КРЕАТИВНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ,
или
КАК СОЗДАЮТСЯ
КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
Когда я пришел работать в
психологический центр, я уже имел опыт самой
разнообразной работы: от психиатрической
клиники до научной лаборатории. Конечно, мне
приходилось консультировать и детей, и
родителей, но эта деятельность носила
эпизодический характер.
У меня за плечами был университет и несколько лет
обучения гештальт-терапии, но понимания того, как
конкретно можно помочь людям преодолеть свои
проблемы, все это образование мне не дало. Тем
более что здесь, в ПМС-центре, мне пришлось иметь
дело с детьми, требовать от которых
непосредственного осознавания (что и является
ведущей силой изменений в гештальт-подходе) было
наивно.
Владение диагностическими методиками также мало
чем помогало — я никак не мог взять в толк, что
мне дает знание об уровне тревожности или
особенностях самооценки ребенка в практическом
плане? Диагностика проведена, но что дальше-то
делать? Откуда взять конкретные методики
изменений и с какого бока подступиться к
конкретному человеку, с чего начать?
ОЩУЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Я полагаю, что эти вопросы встают перед каждым
начинающим психологом, если он не получил
систематического и долгосрочного обучения в
рамках конкретной терапевтической школы, пройдя
через личную терапию, впитав в себя опыт анализа
различных случаев и работы с супервизором.
Учитывая ту немалую ответственность, которую
ощущает человек нашей профессии (ведь от твоих
действий зависит психическое состояние
человека, а если речь идет о ребенке, то и его
дальнейшее развитие!), хочется использовать
что-нибудь проверенное, предсказуемое,
безопасное. Но что делать, если ничего надежного,
подходящего именно к этому случаю, под рукой (или,
точнее, «за душой») у специалиста не оказалось?
Но вот наступило время первой консультации.
Передо мной конкретная мама и ее конкретный
ребенок, пора начинать, назад пути нет. Человек
ждет от тебя реальной помощи, смотрит с волнением
и надеждой, и ты прямо-таки кожей чувствуешь, что
кроме тебя ему некому помочь. Это приводит в еще
большее смущение, замешательство нарастает,
переходит в недовольство собой, и ты уже
начинаешь думать, что зря во все это ввязался, что
надо было преподавать спокойно биологию или
физику, а то и вовсе остаться в дворниках: метешь
себе двор и горя не знаешь, а тут... Да сделай же
что-нибудь, наконец, или хотя бы не молчи! Вспомни,
чему тебя учили!
Стоп, ведь меня чему-то учили?! Спокойствие,
только спокойствие. Что, собственно, беспокоит
эту маму? Как-то я о ней совершенно забыл. Так,
спрошу-ка еще раз. Ага, ребенок плохо учится,
получает двойки. Все говорят, что он умный, но
ленивый. Так-так, а лет ему сколько? Двенадцать.
И почему дети не учатся? Я вот всегда учился
хорошо, и это было совсем не трудно. Так что на
собственный опыт не опереться. Что я помню из
возрастной психологии? Подростковый возраст,
«буря и натиск», протестные реакции,
самоутверждение... в этом что-то есть. Может, он
так протестует? Ну что ж, вот и есть одна гипотеза,
проверим.
Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "Простуды Нет!". На сайте опубликованы материалы о профилактике простуды, лечении ОРВИ и гриппа (цитовир для детей, которым уже исполнился год), советы врачей, топ-5 продуктов от простуды, а также "Клуб здоровья". Всё это и многое другое Вы сможете найти на сайте, который располагается по адресу: http://proctudi.net/.
А МАМА ПЕРЕЖИВАЕТ...
Да, кстати, может быть, у родителя есть еще
какие-то жалобы? Нас учили: будьте внимательны к
другим людям, особенно если они ваши клиенты.
Слушайте их, помогайте им рассказывать о том, что
их беспокоит, поддерживайте в страдании... Точно,
ведь мама в этой ситуации страдает!
Поговорю-ка я с ней обо всем этом.
— Вы, я вижу, сильно переживаете за своего сына. А
что вас еще беспокоит в нем и в ваших отношениях?
