Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2004


ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ
РЕНЗУЛЛИ

Как известно, под термином креативность понимается способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению. По Торренсу, креативность проявляется: когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону, в поведении, доступном для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.
Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся от общепринятых. Спирмен называл креативность «силой человеческого ума, создающей новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или общества).
В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса — адаптированный вариант, выполненный автором данной статьи [1], батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда [2], и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона [3], направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.
Тест дивергентного мышления Гилфорда предназначен, в основном, для взрослых людей, батарея креативных тестов [2] состоит из экспресс-тестов, а тесты творческого мышления Торренса являются весьма трудоемкими при проведении и обработке данных.
Также для диагностики креативности Е.Е. Туник был адаптирован тест Вильямса [4], предназначенный для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивающий как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики.
Тест состоит из трех частей:
· тест дивергентного (творческого) мышления;
· тест личных творческих характеристик (опросник для детей)
· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).
Тест стандартизирован, в работе приведены российские нормативные данные.
Несколько лет автор данной статьи проводила исследования, адаптацию и сравнительный анализ различных креативных тестов. На основании проведенных исследований автор полагает, что на данный момент батарея креативных тестов Вильямса — лучший психодиагностический инструмент для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.
В данной статье приводится адаптированный вариант опросника креативности. Опросник составлен Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом [5] на основе обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности.
Опросник Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а также дополняет батареи тестов (упомянутые выше), требующие больших затрат времени и сил.

ОПИСАНИЕ
ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКИ РЕНЗУЛЛИ

В 70-х годах возникла новая волна интереса, связанная с концепцией одаренности детей и созданием новых, более широких и разнообразных подходов к идентификации одаренных, талантливых, креативных дошкольников и школьников.
По мнению Галахера (Gallagher, 1966), неструктурированная и нестандартизированная рейтинговая оценка школьников учителями содержит много слабых мест и не является достаточно эффективной.
В это время крупные американские ученые-психологи Дж. Рензулли, Р. Хартман и К. Калахан явились координаторами создания концепции и системы работы с одаренными детьми. Ими были собраны исследовательские работы ученых всего мира, посвященные проблемам детской и юношеской одаренности.
На основании этих работ Рензулли, Хартман и Калахан решили создать надежный и валидный инструмент объективной экспертной оценки учителями различных сторон детской одаренности. Были выбраны четыре вида одаренности: (1) способность к обучению, (2) мотивационно-личностные характеристики, (3) творческие способности (креативность) и (4) лидерские способности. Мы рассмотрим только третий вид одаренности — креативность.
Были созданы опросники, с помощью которых экспертная рейтинговая оценка, выставляемая педагогами, может использоваться в процессе идентификации одаренных детей.
Составители опросников подчеркивали, что они не предназначены для замены существующих тестов, а должны служить дополнительным средством и могут применяться вместе с существующими методами идентификации одаренных детей.
Как уже отмечалось, было проанализировано огромное количество литературных источников, выявлены наиболее значимые поведенческие характеристики четырех видов одаренности и созданы четыре опросника. В них были включены только наиболее значимые характеристики одаренности, те, которые были выделены известными учеными из разных стран. Причем о данной характеристике одаренности должны были сообщить не менее трех общепризнанных ученых, и между ними не должно было быть существенных противоречий и разногласий.
Так как использовалась экспертная учительская оценка, то характеристики одаренности являются поведенческими, то есть с помощью систематического и случайного наблюдения в разное время и в разных ситуациях педагоги оценивали степень проявленности различных качеств школьников.
Тестовые методики-опросники были стандартизированы (данные о надежности и валидности опросников см. далее в тексте). Также была изучена различительная (дискриминативная) способность опросников.
Нами была осуществлена апробация и адаптация четырех шкал теста на выборке детей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этой работе приводятся данные только по креативной методике.
Был внесен ряд изменений и дополнений, связанных с использованием методики.
Опросники были созданы для идентификации одаренных детей. Мы решили, во-первых, использовать их для более широкой выборки, то есть для нормальных и одаренных детей. Нашей целью является определение степени проявленности одаренности у широкой выборки детей. Опросники могут быть использованы для всех детей, и с их помощью мы сможем оценить уровневые характеристики разных видов способностей у детей.
Второе изменение связано с возрастом детей. Опросники Рензулли были созданы для школьников и студентов. Мы адаптировали методики на выборке детей от 6 до 18 лет, то есть в нашу выборку входили также воспитанники старших групп детского сада, школьники и студенты.
Третье отличие касается экспертов — тех, кто оценивает и заполняет опросник. Мы решили использовать экспертов различного типа. В нашем случае экспертами являются педагоги и психологи, родители, а также школьники (начиная приблизительно с 8-го класса). Причем школьники могут оценивать сами себя (самооценка) и друг друга. Усредненная оценка школьниками своих одноклассников называется взаимооценкой.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОПРОСНИКА

Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов).
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно,
3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).


