Маленький
исследователь:
как научить дошкольника
приобретать знания
Маленький исследователь:
как научить младшего школьника
приобретать знания
А.И. Савенков
Ярославль:
Академия развития, 2002
Две книги Александра
Савенкова с почти одинаковыми названиями
отчасти дублируют друг друга. По признанию
самого автора, это связано со специализацией
читающей аудитории: те, кто интересуются
проблемами развития дошколят, редко заглядывают
в книги про школьную жизнь. Ну а для учителей и
подавно характерен некоторый снобизм по
отношению к дошкольному образованию. Поэтому
тема одна, проблематика общая, история вопроса,
естественно, тоже. А книжки — две. Для тех, кто
работает с младшими школьниками, и для тех, кто
имеет дело с малышами.
Книги посвящены исследовательскому поведению
детей. «Что лежит в его основе? В чем характерные
особенности детской исследовательской
деятельности? Как опыт собственных исследований
влияет на личностное развитие ребенка? Каковы
возможности и перспективы организации
самостоятельных исследовательских изысканий в
рамках учебного процесса?» — вот круг вопросов,
рассматриваемых Савенковым.
Благодаря блистательной эрудиции автора история
вопроса превращается для читателя в
увлекательное путешествие по педагогическим
системам прошлого. А известная доля юмора (одного
из важнейших показателей креативности)
избавляет текст от академичной напыщенности и
излишней претенциозности. Так, например, не без
удовольствия узнаешь об экспериментах
английского психолога Б.Ф. Скиннера по сравнению
исследовательского поведения крыс и людей. Итоги
опытов позволяют заключить, что людям порой
свойственно большее бескорыстие в решении
интеллектуальных задач, чем конкурирующим с ними
интеллектуально продвинутым зверюшкам.
В целом же книга серьезна и обстоятельна, хотя
написана прозрачным и легким языком.
В исследовательской деятельности, по мнению
автора, наиболее рельефно проявляются
творческие способности ребенка. Последние, в
свою очередь, успешно развиваются в ходе
самостоятельного поиска. Природа творчества
едина как для взрослого, так и для ребенка.
Поэтому исследовательская деятельность детей
должна организовываться практически по той же
схеме, что и деятельность маститого ученого.
Детей можно и нужно учить ставить проблемы,
выдвигать гипотезы, искать пути доказательств,
обобщать полученные результаты. Это возможно,
доказывает автор, ссылаясь на свою
экспериментальную работу.
Правда, и в общем оптимистическом настрое книги
встречаются настораживающие ноты. Опыт автора
свидетельствует, что собственные исследования
интересны и продуктивны для одаренных детей —
для тех, кто способен к проявлению
интеллектуальной активности. Их, как правило, не
так уж много в стандартном классе массовой школы.
А вот те, кого трудно заподозрить в склонности к
свободному полету, с трудом могут организоваться
для самостоятельной поисковой работы.
Продуктивность занятий для детей с невысокой
креативностью гораздо выше при традиционном
обучении, основанном на трансляции знания и
регламентации деятельности.
Так что не стоит слишком уж заноситься перед
крысами: «школы разные нужны».
Марина АРОМШТАМ
|