ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ
РЕНЗУЛЛИ
Как известно, под
термином креативность понимается
способность особого рода — порождать необычные
идеи, отклоняться в мышлении от традиционных
схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
Креативность охватывает некоторую совокупность
мыслительных и личностных качеств,
способствующих творческому проявлению. По
Торренсу, креативность проявляется: когда
существует дефицит знаний; в процессе включения
новой информации в новые структуры и связи; в
процессе идентификации недостающей информации;
в процессе поиска новых решений; при их проверке;
в процессе сообщения результатов.
По Джонсону, в поведении, доступном для
наблюдения, креативность проявляется как
неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на
самого себя, продуктивный акт, совершенный
исполнителем спонтанно в определенной
обстановке социального взаимодействия.
Креативность часто рассматривается как нечто
противоположное конформности, обыденности,
предполагающее нестандартные подходы,
отличающиеся от общепринятых. Спирмен называл
креативность «силой человеческого ума,
создающей новое содержание путем изменения и
создания новых связей». Симпсон определял
креативность как «способность к разрушению
общепринятого, обычного порядка следования идей
в процессе мышления». Несмотря на разные точки
зрения, практически во всех определениях
креативность связывается с изобретением чего-то
нового (для личности или общества).
В настоящее время для оценки уровня креативности
в нашей стране наиболее широко применяются тесты
творческого мышления Торренса — адаптированный
вариант, выполненный автором данной статьи [1],
батарея креативных тестов, созданная на основе
тестов Гилфорда [2], и адаптированный вариант
опросника креативности Джонсона [3], направленный
на оценку и самооценку характеристик творческой
личности.
Тест дивергентного мышления Гилфорда
предназначен, в основном, для взрослых людей,
батарея креативных тестов [2] состоит из
экспресс-тестов, а тесты творческого мышления
Торренса являются весьма трудоемкими при
проведении и обработке данных.
Также для диагностики креативности Е.Е. Туник был
адаптирован тест Вильямса [4], предназначенный
для комплексной диагностики креативности у
детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивающий как
характеристики, связанные с творческим
мышлением, так и личностно-индивидные креативные
характеристики.
Тест состоит из трех частей:
· тест дивергентного (творческого)
мышления;
· тест личных творческих характеристик
(опросник для детей)
· шкала Вильямса (опросник для
родителей и педагогов).
Тест стандартизирован, в работе приведены
российские нормативные данные.
Несколько лет автор данной статьи проводила
исследования, адаптацию и сравнительный анализ
различных креативных тестов. На основании
проведенных исследований автор полагает, что на
данный момент батарея креативных тестов
Вильямса — лучший психодиагностический
инструмент для диагностики креативности, так как
тесты Вильямса являются надежными, валидными,
удобными в проведении и предназначены для
широкой возрастной группы, отражают различные
креативные характеристики.
В данной статье приводится адаптированный
вариант опросника креативности. Опросник
составлен Джозефом С. Рензулли и Робертом К.
Хартманом [5] на основе обзора работ различных
авторов в области изучения творческого мышления
и творческих проявлений личности.
Опросник Рензулли является экспресс-методом,
позволяет быстро и качественно проводить
диагностику в условиях ограниченного времени, а
также дополняет батареи тестов (упомянутые выше),
требующие больших затрат времени и сил.
ОПИСАНИЕ
ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКИ РЕНЗУЛЛИ
В 70-х годах возникла новая волна интереса,
связанная с концепцией одаренности детей и
созданием новых, более широких и разнообразных
подходов к идентификации одаренных, талантливых,
креативных дошкольников и школьников.
По мнению Галахера (Gallagher, 1966),
неструктурированная и нестандартизированная
рейтинговая оценка школьников учителями
содержит много слабых мест и не является
достаточно эффективной.
В это время крупные американские
ученые-психологи Дж. Рензулли, Р. Хартман и К.
Калахан явились координаторами создания
концепции и системы работы с одаренными детьми.
Ими были собраны исследовательские работы
ученых всего мира, посвященные проблемам детской
и юношеской одаренности.
На основании этих работ Рензулли, Хартман и
Калахан решили создать надежный и валидный
инструмент объективной экспертной оценки
учителями различных сторон детской одаренности.
Были выбраны четыре вида одаренности: (1)
способность к обучению, (2)
мотивационно-личностные характеристики, (3)
творческие способности (креативность) и (4)
лидерские способности. Мы рассмотрим только
третий вид одаренности — креативность.
Были созданы опросники, с помощью которых
экспертная рейтинговая оценка, выставляемая
педагогами, может использоваться в процессе
идентификации одаренных детей.
Составители опросников подчеркивали, что они не
предназначены для замены существующих тестов, а
должны служить дополнительным средством и могут
применяться вместе с существующими методами
идентификации одаренных детей.
