Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология творческой деятельности

И.П. Калошина
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

Эта книга представляет собой еще одну попытку разобраться в механизмах и особенностях протекания творческой деятельности. Поднимаемая автором проблема всегда привлекала внимание исследователей, но при этом полученные ими данные в лучшем случае дополняли друг друга, а чаще противоречили.
Одним из таких вопросов принципиального значения является вопрос о природе творческих способностей. Автора книги отличает четко выраженная и обоснованная позиция: творческой деятельности необходимо учить.
Старейший сотрудник факультета психологии МГУ опирается на идеи, развиваемые в 60–70-е годы прошлого века в стенах Московского университета А.Н. Леонтьевым (деятельностный подход) и П.Я.Гальпериным (теория поэтапного формирования умственных действий). Поэтому и начинается книга с изложения принципов отечественной психологии.
Опираясь на эти принципы, автор предлагает критерий творческой деятельности, в качестве которого выступает разработка субъектом новых знаний, их конструирование для решения задачи. Механизмы творческой деятельности также анализируются с позиций деятельностного подхода.
По мнению автора, обучение творческой деятельности есть обучение планомерному решению творческих задач, что предполагает наличие специального инструментария, с помощью которого можно установить в любой предметной области взаимосвязи между известными и неизвестными явлениями.
Такой инструментарий не представлен ни в естественно-научных, ни в технических, ни в гуманитарных областях знания. Главная идея автора состоит в том, что этот инструментарий — методологические знания, которые позволяют человеку планомерно разрабатывать способы решения творческих задач разных типов и в разных предметных областях. Автор выделяет четыре типа методологических знаний: структура деятельности, математические модели, логические отношения необходимости—достаточности, структура языков программирования.
Даже очень простого, весьма схематичного и поверхностного пересказа основных положений книги достаточно, чтобы убедиться: не совсем понятно, а кому же она адресована? Правда, рекомендована она в качестве учебного пособия для вузов, что представляется весьма сомнительным.
Студенты и преподаватели не привыкли к выбранной автором манере изложения. Обычный язык психологической литературы — описательный, с использованием научных терминов и определений, а не язык математических знаков. Что касается практиков, то им необходима специальная подготовка даже для ознакомления с книгой, и вопрос о применении содержащихся в ней сведений отпадает сам собой.
Особенностью данного издания является невозможность чтения его по частям, которые не существуют как самостоятельные логические разделы, а могут быть рассмотрены лишь как части целого. С учетом вышесказанного очевидно, что чтение данной книги — нелегкая работа.

Марина СТЕПАНОВА