Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2004


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ...

Рассказать о том, может ли школа «выращивать» неординарно мыслящую личность, я попросила специалиста по работе с одаренными детьми, кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Викторию ЮРКЕВИЧ.
В.С. Юркевич не только ученый, но и практик, имеющий большой опыт работы с интеллектуально одаренными детьми в Сократовской школе (лицей № 1524) и гимназии «Школа Ломоносова» г. Москвы

 

Виктория Соломоновна, давайте рассмотрим два понятия — креативность и одаренность. Как развести их и определить, что такое креативность?

Одаренные дети могут быть креативными, а могут и не быть ими. У многих вундеркиндов существуют большие проблемы с развитием креативности. Креативность — это создание нового, а очень многие одаренные люди любят получать и анализировать уже существующий опыт, в нем разбираться, но отнюдь не заинтересованы в том, чтобы творить. Это одна из проблем одаренных детей, но, я подчеркиваю, не всех. Есть одаренные дети, которые наряду с высоким интеллектом наделены и способностью к творчеству.
Хотя тут дело даже не в способности, а в потребности. У многих детей, даже одаренных, нет потребности к творчеству. Когда во время занятий на развитие креативности я прошу их написать сказку или рассказик, они говорят: «А зачем это нужно? Я все равно сделаю это хуже, чем Джанни Родари или кто-то другой».
Надо прививать одаренным детям эту потребность творить. Они считают: уже существует так много интересного, что незачем тратить время на создание чего-то своего, может быть не такого совершенного.

Насколько важна креативность — не только для одаренных детей, но и для детей обычных?

Хотя существует разница между творчеством обычного человека и талантливого, но к творчеству стремится каждый. Любой домохозяйке хочется не просто испечь пирог, но создать произведение кулинарного искусства. Или кто-то занимается дизайном в своей квартире и в этом хочет выразить себя, свою уникальность.
Склонность к творчеству есть практически у всех. Так же как у всех есть интеллект. Но есть люди, у которых эта потребность, точнее, эта способность выражена ярче. Есть масса, скажем, поведенческих стратегий и реакций, часто самых неожиданных. Но то творчество, которое демонстрируют великие люди, — это все-таки уровень, несопоставимый с обычным. Каждый человек, когда пишет что-то, например дневник или письмо любимому человеку, хочет выразить себя. Но это еще нельзя назвать творчеством. Вот произведение настоящего писателя — это действительно творчество.
Потребность присуща каждому человеку, но ее уровень, ее развитие, возможности человека творчески выразить себя — различны.

Есть ли люди, которые креативны от природы? Или это зависит от воспитания, целенаправленного развития?

Как и у других качеств психики человека, у креативности есть врожденные и есть средовые компоненты. Здесь можно делать самые осторожные предположения. Поскольку личностные особенности играют в развитии креативности большую роль, чем в развитии интеллекта, то и роль воспитания здесь может преобладать над ролью наследственности. Это подтверждается и психогенетическими исследованиями, которые показывают, что креативность в большей степени определяется социальной востребованностью, чем интеллект.
Продолжая эту мысль, скажу, что хотя роль воспитания в формировании креативности достаточно существенна, но важны также и природные особенности. Ведь подлинно креативной личности присущи независимость, нонконформизм, а у этих качеств природная основа тоже существует.

Прослеживается ли связь креативности с другими психофизиологическими особенностями человека? Например, с право- или левополушарной стратегией мышления, особенностями протекания нервных процессов (их темпа, пластичности)?

Прослеживается. Нежесткое разделение полушарных функций (амбидекстрия) способствует креативности, а жесткое — ее снижает.
Но наряду с этим нужно учитывать множество других факторов развития.

Согласны ли вы с теми исследователями, которые считают, что повышение креативности сопровождается некоторой невротизацией детей, поскольку постоянный поиск новых возможностей осложняет процесс выбора и принятия решений. Для всех ли людей это является целесообразным?

Здесь я бы скорее говорила о возможной психопатизации. Правда, тревожность тоже может повыситься.
А насчет того, всем ли людям надо быть креативными, — вопрос непростой. С одной стороны, творческие люди в большом количестве обществу вредны, поскольку они разрушают сложившиеся ритуалы, стереотипы. А здесь необходим здоровый консерватизм.
Но с другой (и мы уже об этом говорили), у каждого человека есть потребность выразить себя как уникальную личность, о которой бы узнали. Помните, даже Добчинский с Бобчинским этого хотели.

Может ли психолог выявить у ребенка креативность или одаренность при поступлении в школу?

Это сделать очень сложно. Как известно, Альберта Эйнштейна выгнали из гимназии за неуспеваемость, никто не мог и подумать, что они изгоняют одаренного человека. Человек — существо постоянно изменяющееся, непредсказуемое. Особенно если мы говорим о ребенке. И сказать с уверенностью, есть ли у него одаренность, креативность или нет, мы не можем. Другое дело, когда человеку уже шестьдесят лет, — тут уже можно говорить о наличии или отсутствии талантов. Хотя бывают случаи, когда талант проявляется очень поздно.