Как уже отмечалось, было проанализировано
огромное количество литературных источников,
выявлены наиболее значимые поведенческие
характеристики четырех видов одаренности и
созданы четыре опросника. В них были включены
только наиболее значимые характеристики
одаренности, те, которые были выделены
известными учеными из разных стран. Причем о
данной характеристике одаренности должны были
сообщить не менее трех общепризнанных ученых, и
между ними не должно было быть существенных
противоречий и разногласий.
Так как использовалась экспертная учительская
оценка, то характеристики одаренности являются
поведенческими, то есть с помощью
систематического и случайного наблюдения в
разное время и в разных ситуациях педагоги
оценивали степень проявленности различных
качеств школьников.
Тестовые методики-опросники были
стандартизированы (данные о надежности и
валидности опросников см. далее в тексте). Также
была изучена различительная (дискриминативная)
способность опросников.
Нами была осуществлена апробация и адаптация
четырех шкал теста на выборке детей
Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этой
работе приводятся данные только по креативной
методике.
Был внесен ряд изменений и дополнений, связанных
с использованием методики.
Опросники были созданы для идентификации
одаренных детей. Мы решили, во-первых,
использовать их для более широкой выборки, то
есть для нормальных и одаренных детей. Нашей
целью является определение степени
проявленности одаренности у широкой выборки
детей. Опросники могут быть использованы для
всех детей, и с их помощью мы сможем оценить
уровневые характеристики разных видов
способностей у детей.
Второе изменение связано с возрастом детей.
Опросники Рензулли были созданы для школьников и
студентов. Мы адаптировали методики на выборке
детей от 6 до 18 лет, то есть в нашу выборку входили
также воспитанники старших групп детского сада,
школьники и студенты.
Третье отличие касается экспертов — тех, кто
оценивает и заполняет опросник. Мы решили
использовать экспертов различного типа. В нашем
случае экспертами являются педагоги и психологи,
родители, а также школьники (начиная
приблизительно с 8-го класса). Причем школьники
могут оценивать сами себя (самооценка) и друг
друга. Усредненная оценка школьниками своих
одноклассников называется взаимооценкой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОПРОСНИКА
Опросник креативности — это объективный,
состоящий из десяти пунктов, список
характеристик творческого мышления и поведения,
созданный специально для идентификации
проявлений креативности, доступных внешнему
наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20
минут, в зависимости от количества оцениваемых и
опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений
эксперта за поведением интересующего нас лица в
различных ситуациях (в классе, на занятиях, на
собрании и т.д.). Данный опросник позволяет
провести как экспертную оценку креативности
различными лицами: учителями, психологом,
родителями, социальными работниками,
одноклассниками и т.д., так и самооценку
(учащимися 8–11-х классов).
Каждый пункт опросника оценивается по шкале,
содержащей четыре градации: 4 — постоянно,
3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Общая оценка креативности является суммой
баллов по десяти пунктам (минимальная возможная
оценка — 10, максимальная — 40 баллов).
Творческие характеристики
1. Чрезвычайно любознателен в самых
разных областях: постоянно задает вопросы о
чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество
различных идей или решений проблем; часто
предлагает необычные, нестандартные,
оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении
своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и
настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и
решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с
«игрой ума»; фантазирует, обладает воображением
(«интересно, что произойдет, если...»);
манипулирует идеями (изменяет, тщательно
разрабатывает их); любит заниматься применением,
улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и
видит смешное в ситуациях, которые не кажутся
смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и
принимает это в себе, более открыт восприятию
необычного в себе (свободное проявление «типично
женских» интересов для мальчиков; девочки более
независимы и настойчивы, чем их сверстницы);
проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного;
уделяет внимание эстетическим характеристикам
вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен
его отстаивать; не боится быть непохожим на
других; индивидуалист, не интересуется деталями;
спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен
полагаться на авторитетные мнения без их
критической оценки.
Лист ответов
(Шкала креативности)
В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены
характеристики творческого проявления
(креативности). Пожалуйста, оцените, используя
четырехбалльную систему, в какой степени каждый
ученик обладает вышеописанными творческими
характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 —
часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Таблица
Творческие характеристики
№ п/п |
Ф.И.О. |
Номера творческих
характеристик |
Сумма
баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
НАДЕЖНОСТЬ. ВАЛИДНОСТЬ
Составителями опросников (Рензулли, Хартман и
Калахен) были проведены исследования по
установлению уровня надежности и валидности
тестов.
Были получены данные о стабильности тестов —
ретестовая надежность (коэффициент корреляции =
0,79) — и рассчитаны коэффициенты согласованности
показателей разных экспертов (двух учителей);
коэффициент корреляции = 0,91. С интервалом в 3
месяца оценивались школьники 5–6-х классов.
