Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

НЛП: управление креативностью

Р. Дилтс
СПб.: Питер, 2003

Чтение этой книги — занятие непростое. Мне, например, было трудно разбираться в ней, хотя в свое время я прошла несколько уровней обучения НЛП у М. Аткинсон.
Все дело в том, что материал подается автором концентрированно, сложна и структура его изложения. Большинство ключевых понятий Р. Дилтс представил в виде близких любому последователю НЛП когнитивных карт (схем), разобраться в которых читатели должны самостоятельно, поскольку каких-либо комментариев к ним не дается.
Те же, у кого хватит терпения прочитать книгу целиком, будут вознаграждены, поскольку в ней содержится много ценной информации и конкретных программ по развитию креативности. А если что и можно эффективно развивать при помощи НЛП, так это именно креативность. Поскольку она (цитирую Дилтса) «в высокой степени индивидуализирована и интерактивна по своей природе».
Основной задачей книги автор считает вооружение читателей моделями и инструментами, с помощью которых они могут управлять своими творческими процессами как на микро-, так и на макроуровне. Микроаспекты креативности Р. Дилтс связывает с личной креативностью человека, а макроаспекты — с неким образованием, которое он называет «со-креативность», влияющим на процессы межличностного и внутригруппового взаимодействия.
В соответствии с этим книга состоит из трех больших частей: «Личная креативность», «Совместная креативность» и «Управление групповой креативностью», каждая из которых соответствует единой логике обучения.
Весь материал организован таким образом, чтобы максимально вовлечь читателей в процесс интерактивного обучения. Этого автор добивается при помощи системы упражнений, «стимулирующих и продвигающих самомотивированное и самоуправляемое обучение». Р. Дилтс даже предлагает рассматривать эту книгу как разновидность рабочей тетради.
Заниматься он рекомендует самостоятельно, оговаривая при этом, что более эффективно выполнять большинство упражнений в паре или даже в рамках учебной группы, что позволит обмениваться результатами и впечатлениями.
Представленные упражнения относятся к двум типам обучающей деятельности: исследовательской (где читателям предлагается актуализировать собственный поведенческий опыт, развивая при этом бессознательную компетенцию) и прикладной (в ходе которой требуется решать конкретные задачи, способствующие развитию осознанной компетенции и формированию специальных навыков). Многие из прикладных упражнений (например, ролевые игры) можно проводить только в условиях группы.
Не знаю, найдется ли человек, который сумеет проделать всю предлагаемую Р. Дилтсом работу, но заняться повышением креативности по предлагаемой схеме, по крайней мере, на личностном уровне, вполне возможно и полезно любому человеку, заинтересованному в своем творческом и личностном росте.

Ольга РЕШЕТНИКОВА