Психология художественного
творчества:
хрестоматия
Сост.
К.В. Сельченок
Минск: Харвест, 2003
Минская серия «Библиотека
практической психологии» пополнилась новым
томом — весьма содержательным и интересным, хотя
и никакого отношения не имеющим к практической
психологии. Таково уж веяние времени: говорить о
психологии, не добавляя при этом «практическая»,
отчего-то считается дурным тоном.
Вероятно, какие-то практические аспекты в
проблеме художественного творчества и могут
быть усмотрены, но для этого кому-нибудь из
нынешних «практически психологов» надо было бы
написать свою книжку в духе времени. Минские
издатели решили пойти по другому пути — собрать
под одной обложкой фрагменты работ прошлых лет.
Такая тактика очень экономична — ни Выготский,
ни Ломброзо, ни Арнхейм гонораров не потребуют,
не говоря уже про Ламу Анагарика Говинда.
Ссылки на источники, из которых взяты фрагменты,
иной раз могут ввести в заблуждение — указаны
преимущественно публикации 90-х годов. На самом
деле речь идет о сравнительно новых переизданиях
работ многолетней давности. Когда же публикуются
недавние работы из малоизвестных сборников, то
сразу бросается в глаза, насколько они вторичны и
насколько уступают работам классическим, на
которые, по сути, опираются.
Ведь в последние годы исследования
художественного творчества практически сошли на
нет, современных психологов увлекают совсем
другие проблемы. В силу этого и судьба данной
книги внушает опасения — не верится, что сегодня
она будет пользоваться большим спросом. Тем не
менее ее выход стоит приветствовать.
Как и большинство хрестоматий, книга ценна тем,
что делает широко доступными — хотя бы
фрагментарно — редкие работы прошлых лет, а
также небезынтересные статьи, опубликованные в
малодоступных источниках. Составителем все
фрагменты объединены в три больших раздела,
расплывчато названные «Тайна прекрасного»,
«Загадка таланта» и «Секреты творчества».
Куда ни посмотри — сплошные секреты и загадки!
Вопреки ожиданиям, отгадок тексты почти не
содержат. Подобно чаньским коанам, они словно
ставят задачи, неразрешимые традиционным путем и
требующие творческого озарения. Что ни говори, а
творчество по сей день остается загадкой,
недоступной для рутинного манипулирования.
Было бы, впрочем, несправедливо считать
хрестоматию абсолютно практически бесполезной.
В решении проблем диагностики и развития
творческих способностей (имеющих несомненную
практическую значимость!), любому психологу
необходимо учитывать те идеи и подходы, которые
уже сформулированы специалистами и знатоками.
Подобно тому, как попытки измерить интеллект
оказываются бесплодны в отсутствие
теоретической концепции интеллекта, так и любые
подходы к креативности лишены смысла без опоры
на представления о природе творческой
деятельности.
Новая хрестоматия демонстрирует, что в
практической работе в данном направлении есть на
что опереться (при том, что многие идеи в данной
области не бесспорны, а порой и противоречивы). А
вот в чем может состоять такая практическая
работа — нынешние психологи, к сожалению,
помалкивают.
Может быть, потому, что не читали таких книг и не
знают, на что опереться?
Сергей СТЕПАНОВ
|