Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология художественного творчества:
хрестоматия

Сост.
К.В. Сельченок
Минск: Харвест, 2003

Минская серия «Библиотека практической психологии» пополнилась новым томом — весьма содержательным и интересным, хотя и никакого отношения не имеющим к практической психологии. Таково уж веяние времени: говорить о психологии, не добавляя при этом «практическая», отчего-то считается дурным тоном.
Вероятно, какие-то практические аспекты в проблеме художественного творчества и могут быть усмотрены, но для этого кому-нибудь из нынешних «практически психологов» надо было бы написать свою книжку в духе времени. Минские издатели решили пойти по другому пути — собрать под одной обложкой фрагменты работ прошлых лет. Такая тактика очень экономична — ни Выготский, ни Ломброзо, ни Арнхейм гонораров не потребуют, не говоря уже про Ламу Анагарика Говинда.
Ссылки на источники, из которых взяты фрагменты, иной раз могут ввести в заблуждение — указаны преимущественно публикации 90-х годов. На самом деле речь идет о сравнительно новых переизданиях работ многолетней давности. Когда же публикуются недавние работы из малоизвестных сборников, то сразу бросается в глаза, насколько они вторичны и насколько уступают работам классическим, на которые, по сути, опираются.
Ведь в последние годы исследования художественного творчества практически сошли на нет, современных психологов увлекают совсем другие проблемы. В силу этого и судьба данной книги внушает опасения — не верится, что сегодня она будет пользоваться большим спросом. Тем не менее ее выход стоит приветствовать.
Как и большинство хрестоматий, книга ценна тем, что делает широко доступными — хотя бы фрагментарно — редкие работы прошлых лет, а также небезынтересные статьи, опубликованные в малодоступных источниках. Составителем все фрагменты объединены в три больших раздела, расплывчато названные «Тайна прекрасного», «Загадка таланта» и «Секреты творчества».
Куда ни посмотри — сплошные секреты и загадки! Вопреки ожиданиям, отгадок тексты почти не содержат. Подобно чаньским коанам, они словно ставят задачи, неразрешимые традиционным путем и требующие творческого озарения. Что ни говори, а творчество по сей день остается загадкой, недоступной для рутинного манипулирования.
Было бы, впрочем, несправедливо считать хрестоматию абсолютно практически бесполезной. В решении проблем диагностики и развития творческих способностей (имеющих несомненную практическую значимость!), любому психологу необходимо учитывать те идеи и подходы, которые уже сформулированы специалистами и знатоками. Подобно тому, как попытки измерить интеллект оказываются бесплодны в отсутствие теоретической концепции интеллекта, так и любые подходы к креативности лишены смысла без опоры на представления о природе творческой деятельности.
Новая хрестоматия демонстрирует, что в практической работе в данном направлении есть на что опереться (при том, что многие идеи в данной области не бесспорны, а порой и противоречивы). А вот в чем может состоять такая практическая работа — нынешние психологи, к сожалению, помалкивают.
Может быть, потому, что не читали таких книг и не знают, на что опереться?

Сергей СТЕПАНОВ