Спокойно, будь внимательным, слушай
сосредоточенно и не забывай обдумывать или хотя
бы запоминать сказанное. Черт, надо было
приготовить блокнот, чтобы записывать! Хорошо, к
следующей консультации сделаю (вот и еще одно
важное открытие!). А пока напряжем память. Так,
мальчик не убирает кровать, разбрасывает вещи,
скандалы из-за беспорядка. Кстати, а есть ли у
мальчика своя территория? Это же очень важно! А
откуда я об этом знаю? Да ведь я сам тоже когда-то
был мальчиком! Так, письменный стол в большой
комнате.
— А комнат сколько? Две? И живете вы вдвоем? А где
он спит? У вас общая спальня?!
Тихо, тихо, не надо так открыто показывать свое
удивление! И нечего еще торжествовать. Понятно,
что за этим кроется что-то важное, только
спокойнее, спокойнее. Ну вот, похоже, мама
заметила мое недоумение. Но я еще сам не понял,
что открыл! Надо уточнить:
— Простите, я не совсем понял... Вы спите с сыном в
одной комнате? Ну да, у каждого своя кровать. А
стол сына где стоит? В другой? И комнат две? То
есть в одной комнате он спит, а в другой
занимается. Вернее, в основном не занимается
уроками. А, так это гостиная! И вы тоже за этим
столом иногда работаете? Скажите, пожалуйста, а
какое-то свое место у мальчика есть? Полка в
шкафу? (! — это уже про себя.)
НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ
Ну вот, кажется, ситуация проясняется. Вот тебе
и повод для протеста! Будем рассуждать логически.
Во-первых, ребенку, как и всякому человеку, нужна
своя территория (по себе знаю). А в этом возрасте
просто необходима! Чтобы помечтать, побыть
наедине с собой, устроить все по-своему, ведь
подростки так стремятся к независимости, они
хотят, чтобы к ним относились как к большим.
Но вести себя как взрослые они еще не всегда
способны. И задача родителей — помочь ребенку
освоить взрослое поведение.
А как? Давай, соображай быстрее! Так-так-так, спят
в одной комнате, отца нет... Ой, а сын ей в этом
случае кто? На символическом, конечно, уровне.
Получается, муж! Двойственная позиция — на
бессознательном уровне мальчик не вполне
понимает, какую роль он играет для матери, а если
вспомнить психоанализ и проблемы полового
созревания (в том числе и свой опыт в этом
вопросе), то...
Ну и что это нам дает? А то, что им надо срочно
разъезжаться по разным комнатам! По всей
совокупности причин. Как же это маме-то сказать?
Постой-постой, а с ребенком-то я не поговорил! Век
живи, век учись. Сидит в коридоре, скучает. Как-то
неправильно это. Ладно, маме пока ничего говорить
не буду, займусь мальчиком. Как это лучше сделать?
Наверное, раз с мамой я говорил без него, значит, и
с ним следует беседовать без мамы! Логично и
справедливо (это важно: у подростков обострено
чувство справедливости, я уже и так его несколько
обострил).
А о чем с ним говорить? О больном сразу, наверное,
нельзя — вон как сжался! Тогда, может быть, о
чем-нибудь отвлеченном? Нет, лучше все-таки про
него. Начнем с фактов. В каком он классе и чем
увлекается? А уже потом перейдем к домыслам типа
«есть ли у тебя проблемы». А может, ему предложить
все-таки какой-нибудь тест? Что-нибудь простое и
увлекательное, чтобы заинтересовать и вообще
посмотреть на возможности. Например,
несуществующее животное.
Ага, согласился. Ух, как он сосредоточен! Это,
конечно, не уроки, но все равно показательно. Ему
интересно, потому так и старается. Кстати, можно
как раз и расспросить о любимых (интересных) и
нелюбимых (неинтересных) предметах! А потом
узнать, как он вообще делает уроки — что сначала,
что потом, сколько времени...
ПЕРЕВЕРНУТЬ СИТУАЦИЮ
Кстати, ведь детей с подобными проблемами,
наверное, много. Так что надо бы собирать
информацию, для дальнейшей работы пригодится!
Что еще может быть важным? Да, сосредоточенность
— это что? Есть еще слово «собранность». Чем
собранней человек, тем быстрей и лучше он
способен выполнять работу (это, похоже, из
инженерной психологии — никогда этим не
увлекался, но надо же, помню!).
С другой стороны, чем интереснее деятельность,
тем выше внимание. Вот, еще одно важное слово!
То есть надо сделать процесс учения интересным. А
что может привнести интерес в нелюбимый предмет?
