Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

БЕСПОЛЕЗНОЕ БАЛОВСТВО?

Школа — это то место,
где нам дают ответы на вопросы,
которые мы не задавали.

Из сочинения
десятиклассника

 

Определимся сразу. В этой статье, говоря о творчестве, мы будем понимать его как созидание нового. Причем и объективно нового (того, чего не было раньше), и субъективно нового (того, что ребенок впервые открыл для себя, — произвел умственное действие, которому его специально никто не обучал; это, несомненно, творческий момент в его жизни и образовании). Мы будем придерживаться того подхода к пониманию творчества, который был близок К. Роджерсу: «Творческий характер имеют... действия ребенка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса; молодого автора, пишущего свой первый роман».
Творчеству в современном образовательном процессе отведено своеобразное место: место притягательного дополнения к обязательному содержанию. Творчество — это удел дополнительного образования, специальных психологических занятий, это «подарок» учащимся в последний день четверти, когда все равно бессмысленно начинать новую тему, а урок проводить надо... Этакое баловство, лакомство. Приятное, но необязательное.

РОЖДЕНИЕ НОВОГО

Это досадное и на самом деле довольно опасное заблуждение. Созидание нового — неотъемлемая часть человеческой жизни и жизни нашей цивилизации, и этому нужно специально учить, как специально учат детей навыкам переработки информации, чтения, письма, оперирования математическими символами.
С опытом творческой деятельности связано формирование (по крайней мере — возможность формирования) определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений, непохожесть на других и многое другое. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению другого, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте.
В целом, можно говорить о ценности творческого опыта для человека, которая заключается в следующем:
Проживание ситуации «здесь и сейчас», погруженность в настоящее.
Наивность, естественность, открытость.
Отказ от всего, что мешает творить: сильного «эго» и давящего «альтер-эго».
Отказ от страха.
Сила и мужество.
Творческое постижение мира вместо абстрактного познания.
Обретение внутренней целостности и гармонии с собой.
Переживание своей уникальности и понимание другого в момент творчества.
И что — все это просто дополнение к основному содержанию предмета?
Конечно, нет. Творческий опыт должен быть (и, к счастью, все чаще действительно становится) нормальной составляющей того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе. А технологии, процедуры и дидактические приемы, работающие на получение человеком такого опыта, — делаются обязательной частью этого процесса.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

В ответ на такое утверждение очень часто можно услышать: все это замечательно, но когда этим заниматься? У педагога нет времени, он зажат рамками образовательного стандарта, который совсем «про другое» — про любимые всеми учебно-предметные ЗУНы. Каждый урок расписан по минутам, нет времени на закрепление, а вы про творческий опыт...
Что можно ответить? Это и так, и не так. Все зависит от точки отсчета, выбранной самим педагогом. Один и тот же материал, в одном и том же объеме может быть подан в разной форме: репродуктивной, творческой, исследовательской, ценностно-смысловой. Соответственно, и опыт учеником будет получен разный.
В чем проявляется учебное творчество? Его основные черты таковы:
Видение новой проблемы в знакомой ситуации.
Видение целостной структуры объекта и его новой функции.
Самостоятельное комбинирование известных способов действия, превращение их в новый способ действия.
Нахождение различных вариантов решения проблемы и альтернативных доказательств.
Самостоятельный перенос (ближний и дальний) знаний и умений в принципиально новую ситуацию.
Построение принципиально нового способа решения проблемы.
Вот как комментирует приведенные выше черты учебного творчества Д.Г. Левитес в своей книге «Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит».
Способность к переносу: «Если сам учитель не боится совершать «рейды» в соседние темы, разделы, в другие предметы, в различные внешкольные, внеучебные ситуации, связывая их с изучаемым на уроке материалом, — подобные переносы вслед за ним очень быстро усваивают ученики. Широкую популярность приобретают в настоящее время интегративные уроки, межпредметные конференции, межпредметные и надпредметные учебные проекты и игры — все это один из способов развития творческих способностей».
Видение целостной структуры: «Когда новый материал изучается индуктивным путем или сложный объект рассматривается сначала по частям, — не спешите сами делать вывод, обобщения, показывать всю картинку. Предоставьте эту возможность своим ученикам».

СИТУАЦИИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

Ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не обеспечивают приобретение человеком творческого опыта. Творчеству можно научить, но по-иному, чем учат знаниям и умениям. Как?
Психологией накоплен определенный багаж знаний и, что еще важнее, научных рекомендаций по развитию способности к творчеству, а педагогика, частично опираясь на эти рекомендации, частично — на творческий потенциал своих лучших представителей, разработала множество конкретных приемов и методов. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего — ряд общих рекомендаций и принципов, на которые необходимо опираться, конструируя на уроке ситуации для творчества.
Говоря о развитии творческости, Э. де Боно формулирует следующие принципы:
Выделение необходимых и достаточных условий решения задачи.
Развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода.
Развитие способности видеть многофункциональность вещи.
Развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы.
Развитие способности к осознанию стереотипной (привлекательной, навязанной авторитетом) идеи и освобождения от ее влияния.
Близки и в чем-то дополняют эти принципы требования к приемам стимулирования творчества, предложенные Торренсом.
Содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (на определенные короткие промежутки времени).
Возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.
Обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность.
Обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей.
В практической педагогике существуют различные подходы к реализации этих принципов и требований в конкретной учебной деятельности: развитие творчества на основе системы творческих и исследовательских заданий, технологии проблемного обучения и т.д.

На основе системы
творческих заданий

В.А. Бухвалов выделяет следующие виды творческих заданий:
а) выбор требуемой информации из предложенной;
б) исправление ошибок; установление взаимосвязей — закономерностей;
в) объединение (систематизация);
г) сравнение;
д) доказательство, опровержение;
е) составление плана деятельности;
ж) моделирование;
з) установление причин;
и) определение последствий;
к) определение новых функций;
л) решение противоречий;
м) поиск проблем;
н) анализ научных закономерностей и теорий.
Творческие задачи первых шести видов решаются с помощью информации, имеющейся в учебниках. Для решения других творческих задач можно использовать различные методы активизации мышления, такие как мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, морфологический метод, метод творческих преобразований (см. далее).
Применять творческие задания можно и нужно на всех этапах изучения темы.
Целесообразно также чередовать репродуктивные и творческие задания на этапе закрепления изученного материала, проводить отдельные уроки решения творческих задач, выполнять творческие практические и зачетные работы.

На основе системы
исследовательских
заданий

Исследовательские задания — это задания по поиску в литературе, природной и культурной среде нерешенных проблем, их решение и практическая проверка полученных решений. Виды исследовательских заданий:
1. Теоретический анализ нерешенной проблемы.
2. Создание новых методов исследования.
3. Анализ научных теорий и определение «белых пятен» — фактов, которые теория не может объяснить.
4. Описания открытий и изобретений.
5. Описание новых нерешенных проблем.
6. Творческие биографии ученых.
Возможности применения исследовательских заданий в учебном процессе достаточно широки. Во-первых, это обучение детей методам научных исследований на уроках: реферирование научно-популярной литературы, анализ решенных научных проблем, поиск подходов к решению нерешенных научных проблем. Это обучение технологиям научного исследования, проведение первых исследований и оформление рефератов. Наконец, это организация самостоятельного поиска и исследования научных проблем.
Для обучения самой методологии исследовательской деятельности в педагогике успешно используется специальная образовательная технология, о которой речь пойдет ниже.

Технология
проблемного обучения

Технология ориентирована на поиск резервов умственного развития и прежде всего — творческого мышления учащихся, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося при максимальной самостоятельности первого и общем руководстве второго.
Общая схема технологии проблемного обучения:
Осознание общей проблемной ситуации и ее анализ.
Формулировка конкретной проблемы.
Решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка.
Проверка правильности решения проблемы.
Очевидно, что центральным понятием и основной заботой учителя, использующего проблемную технологию, является проблемная ситуация. В чем ее специфические особенности? Ситуация содержит неизвестное, которое должно быть раскрыто (названо, определено) в возникшей проблемной ситуации. У учащихся есть возможность на доступном им уровне проанализировать условия и открыть неизвестное. У человека, анализирующего такую ситуацию, возникает потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия. В этом секрет особого воздействия на учащего проблемной учебной ситуации, стимулирующей творчество, гибкость мышления, здесь заключается мотивация на поиск нового.
Виды проблемных ситуаций в обучении:
1. Несоответствие между имеющимися у учащегося знаниями и новыми требованиями (старыми знаниями и новыми фактами, житейскими и научными знаниями, знаниями более низкого и более высокого порядка).
2. Необходимость выбора из имеющихся знаний единственно необходимых, использование которых может обеспечить правильное решение.
3. Новые практические условия использования уже имеющихся знаний.
4. Противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической нецелесообразностью или невозможностью выбранного способа.
5. Отсутствие прямого соответствия между внешним видом схематических изображений и конструкцией технического устройства.
6. Противоречие между статическим характером изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

