НЛП:
управление креативностью
Р. Дилтс
СПб.: Питер, 2003
Чтение этой книги — занятие непростое. Мне,
например, было трудно разбираться в ней, хотя в
свое время я прошла несколько уровней обучения
НЛП у М. Аткинсон.
Все дело в том, что материал подается автором
концентрированно, сложна и структура его
изложения. Большинство ключевых понятий Р. Дилтс
представил в виде близких любому последователю
НЛП когнитивных карт (схем), разобраться в
которых читатели должны самостоятельно,
поскольку каких-либо комментариев к ним не
дается.
Те же, у кого хватит терпения прочитать книгу
целиком, будут вознаграждены, поскольку в ней
содержится много ценной информации и конкретных
программ по развитию креативности. А если что и
можно эффективно развивать при помощи НЛП, так
это именно креативность. Поскольку она (цитирую
Дилтса) «в высокой степени индивидуализирована и
интерактивна по своей природе».
Основной задачей книги автор считает вооружение
читателей моделями и инструментами, с помощью
которых они могут управлять своими творческими
процессами как на микро-, так и на макроуровне.
Микроаспекты креативности Р. Дилтс связывает с
личной креативностью человека, а макроаспекты —
с неким образованием, которое он называет
«со-креативность», влияющим на процессы
межличностного и внутригруппового
взаимодействия.
В соответствии с этим книга состоит из трех
больших частей: «Личная креативность»,
«Совместная креативность» и «Управление
групповой креативностью», каждая из которых
соответствует единой логике обучения.
Весь материал организован таким образом, чтобы
максимально вовлечь читателей в процесс
интерактивного обучения. Этого автор добивается
при помощи системы упражнений, «стимулирующих и
продвигающих самомотивированное и
самоуправляемое обучение». Р. Дилтс даже
предлагает рассматривать эту книгу как
разновидность рабочей тетради.
Заниматься он рекомендует самостоятельно,
оговаривая при этом, что более эффективно
выполнять большинство упражнений в паре или даже
в рамках учебной группы, что позволит
обмениваться результатами и впечатлениями.
Представленные упражнения относятся к двум
типам обучающей деятельности: исследовательской
(где читателям предлагается актуализировать
собственный поведенческий опыт, развивая при
этом бессознательную компетенцию) и прикладной
(в ходе которой требуется решать конкретные
задачи, способствующие развитию осознанной
компетенции и формированию специальных навыков).
Многие из прикладных упражнений (например,
ролевые игры) можно проводить только в условиях
группы.
Не знаю, найдется ли человек, который сумеет
проделать всю предлагаемую Р. Дилтсом работу, но
заняться повышением креативности по
предлагаемой схеме, по крайней мере, на
личностном уровне, вполне возможно и полезно
любому человеку, заинтересованному в своем
творческом и личностном росте.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|