, поскольку
постоянный поиск новых возможностей осложняет
процесс выбора и принятия решений. Для всех ли
людей это является целесообразным? |
Здесь я бы скорее говорила о возможной
психопатизации. Правда, тревожность тоже может
повыситься.
А насчет того, всем ли людям надо быть
креативными, — вопрос непростой. С одной стороны,
творческие люди в большом количестве обществу
вредны, поскольку они разрушают сложившиеся
ритуалы, стереотипы. А здесь необходим здоровый
консерватизм.
Но с другой (и мы уже об этом говорили), у каждого
человека есть потребность выразить себя как
уникальную личность, о которой бы узнали.
Помните, даже Добчинский с Бобчинским этого
хотели.
|
Может ли
психолог выявить у ребенка креативность или
одаренность при поступлении в школу? |
Это сделать очень сложно. Как известно,
Альберта Эйнштейна выгнали из гимназии за
неуспеваемость, никто не мог и подумать, что они
изгоняют одаренного человека. Человек —
существо постоянно изменяющееся,
непредсказуемое. Особенно если мы говорим о
ребенке. И сказать с уверенностью, есть ли у него
одаренность, креативность или нет, мы не можем.
Другое дело, когда человеку уже шестьдесят лет, —
тут уже можно говорить о наличии или отсутствии
талантов. Хотя бывают случаи, когда талант
проявляется очень поздно.
|
Но
какие-то задатки для развития этих качеств
существуют? |
Задатки у всех хорошие, но способности разные.
Есть масса неспособных детей, но не потому, что
они неспособны от природы, а потому, что
способности нужно было развивать. Если с
ребенком работают в этом направлении,
способности проявляются, не развивают, мы их не
обнаруживаем. Поэтому задача выявления является
вторичной или даже третьей по счету. Первая же
задача — развитие у ребенка, с одной стороны,
способностей, а с другой — потребности в
создании чего-то своего, нового. При этом
развитие во многом зависит от того, кто
занимается этим и как оно идет.
Как и когда должно происходить это развитие?
Вопрос очень сложный. Коротко можно ответить так:
развивать ребенка надо с первых минут жизни.
|
Но здесь
есть масса подводных камней, поскольку сейчас
под ранним развитием часто понимается научение. |
Да, часто то, чем занимаются с маленькими
детьми, не имеет отношения к способностям, а
только к знаниям, навыкам. То есть взрослый не
развивает ребенка, а формирует определенные
навыки. Его учат читать, считать. Все это может
иметь отношение к способностям, а может и не
иметь.
|
А что
все-таки надо развивать? |
Способы мышления и потребность к творчеству. А
будет ли дошкольник при этом читать или нет —
несущественно. Читает — хорошо. Но главное — не
наличие самого навыка, а любовь к чтению.
Какой смысл в том, что малыш в три года умеет
читать, если он не любит это занятие? Это гораздо
хуже, чем отсутствие этого навыка. Ведь если
ребенок, умея читать, не любит это занятие, у него
формируется убеждение, что процесс чтения ничего
хорошего не содержит. Но когда ребенок в шесть
лет откроет букварь, уже будучи подготовленным к
содержательному чтению, он сам будет стремиться
читать как можно больше.
|
А если это
произойдет в три года? |
Весь вопрос в том, что будет после того, как он
научился читать. Если ребенок не приобретает
одновременно потребности к чтению, значит, была
проделана совершенно бесполезная работа. Малыш
еще не готов. У него слишком маленький словарный
запас, слишком медленно идет восприятие
прочитанного.
Это мои вундеркинды очень быстро идут по этой
возрастной лесенке. А обычный малыш вовсе не
должен преодолевать ее с опережением.
|
Расскажите,
пожалуйста, о вашей работе с «вундеркиндами». |
Сейчас мы открыли новую школу, которой всего
два месяца. Там мы работаем не просто с
одаренными, а с суперодаренными детьми.
|
А как вы
строите работу по развитию креативности? |
У нас дети постоянно выполняют творческие
задания, участвуют в тренингах креативности.
При работе с одаренными детьми самое главное —
дать им реализовать себя в жизни. Их главная
проблема заключается в том, что, будучи очень
способными, они в будущем часто не реализуют эти
свои повышенные возможности. Помочь им в этом — и
есть главная задача нашей школы.
Кроме того, в нашей школе и сами педагоги
особенные. Это, в основном, научные работники. С
ними также проводится определенная работа,
направленная на то, чтобы они вносили в свои
занятия элементы развития креативности. Такая
работа проводится и с психологами, и с учителями,
и даже с родителями. Не говоря уже о том, что это
часть повседневной жизни самих учеников. Методы
мы используем разнообразные — от творческих
проектов до тренинговых занятий.
|
Вы
каким-то образом отбираете детей в свою школу? |
Да, и очень серьезно.
|
А при
отборе учитываете, креативны они или нет? |
Нет, мы отбираем их по другим характеристикам —
главным образом, по тому, насколько они готовы к
сложному, серьезному обучению. Прежде всего,
обращаем внимание на развитие интеллекта,
потребностей к сложной умственной деятельности.
|
Можно ли в
условиях обычной школы развивать креативность
ребенка? |
Можно, но трудно. Для этого должны быть особые
учителя, особая работа психолога. К сожалению,
современная образовательная программа
рассчитана на серьезные знания, но креативность
в ней не заложена.
|
А
школьный психолог может хоть как-то этому
способствовать? |
Я считаю, что такая задача должна стоять перед
всеми психологами и педагогами. Сейчас даже в
обычных школах стала широко применяться
творческая проектная деятельность. И поэтому
психолог должен владеть методами их организации.
Хотя надо учитывать, что сами по себе
исследовательские проекты ничего креативного не
содержат, взрослым надо вводить в них элементы
творчества через предоставление детям полной
самостоятельности в выборе темы, подходов к ее
реализации.
Элементы креативности можно развивать через
вовлечение детей, например, в подготовку
какого-нибудь праздника. Это может быть любая
внеучебная работа, где присутствуют элементы
творчества: сочинение стихов, участие в
постановке спектакля, сочинение сценария,
изготовление декораций и костюмов.
Вообще нет жесткой границы — это креативно, а это
нет. Даже разработать чью-то идею, внести в нее
что-то свое — в этом тоже есть элемент
креативности. Была бы потребность в творчестве.
Психолог должен исходить из того, что любая
творческая деятельность детей — первый шаг к
развитию креативности. А эти шаги могут быть
самые разные, возможностей много. Было бы
желание. И силы.
Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|