Творческие характеристики

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.


Лист ответов
(Шкала креативности)

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

 

Таблица

Творческие характеристики

№ п/п Ф.И.О. Номера творческих характеристик Сумма
баллов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
       
       

 

НАДЕЖНОСТЬ. ВАЛИДНОСТЬ

Составителями опросников (Рензулли, Хартман и Калахен) были проведены исследования по установлению уровня надежности и валидности тестов.
Были получены данные о стабильности тестов — ретестовая надежность (коэффициент корреляции = 0,79) — и рассчитаны коэффициенты согласованности показателей разных экспертов (двух учителей); коэффициент корреляции = 0,91. С интервалом в 3 месяца оценивались школьники 5–6-х классов.
Для подтверждения валидности тестов было проведено сравнение показателей опросника Рензулли и теста креативности Торренса. Корреляция между шкалой креативности и вербальными показателями теста Торренса составляет от 0,37 до 0,48.; с образными показателями теста Торренса — незначимая.
Для установления ретестовой надежности нами был проведен ряд исследований на различных выборках российских школьников (интервал между двумя этапами тестирования — 3, 4 и 6 месяцев). Коэффициенты корреляции составляют 0,75—0,83. Для сравнения мнений различных экспертов, педагогов и психологов по шкале креативности сопоставлялись мнения трех и более экспертов попарно. Корреляция между мнениями различных экспертов составляла 0,76— 0,94.
Для проверки внешней валидности сравнивались показатели опросника креативности Рензулли и опросника креативности Джонсона [3]; коэффициенты корреляции — от 0,69 до 0,76. Также сравнивались данные опросника Рензулли с различными показателями батареи креативных тестов Вильямса [4]; коэффициенты корреляции находились в пределах: от 0,45 до 0,53. Показатели креативной шкалы опросника Рензулли теснее связаны с общими и вербальными показателями теста Вильямса. Следует также отметить, что с образными показателями теста Вильямса существует более слабая связь.
Корреляция между показателями опросника Рензулли и вербальными показателями теста Торренса составляла от 0,43 до 0,51; с образными показателями теста Торренса — от 0,25 до 0,41.

НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ
РЕНЗУЛЛИ

Приводим нормативные данные, полученные Рензулли с соавторами на выборке школьников
5-х классов.

Средние и стандартные отклонения
по данным Рензулли

Одаренные N = 40 чел. Нормальные N = 40 чел.
M
Среднее
отклонение

Cтандартное
отклонение
M
Среднее
отклонение

Cтандартное
отклонение
25.1 7.6 17.1 4.7

Уровень креативности

Уровень креативности Сумма баллов
Очень высокий 40–34
Высокий 33–27
Нормальный, средний 26–21
Низкий 20–16
Очень низкий 15–10

 

ОПИСАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКИ

В выборку входили учащиеся школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Были представлены все типы и виды школ, например учащиеся Нахимовского военно-морского училища (III курс — 16–17 лет), Кронштадтского морского корабельного корпуса (14–15 лет), школьники Вальдорфской школы, учащиеся гимназий и лицеев, но основной костяк составляли школьники обычных общеобразовательных школ. В выборку также вошли воспитанники детских садов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в возрасте 5–7 лет.
Общий объем выборки составил 996 человек. Из них 60% мальчиков и 40% девочек.

НОРМАТИВНЫЕ
РОССИЙСКИЕ ДАННЫЕ

Приводим нормативные данные, полученные на российской выборке (от 5 до 17 лет). Данные приводятся для четырех категорий оценивающих: эксперты (учителя, психологи), самооценка (ребенок оценивает сам себя), взаимооценка (школьники оценивают друг друга), родители.
Сравнительный анализ наших и американских данных показывает, что средние американские данные (обобщенные средние одаренных и нормальных детей) близки к нашим средним (данные экспертов и взаимооценка).

Категория оценивающих

N
человек
оцениваемы

M
среднее
отклонение


стандартное
отклонение

Эксперты 793 20.7 6.1
Самооценка 667 27.3 5.0
Взаимооценка 86 22.5 4.9
Родители 196 26.8 4.8

Сравнительный анализ данных различных категорий экспертов для российской выборки свидетельствует о том, что оценки учителей, психологов и социальных работников (эксперты) близки к взаимооценке (одноклассники оценивали друг друга) и более адекватно отражают объективную реальность. Также можно отметить, что показатели экспертов обладают большей различительной способностью (). Оценки родителей и самооценка являются завышенными и близки друг другу.

Елена ТУНИК,
кандидат психологических наук,
г. Санкт-Петербург

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
2. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
3. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.
4. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.
5. J.S. Renzulli, R.K. Hartman. Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971, p. 38, 243–248.