НЕ ОТКЛАДЫВАЯ НА ПОТОМ

Насыщая тот или иной вид проблемных ситуаций практическим содержанием, можно создавать на уроке особую обстановку — для получения учениками опыта учебного творчества.
Вот что пишет об этом Д.Г. Левитес: «Если учитель сам активно и широко применяет в своей работе метод проблемного обучения (обучение как исследование, мастерская знаний, проблемный семинар или проблемная лекция), его ученики раньше или позже начинают нащупывать проблемы, актуализировать противоречия в самых, казалось бы, стандартных ситуациях. Чаще проблема бывает с самим учителем, когда из-за слабого владения материалом или из-за боязни класса учитель интуитивно или сознательно старается избежать неожиданных детских вопросов».
Возможности для учебного творчества есть в каждом предмете, каждой теме. Иногда их можно удачно вплести в урок по изучению нового материала, иногда стоит организовать отдельный урок творческого или исследовательского характера, чтобы представить творческую реальность образования ученику во всей ее полноте.
Возможности есть. Но их можно заметить или упустить, специально акцентировать на них внимание или отложить «на потом» как нечто необязательное. Все зависит от учителя и от того, прежде всего, каким он сам видит процесс образования и его предназначение.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

 


АЛГОРИТМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
(по В.А. Бухвалову)

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

1. Прочтите внимательно условие задачи и предложите все возможные, в том числе и абсурдные, гипотезы ее решения.
2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите из них те, которые наиболее вероятны.

СИНЕКТИКА

Это метод творческих задач путем поиска аналогий.
Внимательно прочтите условие задачи и предложите все возможные варианты ее решения. Для этого постарайтесь найти все следующие виды аналогий:
1. Прямая аналогия — с некоторой системой живых или неживых процессов в природе (круговорот воды, симбиоз и др.)
2. Личная аналогия — представить себя в образе той системы, в которой возникла проблема. Что стоило бы изменить?
3. Символическая аналогия — изображение условий задачи в виде рисунка, схемы.
4. Фантастическая аналогия — изложение условий задачи в виде сказки и применение фантазийных ситуаций для поиска ответов.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.
1. Выберите систему для преобразования.
2. Выберите 4–5 случайных объектов и запишите характерные для них признаки.
3. Попытайтесь придать выбранной системе признаки случайных объектов и составьте описание преобразованной системы.

МЕТОД
ТВОРЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Для этого можно использовать как приведенную ниже таблицу преобразований, так и последовательные вопросы. В любом случае учащимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования.

Преобразующие вопросы

1. Альтернативное применение
Можно ли данный объект использовать иначе?
Можно ли использовать по-другому, если немного изменить?
На что данный объект похож, что он напоминает?
На кого данный объект похож, кого он напоминает?
Какие у вас возникают идеи, когда вы смотрите на данный объект?

2. Изменения
Можете ли вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения?
Какой неожиданный поворот в изменении этого объекта вы могли бы придумать?
Можете ли вы изменить свой голос, прическу, свой внешний вид?
Можно ли улучшить, усовершенствовать данный объект?

3. Уменьшение
Можно ли сократить данный процесс по времени?
Можно ли сделать этот объект меньше, короче, легче, тоньше, слабее?
Можно ли сделать этого человека менее заметным?
Что еще можно облегчить, укоротить, убрать?

4. Увеличение
Можно ли увеличить продолжительность этого процесса?
Можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще?
Можно ли сделать так, чтобы человек стал заметнее, ярче?
Что еще можно усилить, увеличить, добавить?

5. Замещение
Можно ли заменить название?
Что еще можно использовать вместо этого?
Кто мог бы успешно заменить этого человека?
  Можно ли взамен этого использовать другой механизм, процесс, другой источник энергии?
Можно ли это сделать в другом месте, в другое время?

6. Перемещение
Могут ли эти люди поменяться своими местами, своими делами?
Можно ли поменять части местами?
Можно ли это сделать в другой последовательности?
Можно ли перевернуть роли, сделать их противоположными по «знаку»?
Можно ли перевернуть данный объект, вывернуть наизнанку?
И т.д.

Таблица возможных преобразований
Переместить Пересадить Упорядочить Успокоить
Снизить Удалить Расположить
по-новому
Усложнить
Добавить Адаптировать Ускорить Заимствовать
Сузить Ассимилировать Игнорировать Наладить
сеть связей
Заменить Сдвинуть Уплотнить Упростить
Усилить Обозначить Освежить Вставить
Организовать Избавиться Усомниться Оптимизировать
Переставить Переработать Исправить Смягчить
Увеличить Сделать
максимальным
Сделать
минимальным
Привести
в движение