Стоп, а почему мы не любим историю? Чем она-то
провинилась? Ну, я еще понимаю, русский, сам
никогда писать не любил, мама вечно говорила:
«пишешь как курица лапой». Но история — это же
интересно! Впрочем... ведь это как рассказать.
Есть мастера рассказывать анекдоты — любой, даже
самый примитивный преподнесут так, что живот
надорвешь. А есть другие — что бы ни рассказывали
тебе, все равно скукотища. И учителя так же!
Надо расспросить про учителей — кто добрый, кто
злой, как он себя чувствует на их уроках. И вообще,
сам он руку поднимает или нет? Хотя это я куда-то в
сторону отклонился. Если учитель «плохой», то и
предмет «неинтересный»! Но ведь предмет не
виноват — это факт. И любой разумный человек с
этим согласится. А наш парень, безусловно,
разумный. А любое «да» двигает контакт и помогает
человеку принять позицию другого (это я где-то
читал или на лекциях было?).
Так, что еще важно? А двойки-то получать приятно?
Наверное, нет. Но это он должен сам прояснить. А
когда мама ругается? Тоже нет! Вот и стимулы для
изменений! А если к этому еще добавить
собственную территорию как знак признания его
взрослости, то это может перевернуть ситуацию!
Так, нарисовал. Ого, какой добрый зверек! Тревоги
почти нет. Пусть расскажет о нем немного. Здесь,
конечно, есть над чем подумать, но я сделаю это
позже. А сейчас попробуем выяснить все согласно
вновь придуманному плану.
ПОПРОБУЕМ ЖИТЬ ПО-НОВОМУ
Надо же, похоже, это работает! И двойки
неприятны, и ругань, и учителя действительно
разные, и на уроках все по-разному бывает...
— Поменять ситуацию хочешь? Научиться не бояться
учителей, получать пятерки, быть
самостоятельным?
Конечно, кто в этом возрасте от такого откажется!
Тем более что признаков патологии не выявлено и
семья вполне благополучная.
— Давай вместе составим план, что надо сделать.
Что ты будешь делать сам, а в чем нужна помощь
мамы.
Ой, а времени-то уже сколько!
— Ты ко мне еще придешь? Давай, попробуй по-новому
пожить, а через неделю посмотрим, что у тебя
получилось. Я уверен, что обязательно получится!
Теперь еще с мамой поговорить насчет разъезда.
Какая умная женщина, все поняла.
— Как-то не задумывалась об этом, но вы правы. Это
все мы сделаем хоть завтра.
Отлично. И сказать, чтобы попробовала доверять
сыну. А сыну попробовать делать все самому —
убирать постель, порядок в вещах, уроки... (Но это
наш с тобой секрет. Если хочешь, расскажешь маме,
что мы тут делали.)
Так, договариваемся о встрече. Прощаемся.
Все! Ух, как я устал! Вроде они счастливыми ушли. А
что я сделал-то? И что делать в следующий раз? Что
я сегодня не успел?
Приемы сосредоточения — точно, это ведь можно
тренировать! Надо порыться в литературе, да и
просто подумать об этом. А пока запишу-ка я
основные моменты консультации и, главное, свои
открытия! А дальше буду дополнять, развивать...
Сосредоточенность, внимание, территория, где
спит, любимые и нелюбимые, чувства. Да, пожалуй,
сначала надо смотреть ребенка. Родитель —
взрослый, ему проще ждать.
— Что? Вы ко мне? Одну минуту, пожалуйста!
Так, на этот раз с девочкой. Надо собраться. А как?
О, а методика Алиева? Ну-ка, ну-ка: стоим прямо руки
опущены... сосредоточились на руках... класс!
Кстати, а почему бы не научить того мальчишку? Но
об этом я подумаю позже.
— Здравствуйте. Меня зовут Александр Филиппович,
а вас? А тебя как зовут? Ты в каком классе учишься?
Что вас беспокоит? Страхи? Чего боится? Понятно.
Давно это началось? С чем вы это связываете? Не
знаете. Хорошо. Таня, давай мы с тобой немного
пообщаемся, а мама подождет в коридоре. Хорошо? Ну
вот и отлично.
Боже, что теперь-то делать?! Страхи — это Захаров.
Рисование.
— Давай-ка мы с тобой порисуем...
Александр ШАДУРА
|