Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2004
Колонка главного редактора
Это было давно и не у нас. Это было в общине, где собрались люди, стремящиеся к духовному развитию личности. Общиной руководил, разумеется, мудрый наставник. Уезжая читать за океаном курс лекций о внутреннем совершенствовании, наставник оставил своей заместительницей одну из самых достойных женщин в общине. При всех он попросил ее записывать в особый журнал все большие и малые происшествия с указанием нарушителей порядка. Вернувшись, он предложил зачитать журнал на собрании всей общины.
Главным среди нарушителей оказался единственный в общине подросток (много лет спустя он написал книгу, из которой и взят этот рассказ). Последнее место среди нарушителей осталось, естественно, за самой заместительницей наставника. Справедливость записей никто не оспаривал. Что было, то было.
После этого наставник рассказал о своей поездке. Он объяснил, что ему хорошо заплатили за лекции и что кроме основной суммы, идущей в фонд общины, он хотел бы часть денег раздать каждому персонально, руководствуясь изложенным состоянием дел. Первым он подозвал к себе подростка и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели — особенно сам главный нарушитель. Другим возбудителям конфликтов он тоже выдал премии, но все меньше и меньше, так что последняя из премий, доставшаяся заместительнице, оказалась чисто символической. На этом собрание закончилось, и все разошлись в недоумении.
Больше всех недоумевал мальчик, которому было стыдно за доставшиеся ему бессмысленные деньги и который хотел понять, что все это означает. С вопросом об этом он и пришел к наставнику. «Деньги твои, — услышал он в ответ, — ты их заработал. Без конфликтов невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно, они многого стоят».
Правда, будущий автор книги больше не гнался за таким доходом.
История эта — не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих лицом друг к другу.
Может быть, эта история важна при взгляде не только на тех, кого воспитывают, но и на тех, кто воспитывает.
Несправедливый учитель! Невежественный учитель! Злой учитель! Сколько еще можно произнести подобных кошмарных, но жизненных сочетаний. Они ужасны для нашего слуха — родительского, ученического или просто человеческого. И вовсе ужасно, если не ужасны.
Но и плохой учитель, плохой воспитатель оказывается — не для оправдания его будь сказано — полезным. С его бессознательной помощью мы учимся тому, чему никто не научит нас сознательно. Учимся столкновению с властной несправедливостью, с торжествующим невежеством, с неуязвимым злом (и сколько там еще этих кошмарных сочетаний?), с которыми нам придется не раз встретиться в жизни. Это напряженнейшие участки полигона человеческих отношений, на котором испытывают себя детство и отрочество.
Но история эта — не индульгенция и для воспитателя.
Виктор КРОТОВ

TopList