Но какие-то задатки для развития этих качеств существуют?

Задатки у всех хорошие, но способности разные. Есть масса неспособных детей, но не потому, что они неспособны от природы, а потому, что способности нужно было развивать. Если с ребенком работают в этом направлении, способности проявляются, не развивают, мы их не обнаруживаем. Поэтому задача выявления является вторичной или даже третьей по счету. Первая же задача — развитие у ребенка, с одной стороны, способностей, а с другой — потребности в создании чего-то своего, нового. При этом развитие во многом зависит от того, кто занимается этим и как оно идет.
Как и когда должно происходить это развитие?
Вопрос очень сложный. Коротко можно ответить так: развивать ребенка надо с первых минут жизни.

Но здесь есть масса подводных камней, поскольку сейчас под ранним развитием часто понимается научение.

Да, часто то, чем занимаются с маленькими детьми, не имеет отношения к способностям, а только к знаниям, навыкам. То есть взрослый не развивает ребенка, а формирует определенные навыки. Его учат читать, считать. Все это может иметь отношение к способностям, а может и не иметь.

А что все-таки надо развивать?

Способы мышления и потребность к творчеству. А будет ли дошкольник при этом читать или нет — несущественно. Читает — хорошо. Но главное — не наличие самого навыка, а любовь к чтению.
Какой смысл в том, что малыш в три года умеет читать, если он не любит это занятие? Это гораздо хуже, чем отсутствие этого навыка. Ведь если ребенок, умея читать, не любит это занятие, у него формируется убеждение, что процесс чтения ничего хорошего не содержит. Но когда ребенок в шесть лет откроет букварь, уже будучи подготовленным к содержательному чтению, он сам будет стремиться читать как можно больше.

А если это произойдет в три года?

Весь вопрос в том, что будет после того, как он научился читать. Если ребенок не приобретает одновременно потребности к чтению, значит, была проделана совершенно бесполезная работа. Малыш еще не готов. У него слишком маленький словарный запас, слишком медленно идет восприятие прочитанного.
Это мои вундеркинды очень быстро идут по этой возрастной лесенке. А обычный малыш вовсе не должен преодолевать ее с опережением.

Расскажите, пожалуйста, о вашей работе с «вундеркиндами».

Сейчас мы открыли новую школу, которой всего два месяца. Там мы работаем не просто с одаренными, а с суперодаренными детьми.

А как вы строите работу по развитию креативности?

У нас дети постоянно выполняют творческие задания, участвуют в тренингах креативности.
При работе с одаренными детьми самое главное — дать им реализовать себя в жизни. Их главная проблема заключается в том, что, будучи очень способными, они в будущем часто не реализуют эти свои повышенные возможности. Помочь им в этом — и есть главная задача нашей школы.
Кроме того, в нашей школе и сами педагоги особенные. Это, в основном, научные работники. С ними также проводится определенная работа, направленная на то, чтобы они вносили в свои занятия элементы развития креативности. Такая работа проводится и с психологами, и с учителями, и даже с родителями. Не говоря уже о том, что это часть повседневной жизни самих учеников. Методы мы используем разнообразные — от творческих проектов до тренинговых занятий.

Вы каким-то образом отбираете детей в свою школу?

Да, и очень серьезно.

А при отборе учитываете, креативны они или нет?

Нет, мы отбираем их по другим характеристикам — главным образом, по тому, насколько они готовы к сложному, серьезному обучению. Прежде всего, обращаем внимание на развитие интеллекта, потребностей к сложной умственной деятельности.

Можно ли в условиях обычной школы развивать креативность ребенка?

Можно, но трудно. Для этого должны быть особые учителя, особая работа психолога. К сожалению, современная образовательная программа рассчитана на серьезные знания, но креативность в ней не заложена.

А школьный психолог может хоть как-то этому способствовать?

Я считаю, что такая задача должна стоять перед всеми психологами и педагогами. Сейчас даже в обычных школах стала широко применяться творческая проектная деятельность. И поэтому психолог должен владеть методами их организации.
Хотя надо учитывать, что сами по себе исследовательские проекты ничего креативного не содержат, взрослым надо вводить в них элементы творчества через предоставление детям полной самостоятельности в выборе темы, подходов к ее реализации.
Элементы креативности можно развивать через вовлечение детей, например, в подготовку какого-нибудь праздника. Это может быть любая внеучебная работа, где присутствуют элементы творчества: сочинение стихов, участие в постановке спектакля, сочинение сценария, изготовление декораций и костюмов.
Вообще нет жесткой границы — это креативно, а это нет. Даже разработать чью-то идею, внести в нее что-то свое — в этом тоже есть элемент креативности. Была бы потребность в творчестве.
Психолог должен исходить из того, что любая творческая деятельность детей — первый шаг к развитию креативности. А эти шаги могут быть самые разные, возможностей много. Было бы желание. И силы.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА