Психология творческой деятельности
И.П. Калошина
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
Эта книга представляет собой еще одну
попытку разобраться в механизмах и особенностях
протекания творческой деятельности. Поднимаемая
автором проблема всегда привлекала внимание
исследователей, но при этом полученные ими
данные в лучшем случае дополняли друг друга, а
чаще противоречили.
Одним из таких вопросов принципиального
значения является вопрос о природе творческих
способностей. Автора книги отличает четко
выраженная и обоснованная позиция: творческой
деятельности необходимо учить.
Старейший сотрудник факультета психологии МГУ
опирается на идеи, развиваемые в 60–70-е годы
прошлого века в стенах Московского университета
А.Н. Леонтьевым (деятельностный подход) и
П.Я.Гальпериным (теория поэтапного формирования
умственных действий). Поэтому и начинается книга
с изложения принципов отечественной психологии.
Опираясь на эти принципы, автор предлагает
критерий творческой деятельности, в качестве
которого выступает разработка субъектом новых
знаний, их конструирование для решения задачи.
Механизмы творческой деятельности также
анализируются с позиций деятельностного
подхода.
По мнению автора, обучение творческой
деятельности есть обучение планомерному решению
творческих задач, что предполагает наличие
специального инструментария, с помощью которого
можно установить в любой предметной области
взаимосвязи между известными и неизвестными
явлениями.
Такой инструментарий не представлен ни в
естественно-научных, ни в технических, ни в
гуманитарных областях знания. Главная идея
автора состоит в том, что этот инструментарий —
методологические знания, которые позволяют
человеку планомерно разрабатывать способы
решения творческих задач разных типов и в разных
предметных областях. Автор выделяет четыре типа
методологических знаний: структура
деятельности, математические модели, логические
отношения необходимости—достаточности,
структура языков программирования.
Даже очень простого, весьма схематичного и
поверхностного пересказа основных положений
книги достаточно, чтобы убедиться: не совсем
понятно, а кому же она адресована? Правда,
рекомендована она в качестве учебного пособия
для вузов, что представляется весьма
сомнительным.
Студенты и преподаватели не привыкли к выбранной
автором манере изложения. Обычный язык
психологической литературы — описательный, с
использованием научных терминов и определений, а
не язык математических знаков. Что касается
практиков, то им необходима специальная
подготовка даже для ознакомления с книгой, и
вопрос о применении содержащихся в ней сведений
отпадает сам собой.
Особенностью данного издания является
невозможность чтения его по частям, которые не
существуют как самостоятельные логические
разделы, а могут быть рассмотрены лишь как части
целого. С учетом вышесказанного очевидно, что
чтение данной книги — нелегкая работа.
Марина СТЕПАНОВА
|