Для подтверждения валидности тестов было
проведено сравнение показателей опросника
Рензулли и теста креативности Торренса.
Корреляция между шкалой креативности и
вербальными показателями теста Торренса
составляет от 0,37 до 0,48.; с образными показателями
теста Торренса — незначимая.
Для установления ретестовой надежности нами был
проведен ряд исследований на различных выборках
российских школьников (интервал между двумя
этапами тестирования — 3, 4 и 6 месяцев).
Коэффициенты корреляции составляют 0,75—0,83. Для
сравнения мнений различных экспертов, педагогов
и психологов по шкале креативности
сопоставлялись мнения трех и более экспертов
попарно. Корреляция между мнениями различных
экспертов составляла 0,76— 0,94.
Для проверки внешней валидности сравнивались
показатели опросника креативности Рензулли и
опросника креативности Джонсона [3]; коэффициенты
корреляции — от 0,69 до 0,76. Также сравнивались
данные опросника Рензулли с различными
показателями батареи креативных тестов Вильямса
[4]; коэффициенты корреляции находились в
пределах: от 0,45 до 0,53. Показатели креативной
шкалы опросника Рензулли теснее связаны с общими
и вербальными показателями теста Вильямса.
Следует также отметить, что с образными
показателями теста Вильямса существует более
слабая связь.
Корреляция между показателями опросника
Рензулли и вербальными показателями теста
Торренса составляла от 0,43 до 0,51; с образными
показателями теста Торренса — от 0,25 до 0,41.
НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ
РЕНЗУЛЛИ
Приводим нормативные данные, полученные
Рензулли с соавторами на выборке школьников
5-х классов.
Средние и стандартные отклонения
по данным Рензулли
Одаренные N = 40
чел. |
Нормальные N = 40
чел. |
M
Среднее
отклонение |
Cтандартное
отклонение |
M
Среднее
отклонение |
Cтандартное
отклонение |
25.1 |
7.6 |
17.1 |
4.7 |
Уровень креативности
Уровень креативности |
Сумма баллов |
Очень высокий |
40–34 |
Высокий |
33–27 |
Нормальный, средний |
26–21 |
Низкий |
20–16 |
Очень низкий |
15–10 |
ОПИСАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКИ
В выборку входили учащиеся школ
Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Были
представлены все типы и виды школ, например
учащиеся Нахимовского военно-морского училища
(III курс — 16–17 лет), Кронштадтского морского
корабельного корпуса (14–15 лет), школьники
Вальдорфской школы, учащиеся гимназий и лицеев,
но основной костяк составляли школьники обычных
общеобразовательных школ. В выборку также вошли
воспитанники детских садов Санкт-Петербурга и
Ленинградской области в возрасте 5–7 лет.
Общий объем выборки составил 996 человек. Из них 60%
мальчиков и 40% девочек.
НОРМАТИВНЫЕ
РОССИЙСКИЕ ДАННЫЕ
Приводим нормативные данные, полученные на
российской выборке (от 5 до 17 лет). Данные
приводятся для четырех категорий оценивающих:
эксперты (учителя, психологи), самооценка
(ребенок оценивает сам себя), взаимооценка
(школьники оценивают друг друга), родители.
Сравнительный анализ наших и американских
данных показывает, что средние американские
данные (обобщенные средние одаренных и
нормальных детей) близки к нашим средним (данные
экспертов и взаимооценка).
Категория
оценивающих |
N
человек
оцениваемы |
M
среднее
отклонение |
стандартное
отклонение
|
Эксперты |
793 |
20.7 |
6.1 |
Самооценка |
667 |
27.3 |
5.0 |
Взаимооценка |
86 |
22.5 |
4.9 |
Родители |
196 |
26.8 |
4.8 |
Сравнительный анализ данных различных
категорий экспертов для российской выборки
свидетельствует о том, что оценки учителей,
психологов и социальных работников (эксперты)
близки к взаимооценке (одноклассники оценивали
друг друга) и более адекватно отражают
объективную реальность. Также можно отметить,
что показатели экспертов обладают большей
различительной способностью (). Оценки родителей и самооценка являются
завышенными и близки друг другу.
Елена ТУНИК,
кандидат психологических наук,
г. Санкт-Петербург
ЛИТЕРАТУРА
1. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест
Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон,
1998.
2. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого
мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е
издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
3. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона.
СПб.: СПбУПМ, 1997.
4. Туник Е.Е. Модифицированные креативные
тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.
5. J.S. Renzulli, R.K. Hartman. Scale for rating behavioural characteristic of
superior students. Exceptional Children, 1971, p. 38, 243–248. |